Автор: Анастасия Голикова
Выпуск:
Просмотров: 2033
История «неприкаянной» школы №41, не имеющей собственного здания, но зато получившей статус муниципального образовательного учреждения, длится уже не первый год. Все двадцать лет своего существования эта областная экспериментальная площадка развивает «индивидуальное начало ребенка» в классах, взятых в аренду у других смоленских учебных заведений. Например, у таких, как школы №№2, 26 и 14. И до недавнего времени сосуществование традиционной и альтернативной систем обучения проходило относительно мирно. Но, как говорится, сколько веревочке не виться, а конец все равно будет. И в данном случае конец отнюдь не счастливый.
Первыми осенью прошлого года против соседства с вальдорфскими воспитанниками восстали родители и учителя МОУ СОШ №14. Они потребовали вернуть им те кабинеты, которыми на протяжении нескольких лет пользовались вальдорфцы. Камнем преткновения тогда стал график обучения. Точнее, монополия на первую смену, отступать от которой сторонники штайнеровской педагогики не собирались. Резонные возражения родителей учеников четырнадцатой школы о том, «почему мой ребенок может учиться во вторую смену, а они - нет?», в конечном итоге вылились в открытое противостояние. И в результате им удалось добиться своего: вальдорфские классы были вынуждены покинуть школьные стены.
Но и года не прошло, как вспыхнул новый конфликт. Теперь в противостояние с вальдорфцами вступила школа №2. И если в прошлом году речь шла лишь об аренде нескольких школьных кабинетов, то на этот раз ситуация гораздо сложнее. Главным поводом родительского и учительского возмущения стало постановление №877 от 23 мая 2011 года о реорганизации МОУ СОШ №2 в форме присоединения к ней МОУ СОШ №41 за подписью главы администрации города. В соответствии с этим документом вальдорфская школа как таковая прекращает свое существование и становится единым целым с самой обычной смоленской общеобразовательной школой. Чему сама «обычная смоленская школа» отнюдь не рада.
«Мы категорически против того, чтобы нас объединяли с вальдорфцами, - говорит Олег Козлов, чей сын только-только закончил первый класс школы №2. - Мы считаем это объединение незаконным, проведенным за спинами родителей и учителей. Да и зачем нам такие соседи? Они не принимают никакого участия в школьной жизни, не дежурят в столовой, не носят сменной обуви и так далее. К тому же, если вальдорфцев переселят сюда, нашим детям грозит безвылазная вторая смена. А ведь многие родители выбрали эту школу как раз потому, что практически все классы имели возможность учиться в первой половине дня».
Непонятно родителям и то, как уживутся в одном здании две абсолютно разные педагогические системы. «Уже не раз бывали случаи, когда наши ребята пишут контрольные, а ученики-вальдорфцы за стеной играют на флейтах, - говорит Олег Козлов. - Как можно в таких условиях нормально учиться?» Кстати, для тех кто учится по обычной программе - есть полезный сайт http://otroke.ru/modules/instruction/page.php?id=960
«Наши коллективы никак не контактируют между собой, вальдорфцы абсолютно закрыты от нас, - добавляет Наталья Моисеенкова, учитель школы №2 и член инициативной группы. - Абсурдно было бы думать, что в дальнейшем ситуация как-то изменится. Традиционная и альтернативная педагогики должны существовать отдельно друг от друга».
Но в Управлении образования и молодежной политики города, видимо, считают иначе. И в совмещении двух школ не видят абсолютно ничего страшного. «Несколько лет назад к нам обратились коллеги из Германии, - говорит заместитель начальника Управления Нина Воронова. - Они пообещали выделить средства на строительство отдельного здания для смоленской вальдорфской школы, но только при условии, что ей будет присвоен статус муниципальной. Но обещанные деньги так и остались виртуальными, поэтому мы стали искать другие источники финансирования, чтобы все-таки обеспечить школу отдельным зданием. Когда еще действовали старые санитарные нормы, планировалось построить пристройку либо к школе №26, либо к школе №2. Но с вступлением в силу нового СанПиНа такое строительство стало невозможным». О том же, чтобы закрыть «бездомную» школу, в Управлении даже и не думали. «Мы не имеем на это никакого права, ведь на нее есть запрос социума. Родители ведут своих детей в вальдорфские классы, значит, мы обязаны обеспечить им возможность такого выбора».
При этом родителей и учителей второй школы утешают тем, что от слияния с бывшими временными соседями в их жизни абсолютно ничего не изменится. «В здании школы №2 как были, так и останутся шесть вальдорфских классов, - говорит Нина Воронова. - Два класса по-прежнему будут арендовать помещения в школе № 26, а старшеклассники будут учиться на базе Всероссийского заочного экономического института. Так что вся эта проблема скорее надуманна, и со временем все разногласия утрясутся. Ведь у обеих школ, в конце концов, единая задача - давать знания детям».
А вопросами функционирования двух систем будет заниматься свеженазначенный директор новой совместной школы, кандидатуру которого почему-то пока держат в секрете. Впрочем, как и то, как именно он будет справляться с двумя враждующими коллективами.
В то время как представители школы №2 пишут письма чиновникам и выходят на пикеты к зданию городской администрации, коллектив вальдорфской школы не подает никаких внешних признаков недовольства. Хотя, как оказалось, предстоящее слияние их нисколько не радует. «Мы всегда выступали против реорганизации и знали, что будет такой конфликт, - говорит Владимир Пегов, заместитель директора по научно-методической работе. - Мы этот конфликт не начинали и не собираемся его поддерживать. Мы только отстаиваем наше право быть самостоятельным учреждением». И в этом их намерения совпадают с позицией школы №2. «Мы не выступаем против вальдорфской школы как таковой, - говорит Олег Козлов. - Пусть они существуют, но только отдельно от нас».
А если у обеих школ в конечном итоге одна цель, почему бы не объединить силы и не добиваться отмены постановления вместе? «Действительно, это было бы логичным шагом, - говорит Владимир Пегов. - Но первое, что сделали представители школы №2 -стали писать на нас письма в прокуратуру. Они выбрали свою тактику, это их позиция. У нас она совершенно другая, и наша главная цель - не допустить исчезновения вальдорфских классов».
Несмотря на то, что реорганизация уже началась и, по словам представителя Управления образования, будет доведена до победного конца, сдаваться учителя и родители не собираются. «Мы будем идти до конца и от цели своей не отступим», - решительно заявляет Олег Козлов.