20.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

По сто грамм - и норма!

 Полевая кухня
Как менялось коньячно-водочное довольствие Советской армии

Автор: Михаил Евдокимов Выпуск: Просмотров: 4457

Всем и давно уже известно, что водка - истинно русский напиток. И вплоть до 1894 года ее производили и продавали все, кто только хотел и мог это делать. Но в указанном году в стране была введена царская монополия на сорокаградусный напиток, и с тех самых пор водка превратилась в инструмент государственной политики. Примерно тогда же ее стали выдавать и служащим на флоте матросам (офицерам полагался коньяк). Впрочем, подобная традиция была скорей исключением из правил.

Две стопки для сугреву
В 1914 году в стране воцарились еще более строгие алкогольные ограничения: ввели сухой закон. Но, само собой, любителей «принять на грудь» подобными мерами не остановишь. Пышным цветом «цвело» самогоноварение, а в период революции и последующей Гражданской войны привычным явлением стали разгромы винных погребов. Подобная практика в конце концов привела к тому, что в отдельных районах страны красноармейцам стали выдавать винные пайки.

Окончательно же сухой закон ушел в небытие в 1925 году благодаря указу Сталина (к слову, Ленин запрет на выпивку всячески поощрял и вместо вина выдавал солдатам… чай). Однако вскоре выяснилось, что у отмены алкогольных ограничений есть и весьма нелицеприятная обратная сторона: пить начали абсолютно все. Да так, что в 1939 году по инициативе Ворошилова был издан грозный указ о борьбе с пьянством в рядах рабоче-крестьянской Красной армии. Но, к сожалению, благому начинанию помешала начавшаяся в январе сорокового года война с Финляндией. И тот же Ворошилов распорядился выдавать всем участвующим в боевых действиях по сотне согревающих граммов. Что, как утверждают многие, спасло солдат от замерзания в суровые морозы.

Как бы то ни было, но итоговые цифры завершившейся Финской кампании говорят сами за себя: в общей сложности рядовые выпили десять миллионов литров водки, а командирам и летному составу досталось восемьсот тысяч литров коньяка. Которые, к  слову, изначально выдавались в полулитровой таре. Но война закончилась, и обычай раздавать этиловую норму в стеклянных бутылках постепенно сошел на нет. Во многом благодаря тому, что бутылки в скором времени стали огромным дефицитом. Вместо этого водку привозили в бидонах и разливали положенные граммы черпаком.

На сто граммов больше - и сразу меньше
Мало кто знает, но с началом Великой Отечественной войны СССР на гитлеровских картах значился как Wodka-Gau или «Территория водки». И, словно желая еще больше оправдать подобное звание, с 1 сентября 1941 года каждый солдат Советской армии стал получать по сто граммов водки ежедневно. И тут все, как говорится, заверте… В мае 1942 года горячительную норму оставили лишь для военных передовой линии, зато увеличили пайку вдвое - аж до двухсот граммов. А уже в июне вновь снизили до сотни, да и  полагалась она только тем, кто отправлялся в наступление.

Всем остальным солдатам водка выдавалась лишь по праздникам. Благо, что в то время наравне с общеизвестными и сейчас датами также отмечались, к примеру, Всесоюзный день физкультурника (приходившийся на 19 июля), День авиации (16 августа) и Международный юношеский день (6 сентября). То, что многие из этих праздников как-то несовместимы с алкогольными возлияниями, никого не смущало.

В ноябре доступ к заветной «стограммовке» имели лишь воюющие, для резервистов же ввели норму 50 алкогольных граммов. А вот Закавказью и вовсе полагалось спецпредложение: «стандартные» сто граммов водки указом Иосифа Сталина там заменяли двумястами граммами крепленого или тремястами граммами столового вина.

На этом алкогольная чехарда в Советской армии завершилась: объем водочной пайки больше не менялся. Но как же тяжело пришлось русским солдатам, когда наступающие части вошли в Европу, где всевозможного спиртного было попросту немерено! И вот тут наступили времена, пожалуй, самого жесткого контроля за алкогольным «рационом» солдат, ведь немцы специально оставляли за собой метиловый и отравленный спирт. Дошло даже до того, что Жуков вынужден был отдать приказ расстреливать из танковых орудий злополучные цистерны.

Ну а затем на долгие годы в стране началась борьба теперь уже с последствиями некогда законных ста солдатских граммов. Которая, похоже, идет в России и по сей день.

Фото Артем Емельянов.

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика