24.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Актер одного театра

 Телескоп
Что сказал Ньютон Эйнштейну?

Автор: Инна Петрова Выпуск: Просмотров: 1162

Тадеуш Кокштыc - народный артист Республики Беларусь, обладатель Государственной премии, один из старейших актеров первого обладателя гран-при «Смоленского ковчега», Витебского национального драматического театра имени Якуба Коласа, дал интервью «Городу».
На смоленский фестиваль витебляне, взявшие самое первое «золото» «Ковчега» в позапрошлом году, снова привезли «вещь» нестандартную, авангардную. И снова в постановке теперь уже не витебского, а смоленского режиссера Виталия Барковского. «Привет, Альберт» - спектакль философский, скорее, это даже притча о жизни знаменитого Альберта Эйнштейна. У Кокштыcа роль не главная, но по значимости в спектакле - одна из центральных.
- Тадеуш Антонович, очень необычное имя у вас… Польские корни?
- Нет. Прислушайтесь: фамилия-то самая что ни на есть прибалтийская. В моей крови намешано много - и латвийского, и литовского, и белорусского. Я родился и вырос на западе Беларуси. Хорошо это или плохо, но я даже думаю как-то иначе, чем другие люди… И работаю тоже. Вероятно, это обусловлено происхождением.
- Правда, что вы всю жизнь отдали Витебскому театру? Артистам свойственно вести кочевую жизнь…
- Да, я всю жизнь проработал здесь. В этом театре. Сразу после того, как закончил театральный в Минске, поехал в Витебск и остался здесь. Прижился, пророс, пустил корни и, осмелюсь думать, - вырос. В моем Единственном театре.
- Расскажите о своей роли в постановке «Привет, Альберт»… Вещь авангардная. Артистам вашего поколения такой материал зачастую не нравится.
- Виталий Михайлович имеет такое свойство - зажигать искру. Это режиссер-авангардист, который своим мышлением и подходом к материалу способен искренне увлечь артистов. Нам всем его взгляд на мир очень импонировал. И, поверьте, если бы я и мои партнеры как-то сопротивлялись его идеям - ничего из затеи с Эйнштейном не получилось бы. Мы шли к материалу легко. Я играю в спектакле немного странный образ Исаака Ньютона… Этакий чудик явился к Эйнштейну спустя лет этак 200 - с небес, с того света. Задать один-единственный вопрос: «Что тебе от меня нужно? Зачем ты постоянно обращаешься ко мне?». Ньютону сверху видно все, он следит за жизнью Эйнштейна, потому что любит и уважает его как ученого. Когда Альберт в своих земных изысканиях заходит далеко и не  туда, до создания атомной бомбы «докатывается», Ньютон является ему и очень просто, в двух словах, объясняет суть его ошибок. Говорит о том, что в этом бескрайнем пространстве есть только Бог и больше ничего. Что нельзя так безбожно и беспутно жить… «Мне тебя жаль, - говорит он. - Справляйся со своими проблемами сам. Закройте окна, здесь дует…». И уходит. Как пришел, так и ушел… Так что, роль моя небольшая, но парадоксальная. 
- Как публика Витебска принимает этот спектакль?
- Прекрасно. В нашем городе очень театральный зритель. Конечно, нельзя сказать, что в провинции народ валом идет на спектакли. Нет. Но Витебск отличается очень подготовленной, просвещенной аудиторией. Поэтому нам очень легко и комфортно работать. Мы знаем и чувствуем, что нас понимают и принимают. Очень надеемся, что поймут и в Смоленске. Единственное, что меня беспокоит, - это моя сегодняшняя хрипота. Не успели отдохнуть с дороги. Тяжело ехали, надолго застряли на таможне… Да еще такая жара. И прямо с колес - на сцену. Сложно.
- Автор этой постановки, Виталий Барковский, долгое время возглавлял ваш театр, а теперь он главный режиссер Смоленского драматического… Вам жаль?
- Да, для нас это потеря… Конечно, у нас еще есть режиссеры такого плана. Они моложе физически... Но Виталий Михайлович мыслит молодо, адекватно, современно -  удел немногих молодых. Эти качества настолько ценны... Конечно, не все его творчество принимают и понимают. А в идеале, между актером и режиссером должна быть прочная нить полного взаимопонимания. Тогда будет результат. Лично мне и моему коллеге Геннадию Гайдуку, который играет Эйнштейна, - очень жаль, что Барковский ушел из Витебского театра. Это фестивальный европейский режиссер, которого прекрасно принимают в Европе. Очень хотелось бы, чтобы его оценили, поняли и зауважали в Смоленске. Тогда на подмостках этого театра у него может что-то хорошее получиться.
- Признайтесь, вы приехали в Смоленск за новой победой? Снова взять гран-при фестиваля?
О чем вы! Мы еле-еле сегодня приехали, ужасно устали и даже не думаем об этом... Не в том состоянии. Хорошо, если найдутся силы сыграть достойно, а не то что думать о гран-при. Но все же, конечно, надеемся произвести впечатление.

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика