28.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

красота за три копейки в городе из прошлой жизни

 Телескоп
Зачем Хлестакову красный галстук? Что делать в городе, где не топят, нет горячей воды, а по рельсам ходят доисторические трамваи? И как сны об умершем возлюбленном помогают удачно выйти замуж? Об этом мы беседовали с главным режиссером смоленского драмтеатра Анатолием Ледуховским.

Автор: екатерина валентинова Выпуск: Просмотров: 1115

Анатолий Ледуховский, основавший "Модельтеатр" в Москве, знаком смоленскому зрителю по эпатажному "Ревизору", поставленному прошлой осенью, и еще двум спектаклям: "Три SES-тры и другие пациенты доктора Чехова" и "Маркиза де Сад".
Что побудило московского режиссера взять на себя руководство провинциальным театром, в то время как народ из глубинки рвется в Москву? Каким представляется наш город столичному жителю? - с этих вопросов начался наш разговор.
- Когда я приехал в Смоленск в конце февраля 2003-го, вышел на вокзале и подумал: "Боже мой, куда я приехал, срочно домой!" - вспоминает режиссер. - Страшный мост, такси "копейки", трамваи, жуткие, разбитые, из какой-то прошлой жизни, обледенелые дороги, гостиница, где не топят и нет горячей воды... Это было в "Центральной", до ремонта. Если бы мне тогда сказали, что я здесь когда-то окажусь на постоянном месте работы, я бы очень сильно удивился. Да и первая моя встреча с артистами была во многом негативной, многие отказались работать в "Маркизе де Сад" - моём первом спектакле в Смоленске... А потом, знаете, когда начинает получаться работа, ты увлекаешься, и все становится милей. И город, в котором ты работаешь, тоже. Признаюсь, я не очень люблю российскую глубинку: много хаоса, нищеты. Но Смоленск считаю прелестным местом. Может быть, потому, что мне есть что приятное вспомнить о городе...
- ...И вот, когда смоляне рвутся отсюда в столицу, вы едете в провинцию, без удобств, с жуткими трамваями... Все-таки почему?
- В Москву... в Москву... Я родился в Москве, хотя мои родители из Воронежской области, поэтому глубинку я знаю достаточно неплохо. Но мне всегда печально, когда люди уезжают в поисках счастья туда, где им кажется лучше. А я уверен, что лучше там, где мы нужны. Москве мало кто нужен, в ней всё есть. Поэтому и счастье там призрачное, несбыточное. Во всяком случае, я не завидую тем людям, кто уезжает покорять столицу. В маленьких городах есть свои плюсы. Я вот, к примеру, люблю сидеть у вас где-нибудь в кафешках, здесь спокойно, безлюдно и очень дешево, во всяком случае, по сравнению с Москвой. А вообще... хорошо там, где нас нет. Мне кажется, те артисты, которые отсюда уезжают, - бедные люди, жалко их. Потому что они не найдут там ничего лучшего. Я вам больше скажу - ни "Ревизора", ни "Три SES-тры" я бы не смог поставить ни в одном столичном театре так, как здесь. Так искренне и на таком высоком уровне московские артисты играют редко. В Москве, возможно, работать престижней, но на работу в ГИТИС я еду полтора часа, а назад два, а бывает и три... И на это тратишь очень много сил, которых уже почти нет. Откровенно говоря, здоровье уже не то. Сейчас я даже рад, что не был на фестивале в Гомеле (международный театральный фестиваль "Славянские встречи", где смоленский "Ревизор" удостоился диплома в номинации "За постановочное мастерство - Прим. авт.), несмотря на успех, уже не выдерживаю такого рода впечатлений...
- Ага, но при этом вы недавно побывали на фестивале в Германии...
- Ну, это совсем другое! Это маленький фестиваль сценических миниатюр в Бремене, где "Модельтеатр" показывал свой маленький спектакль "Призраки Шекспира". Мне нравятся фестивали, где собираются свободные театры, небогатые, где никто никому не раздает никаких грамот. Театры приезжают, смотрят друг друга, и все в выигрыше. А когда ты должен обязательно что-то выиграть и оказаться лучше всех... все эти награды - это, в общем-то, вкусовщина, и всё это всегда очень условно.
- Вам награды совсем-совсем не важны?
- Понимаете, я ведь завязан с артистами, с театром. Артистам это всё-таки важно, директору - важно. Значит, в какой-то степени, и мне важно. Скажем так, по молодости это было гораздо важнее, чем сейчас. А потом - трудно рассчитывать на какую-то объективную оценку. Я иногда получал премии за спектакли, которые мне казались не очень интересными.
- А "Ревизор" вам нравится?
- В "Ревизоре" мне многое нравится. Конечно, есть вещи, которые, на мой взгляд, не совсем вышли. Но в целом, я думаю, мы справились.
- "Ревизор" выдержан в той же цветовой гамме, как "Маркиза де Сад": черная сцена, черно-белые костюмы, красный свет, красные галстуки у персонажей... Чем вам близко столь строгое цветовое решение?
- Поставить спектакль с хорошо пошитыми костюмами из дорогой ткани разных оттенков сложно: нет денег, нужен мощный дорогой театр. А из красного, черного и белого можно сделать красиво за три копейки. Так что выбор цвета - это вынужденная необходимость, с одной стороны. А с другой стороны... это просто красиво. Я люблю, когда скромно и красиво. Люблю, когда люди скромно одеты. Вы можете написать: Ледуховский сказал, что красный - цвет смерти, а черный - это еще что-то... Бред это все! Один мой знакомый дал такое определение театра: "Театр - это отображение сущего, в художественных образах, по законам красоты". Ничего лучшего в качестве определения я не слышал. Этим определением можно проверить любой спектакль. Отображение сущего? - обычно присутствует. В художественных образах - редко. По законам красоты - совсем редко... А насчёт сочетания цветов - это просто красиво. Я это вижу. Даже не могу это объяснить - вижу, что вот так красиво, а так нет - и это для меня самое главное. А вообще, знаете, в жизни мало красивого, к сожалению. Красоту приходится собирать по крупицам. И поэтому я уверен: в театре должно быть красиво!
- И несколько слов о вашем новом спектакле, который смоляне увидят уже в конце февраля...
- Это "Одна абсолютно счастливая деревня" по повести Бориса Вахтина... Реальная история из жизни реальных людей, но тем не менее насыщенная какими-то провидческими вещами: сновидения, общение с умершими и так далее. Фабула очень простая - юноша и девушка полюбили друг друга, поженились. А на следующий день случилась война. Он уходит на войну и погибает. И дальше она общается с ним, уже с умершим. Он продолжает вести ее по жизни. В результате он ей находит жениха, которым оказывается немецкий военнопленный... История написана с юмором, все лубочное, в деревенском стиле, с частушками, с прибаутками. Тем не менее спектакль мне представляется трогательным, нежным и даже мелодраматичным...

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика