27.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск в статьях
 ГОСТЬ НОМЕРА

Светлана Шанаурина: «Я слышала взрывы водородных бомб»

Просмотров: 3525

Автор: Юлия Дьякова
Выпуск:

26 апреля мир отметил скорбную годовщину чернобыльской катастрофы.

В нашем городе едва ли не каждая пятая семья в той или иной мере причастна к той беде: у кого-то пострадали родственники, кто-то был среди ликвидаторов ЧП... То есть слово «радиация» для многих не пустой звук. Тем более в свете новых событий в Японии.
Наш гость сегодня - терапевт-кардиолог из Смоленска Светлана Шанаурина, которая всю свою юность провела в 60 километрах от эпицентра ядерных взрывов.

Городок, которого нет на карте
Юность Светланы Шанауриной прошла на берегу Иртыша, в городке, затерянном в степях Казахстана. Там она закончила с золотой медалью школу, познакомилась с будущим мужем и... ежедневно получала немыслимые дозы радиации.
- Всего в нескольких десятках километров от того места, где я жила и училась, находился знаменитый Семипалатинский испытательный полигон, где проводили испытания ядерного оружия, - рассказывает Светлана Михайловна. - Несколько лет назад гриф строгой секретности с этого эпизода нашей истории был снят, поэтому я могу немного рассказать о том, что происходило там в те годы.
Мой отец входил в число испытателей. Позже их стали называть офицерами отряда особого риска. Уезжая, как тогда говорили, исполнять свой долг перед отечеством, он взял с собой туда и нас с мамой. Мы даже не подозревали о том, насколько опасно было находиться в непосредственной близости от взрывов водородных бомб...
В 1954 году, когда Светлане было всего 14 лет, ее семью поселили в закрытом суперсекретном гарнизонном городке. Он был полностью окутан колючей проволокой, и попасть туда можно было, лишь пройдя три контрольно-пропускных пункта. Но за колючей проволокой, как это ни парадоксально, были не мрачные серые бараки и ночные прожектора. Это был настоящий райский уголок, отрезанный от всего белого света. В городке была вся необходимая инфраструктура для полноценной жизни: госпиталь, штаб, Дом офицеров, стадион, школа, жилые трехэтажные дома, шикарные коттеджи для высокопоставленных чиновников и даже зимний сад. Не было только милиции, за ненадобностью... Ведь здесь практически никогда не происходило никаких краж, драк и других правонарушений. Жили только свои, надежные, много раз проверенные люди.
- А городок наш назывался просто - Москва-400, - вспоминает Светлана Шанаурина. - И училась я в школе №1 города Москвы. И не важно, что она находилась от столицы за 3000 километров. Кстати, даже учителя в нашей школе все сплошь были выпускниками МГУ, то есть люди высокообразованные и суперпроверенные.
«Посмотри, Света, это сам Курчатов!»
В городок на Иртыше очень часто наведывались важные и высокопоставленные чины: Лаврентий Берия, знаменитые физики Андрей Сахаров и Яков Зельдович и, естественно, «отец» советской атомной бомбы Игорь Курчатов.
- Помню, однажды папа с балкона позвал меня к себе и, протягивая руку в сторону какого-то высокого бородатого мужчины в каракулевой шапке, произнес: «Вот смотри, дочь, и запомни этот миг на всю жизнь - перед тобой сам Курчатов!» - вспоминает Светлана Михайловна.

Мы не знали о нормах радиационной защиты
- Однажды, - продолжает Шанаурина, - при испытании сверхмощной водородной бомбы «лопнула» наша школа. В прямом смысле слова треснула пополам от фундамента до крыши. Так нам новую школу построили буквально в считанные недели. Кстати, о самих взрывах...  Мы даже не догадывались о вредоносном влиянии ядерных излучений. Более того, тогда мы еще не знали, что такое нормы радиационной защиты. Они были приняты лишь в 1961 году. Мы просто жили и радовались жизни, ходили на танцы, купались и загорали на берегу Иртыша. Единственное, что усложняло нашу жизнь, - это летние песчаные бури и холодные зимы с ледяными ветрами. Но нам постоянно повторяли изо дня в день в школе и дома, что надо терпеть, ведь вы тоже причастны к великому делу создания ядерного щита нашей родины.
Да, причастны, и щит был построен, вот только какими дикими жертвами... В то время, пока физики изучали распад радиоактивного вещества, медики изучали распад клеток человеческого организма. Сегодня уже не секрет то, каким образом действует радиация на здоровье человека. Ведь многие радиоактивные частицы «живут» очень долго. Например, цезий - 28-30 лет, плутоний - 24 тысячи лет!!!
- Мои родители умерли от тяжелых последствий радиации, муж тоже, - говорит Светлана Шанаурина. - Почти все мои одноклассники уже покинули этот мир, и большинство из них от раковых заболеваний... Спустя более 50 лет после того, как я покинула те места, в моей крови обнаружены изменения, говорящие о том, что когда-то мой организм подвергался большому радиационному излучению. А между тем люди в Японии сегодня переживают что-то подобное. В этой беде виновата не только стихия, но и сам человек. Поэтому нельзя отстраняться от чужой беды, тем более что чужой беды не бывает. Никто из нас не застрахован. Такова наша жизнь.

 





Яндекс.Метрика