25.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Я восхищаюсь своей женой!

 Телескоп
Борис Гребенщиков - о чиновниках, об орках и Арагорне, о Толстом и семейном счастье. И о том, как бросить курить.

Выпуск: Просмотров: 1899

- Поздравляем! 20 лет назад вы впервые в Смоленск приехали.
- Да, точно. Мы тут как раз с Артуром Савицким об этом вспоминали. Давно здесь не показывались, а теперь решили, что после 20 лет уже все можно. Тем более ваш город вызывает у меня самое глубокое уважение. Хотя бы тем, что продолжает сохранять свое название. В советское время кое-кому было лень его поменять. Потом, когда советского строя не стало, тоже было лень… И слава Богу. Я вас очень люблю.
- Как вы относитесь к чиновникам?
- А я не знаю, что такое «чиновники». Я знаю, что такое «люди». А люди бывают разными. Мне лично от чиновников ничего не надо, поэтому я могу позволить себе относиться к ним просто как к людям…
- Счастливый человек…
- Я всю жизнь старался быть независимым ни от одного чиновника. И, честно говоря, это было не так сложно.
- К журналистам как относитесь?
- Вы знаете, как к чиновникам. У меня не получается вычленить из всех человеков чиновников и журналистов. Я все время вижу людей. И их профессии меня не оскорбляют.
- А к психоаналитикам?
- Как людей, я их не встречал (смеется). Я им не верю, как и всем вышеупомянутым персонажам.
- Почему радостно?
- Почему радостно… что?
- Просто. Почему - радостно?
- Значит, ситуация такая… Мы - Божьи твари, проживаем в мире, созданном Богом для нас. Поэтому я лично не вижу поводов не радоваться. И никогда не видел. Если мы совершаем какие-то глупости по отношению друг к другу и к миру, об этом стоит вздохнуть. Или можно попытаться это как-то исправить.
- Говорят, у вас есть миссия.
- Нет у меня никакой миссии, никакого послания. В детстве, в 1965 году, я был просто сбит с ног музыкой - от счастья. С тех пор я абсолютно не изменился. Только узнал еще больше музыки. И когда теперь слышу бесконечное нытье из средств массовой информации, думаю: так нечестно! Я должен поделиться всем, что у меня есть. Хочу разделить ту радость, которую сам испытываю с детских лет.
- Сейчас все «живут» в Интернете. А вы?
- Я живу только здесь. Интернет - это одно из устройств, которыми пользуюсь, чтобы либо отвечать на письма, либо получать какую-то информацию.
- Боль не получаете из Интернета?
- Боль можно получить, если палец в розетку засунуть…
- Но там же жуткий переизбыток информации.
- Знаете, главный дар, которым хотелось бы, чтобы обладали подрастающие поколения, -  умение не просто лавировать в информационном поле, а безынтуитивно находить там ту информацию, которая нужна. Переизбыток информации сам по себе не может принести боль. Он может полностью заколебать мозги. Нужно просто научиться находить то, что тебе нужно, и не более.
- Вы умеете?
- Я учусь. Но судя по тому, что я пока не потонул, - вроде нормально.
- Песня «Назад, в Архангельск» уже есть… «Вперед, в Смоленск» будет когда-нибудь?
- Сложный вопрос - нужно обращаться к моей музе. Я не знаю, что она мне внушит. Я же раб.
- Отдушина есть у БГ?
- А мне не от чего убегать. Я счастлив. Только что приехал к вам из церкви, вашего великого храма. А если говорить о музыке, то все мои «вещи» так или иначе выражают мой восторг от того, что я живу. Если этот восторг и выражается в резкой форме, то все равно это восторг.
- Говорят, что поститесь. Брянские коллеги написали, что вы, будучи у них, налегали на гречку и морковный фреш.
- Да? Фреш, говорите? А я и не знал. Ну, для начала мы выпили шампанского… Вы знаете, поскольку я человек глупый и необразованный, я не знаю, что такое пост, и по писаниям разных святых я не могу толком понять, что это такое. Духовного поводыря у меня нет, поэтому приходится, как животному, перебиваться своими собственными ощущениями. Я слышал от кого-то, что пост - это когда сердце к Богу стремится, чтобы стать с ним единым. Вот этого я и добиваюсь. Когда ем и когда не ем, когда пью и когда не пью. По мне, все средства хороши, лишь бы сердце от Бога никогда не отрывалось и не омрачалось ничем.
- Еще говорят, что вы в кино Толстого играли. Было?
- Да. Один мой знакомый, бывший художник из группы «Митьки», снимает кино. И вот однажды он меня поставил в известность о том, что снял фильм «Лев Толстой» и что мне нужно приехать и сыграть там три сцены, которые он мне уготовил в этом фильме. Я приехал, сыграл и уехал. На этом мой контакт с данным произведением закончился.
- Не ваш автор?
- Все авторы отчасти мои. Я когда-то на него ругался. Больше не ругаюсь. У нас просто разные восприятия жизни. Думаю, поговорить нам не удастся. К тому же он уже умер, а я еще нет. Критиковать его книги я не буду. Они интересные, занимательные, но я бы писал по-другому. Но я - это я, а он - это он.
- Были попытки писать?
- Я не писатель и никогда этим заниматься не буду. Были два приступа писательских. Один в юности, когда всего хочется попробовать. Потом, когда меня вдруг заинтересовала одна штука, она написалась сама - я только редактировал. Это «Иван и Данила», сказка такая. И все. Мне гораздо интереснее писать песни и заниматься радиопередачами. Так что я все больше по мелким формам.
- Как создается концертная программа «Аквариума» сейчас?
- Не создается и не меняется… Тут другое. Все зависит от того, что мы играли вчера. И что мы можем сделать после этого лучше. Я не могу себе представить ситуацию, когда я стал бы играть не то, что написано в последнее время. Всегда интересно играть новое. А теперь посмотрим, что получится, если прибавить ситару и флейту? Если убрать бас? Можно ли без барабанов? И после смотрим - что происходит.
- Тот концерт в Смоленске, который отменился, кажется, в прошлом году… Вы хотели провести его в форме творческой встречи - вопросы, ответы, песни. Было бы интересно посмотреть…
- Я бы тоже с удовольствием хотел к вам с такой программой приехать. Может, получится, после того как отбабахаем вот этот грандиозный тур. На самом деле я ведь предпочитаю небольшой «набор» людей и тихий звук, потому что, мне кажется, в этом я больше могу выразить. Но, с другой стороны, когда вижу, как стоя аплодирует и танцует большой зал, - тоже очень приятно.
- Встречались ли вам люди, которые переводили бы ваши песни на другие языки?
- Все время встречаются. Я абсолютно не против. Они же не для меня это делают. Кстати, как-то слышал симпатичную версию «Голубого огонька» на французском. Такой первостатейный французский шансон получился. Я только приветствую подобные эксперименты. В Смоленске ко мне тоже обращался кто-то…
- Вы боитесь чего-нибудь?
- Всегда боялся зубных врачей. А так... если ты не вовлечен в политику - чего бояться? Но туда меня никто не вовлечет. Даже не могу такой ситуации представить.
- Грядут выборы. Как думаете, что изменится?
- (Скептически.) Армия станет сильнее. Музыка намного улучшится.
- Они как-то связаны?
- Конечно. Решение нашего правительства вложить деньги в армию - это на самом деле тайное желание услышать хорошую музыку (смеется).
- Что из новой литературы порадовало?
- Понравился последний Витя Пелевин. Он меня вдруг поразил. Что-то с ним, наверное, случилось очень хорошее. Получилась почти что «Первая любовь» Тургенева. Только менее цинично.
- Правда, что вы прочли всего «Гарри Поттера»?
- А что, у меня был выбор? (Смеется.) Когда мне в руки попадалась новая книга Роулинг, я не жил - я читал. Разве что без книги выходил на сцену. Оторваться просто невозможно.
- Что вы находите в фэнтези?
- Фэнтези питает мою душу. Потому что ту замуть, что у нас называют художественной литературой, я могу читать только с очень большим усилием. Давайте сравним «Властелина колец» и романы Льва Толстого… Толстого мне читать ни с какой стороны не интересно. Разве что сравнивать его жизненный опыт и свой. А когда читаю «Властелина колец» - я учусь самым простым вещам. У героев Толкиена, практически у всех - есть достоинство. У орков его нет. И из-за этого они мне очень напоминают советскую литературу и культуру. Я твердо убежден, к примеру, что жанр русского шансона легко мог быть зарожден в Мордоре. Это точно орки. Кстати, Витина книга целиком об этом. И Витина книга как раз показывает, что как только мы перестаем видеть орков как орков, то выясняется, что где-то в своей глубине они люди. Это сложно, но интересно. В общем, когда я читаю хорошее фэнтези - восхищаюсь тем, как хороши могут быть люди. Я люблю Тургенева. Но я никак не могу найти там кого-нибудь, кем бы я мог восхититься. Когда читаю Толстого, ну никак не могу найти кого-то, кем бы я мог восхититься. Даже у Достоевского - не получается. А королем Арагорном я искренне восхищаюсь! Называйте меня глупцом, да кем угодно. Восхищаюсь. И учусь.
- А в жизни еще встречаются люди, которыми восхищаетесь?
- Конечно! Пусть живые люди, они чуть менее открыты, чем литературные герои. Но нам и не обязательно много общаться. Я получаю от них главное - через музыку, например, если это музыкант. В жизни я людьми, правда, часто восхищаюсь. Но общения обычно не получается. Потому что человек живет в одном мире, я - в другом. Навязывать себя кому-то я не хочу. Поэтому восхищаюсь издалека. Вблизи - своей женой. Людьми, с которыми играю. Кроме того, что в них меня восхищает, в них есть еще много чего. Но не мое дело это комментировать. Кто я такой, чтобы судить о них? Никто.
- Успели постичь секрет семейного счастья?
- Нужно проводить жизнь с теми людьми, которых ты любишь.
- А чем правильно жить: умом или сердцем?
- Ум, как говорят мудрые люди, - просто фильтр. Мы не умеем думать. То, что мы говорим и думаем, - это просто так пускаем пыль в глаза друг другу. Вселенная дает нам тьму всякой информации. А ум служит фильтром, чтобы мы от этого знания немедленно не сошли с ума. Потому-то бесконечное знание, которое в нас содержится, ум фильтрует бесконечное количество раз, чтобы в итоге остался гулькин нос руководства к действию. Поэтому как жить фильтром? Никак невозможно. Надежнее - сердцем.
- Правда, что вы уже давно не курите? Как бросили?
- Найдите знакомого доктора, и пусть он скажет вам: «Если ты продолжишь курить после этой сигареты - я тебе отрежу голову!» Это очень помогает. А я… Я ничего не бросаю никогда. В жизни мне в голову не придет бросать хоть что-либо! Просто в данный момент я временно не курю. А если мне через час захочется выкурить сигарету, я скажу «окей!». Но пока не хочется. Уже больше трех лет. А до того я 40 лет с таким же удовольствием курил. Порокам нужно отдаваться с любовью.
- Только не говорите этого смоленским алкоголикам…
- Может, они пьют, потому что в чем-то другом себе отказывают? Знаете, у меня тоже круг общения состоит не из трезвенников. Но это уже биохимия. Вот так. То химия, то жизнь.
- В Ганг по-прежнему окунаетесь?
- Обожаю там купаться, в Харидваре. Особенно в январе. Это потрясающее переживание. Окунешься, закусишь монастырским хлебушком. Замечательно!
- Как насчет нашего Днепра?
- А я сегодня с удивлением узнал, что он есть в Смоленске. Но вы знаете - не хотелось бы быть той птицей, которая не долетела... сами знаете, куда.
- Как думаете, конец света будет?
- Вы что! В декабре 2012 года выходит первая часть «Хоббита». Смеетесь? Из-за какого-то конца света все пропустить? Ни за что. И пока Гай Ричи не придет в себя и не снимет нормального «Холмса» - конец света отменяется.

Фото Николай Дементьев

Комментарии

Оставить комментарий

Всего комментариев: 2

Cтраницы: [1]

Ясько Георгий
Б.Б. Гребенщиков - большой и светлый человек. Лучший русский поэт и музыкант крайних 20 лет.
06.03.2012 08:58

Гость
Не заблуждайтесь относительно пелевина

Пелевин в ананасной водичке очень хорошо себя описал в образе скотенкова. Вы думаете он бедный затворник писатель? Он настолько близок к реальному Скотенкову- Суркову что вы даже себе представить не можете, вон даже президент его продвигает. Плюс еще доходы от рекламы, с которой он не порвал, а наоборот взобрался на вершину этого бизнеса с уклоном в политику, вписавшись в ряды сотрудников ФСБ, так что не удивлюсь, если скоро он будет в обязательной программе, впрочем для чистоты его легенды надо быть в постоянной оппозиции, во всяком случае ее видимости, вот даже премию не всегда дают. Зато крайне интересен пелевинский пассаж о тех кто пролезает на политическую арену, там еще о блядях и оцеплении, которое неблядей не пропускает, писано, между прочим на собственном опыте, пелевин, допущен, на минуточку
А так Пелевин занимается в фсб тем, что тотально контролирует медиасферу и уничтожает всех, кто не подчинился его правилам игры. 40 тысяч долларов – такса пелевина за политический сценарий. Свои 40 тысяч за ленточки презервативы из СНАФФА он уже получил. После выборов получит еще больше за правильную работу с оппозицией для обеспечения победы.

05.03.2012 21:08

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика