29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Безболезненный разрез

 Телескоп
Островский и Куни - с такой вот «вешалки» начинается нынче театральный сезон на главной сцене города

Автор: Инна Петрова Выпуск: Просмотров: 1415

Занавес Смоленского драматического снова распахнется менее чем через месяц. А пока в театре полным ходом кипит работа над постановкой двух комедий на большой сцене - по пьесам Николая Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше» и «Слишком женатый таксист» Рэя Куни. Мы беседуем с постановщиками спектаклей - главным режиссером нашего главного храма Мельпомены, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским и директором, художественным руководителем Гомельского театра, заслуженным артистом Республики Беларусь Виктором Чепелевым.
- То, что сезон открывается двумя комедиями на большой сцене, - это неспроста? Осенью хочется легкости?
Барковский: - Почему комедии? Они дают людям, прежде всего, возможность забыться и отстраниться от серьезнейших проблем. От того негативного информационного шквала, который сегодня обрушивается на них. Да и потом, мы работаем сейчас над двумя интереснейшими с точки зрения даже самой драматургии вещами. Одна комедия, «Слишком женатый таксист», принадлежит перу знаменитого Рэя Куни. Это известнейший во всем мире автор, драматург, который угадал направление зрительского интереса. Помните, как говорил Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»? Вот как раз Куни смог ее найти, эту точку, брешь, незаполненную никем, и перевернул театральный мир! Точно так же, как режиссер Игорь Войтулевич однажды нашел такую точку, поставив уникальный спектакль «Страсти роковыя», который уже много лет не сходит со сцены этого театра. Актеры в нем тоже работают потрясающе. В чем секрет? В том, что зритель, улыбаясь, отдыхает душой, глядя на свои слабости и заблуждения.
Чепелев: - Действительно, театр сейчас должен помочь зрителю не только осмыслить эту сложную жизнь, научить сопереживать, но и, выражаясь простым языком, выдавать хорошую порцию положительных эмоций. Не только в Смоленске, Гомеле, но и во всем мире. Такие драматурги, как Рэй Куни, имеют миллионную аудиторию. Он высмеивает несовершенство всевозможных общественных законов, нравственности, духовности. Я хорошо понимаю сложные, глубокие спектакли… Понимаю эти проблемы. Но нужно ли их вываливать в театре на простого человека? В Беларуси на этот мой спектакль «Слишком женатый таксист» приходили мои друзья, врачи. Они по семь часов в день делают коронарное шунтирование. Один хирург признавался: «Я сегодня почти целый день за операционным столом простоял. А сейчас отдохнул душой, посмеялся. Все напряжение как рукой сняло». Его не нужно учить понимать этот мир, учить, как нужно думать. Он хочет получить жизненно необходимую порцию позитива. Того же хочет большинство людей. Ведь книжек много умных написали, а человечество от этого добрее не стало. Вы думаете, театр что-то исправит? Нет, вранье. Войны как шли, так и идут. Есть над чем работать. И неверно думать, что комедия - это как пир во время чумы. Нет. Комедия - это очень четкий срез нашей действительности, ее отражение. Другой вопрос: почему сейчас зритель так жаждет комедий и не хочет ходить на Чехова? Чехов их утомляет, в зале сидят единицы. Достоевского если берешься ставить - это как сразу голову на плаху. Тоже утомляет. Что с людьми произошло? Думаю, их изматывают парадоксы нашей действительности. Но я как режиссер хочу людей в таких условиях радовать. Хочу дать им возможность посмеяться, отдохнуть. Мы все неглупые люди, но порой даже человек с самой светлой головой под прессингом нашей действительности может дойти до суицида.
- И что же, глубокая, сложная драматургия сейчас никому не нужна?
Барковский: - Зрители в Смоленске очень хорошо принимали работы такого мастера, как Анатолий Ледуховский. К сожалению, такие полотна пока не удовлетворяют всех. Не все умеют анализировать их. Мне очень хотелось бы ставить такие вещи… Но делать сейчас что-то по-настоящему честное, глубокое невероятно сложно. Не потому что люди плохие. Дело в том, что каждый из нас устроен  по-своему, нужно как-то соотносить свои представления о мире с представлениями других людей. Уважать даже самый примитивный взгляд на вещи. Я буду делать серьезные вещи, обещаю. Пусть даже, работая над ними, не буду так эмоционален и горяч, как раньше. Раскаленный металл, если его не подогревать для ковки, медленно остывает на ветру. И в новых своих постановках я буду размышлять о том, как остывал металл…
- Вы ставите комедию Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше». Насколько давние и тесные у вас взаимоотношения с этим классиком русской драматургии?
Барковский: - Два года назад я ставил спектакль «Поздняя любовь» по Островскому. Я этого автора очень люблю. Он настоящий профессионал и тактичный человек - по отношению к человеческим порокам. У него свой конек. Островский пытается понять зависимость человека от власти: «Насколько я богат, насколько я могу повлиять на другого человека посредством этого упитанного тельца?» Мне кажется, драматург ставит вопросы, не заботясь о рецептах и ответах. Он отдает это право зрителю. И этого достаточно. Один из главных моментов для режиссуры - не поставить Островского скучно.

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

Всего комментариев: 2

Cтраницы: [1]

Не верю в смоленский театр
Зачин отличный - с такой вот "вешалки" начинается сезон!)))))) Тонкая ирония и в самое яблочко.
04.10.2011 18:13

Кастон
неужели в городе стали появляться здравомыслящие, адекватно оценивающие обстановку в стране, люди?!!
Слава Барковскому!
Слава Богу!
22.09.2011 23:11

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика