28.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Город, которого нет

 За гранью
Корреспондент «Города» Юлия Яковлева побывала в зоне отчуждения, в украинской Припяти.

Автор: Юлия Яковлева Выпуск: Просмотров: 3096

Как оно там, на месте чернобыльской катастрофы - почти 30 лет спустя?

Говорят, Припять ­ это город, в котором остановилось время. Но это далеко не так. Время здесь даже не идет, а бежит, превращая заброшенный город в настоящий природный заповедник. А пока природа не стерла с лица земли остатки города­призрака, он, как магнит, притягивает туристов со всего мира. Еще бы! Здесь совершенно иная реальность…

Из Киева на комфортабельном автобусе с немногочисленными туристами я отправляюсь в забытый и заброшенный город­призрак. Подробные условия техники безопасности организаторы заранее выслали в письме. Скафандра в списках не значилось, а вот без закрытой одежды и закрытой обуви на толстой подошве вход в зону заказан. По официальным правилам. Как нам объяснил гид, до сих пор в зоне есть места со значительно повышенной и даже смертельно опасной радиацией. Тем не менее уровни, которые могут привести к острой лучевой болезни, остались только внутри чернобыльского саркофага ­ огромного объекта «Укрытие», хранящего за своими толстенными железобетонными стенами развороченный реактор.

Маршрут нашей поездки, естественно, был проложен вне таких небезопасных мест. Лишь на автобусе мы пересекли западный и северный следы выбросов. В автобусе смотрим фильм о страшных событиях апреля 1986 года. Фильм, основанный на реальных событиях, вкупе с осязаемой близостью этого места вызывает острые эмоции. Оглушает запись сообщения 86­го года с просьбой к припятчанам покинуть свой город. Пробегает мороз по коже. Обреченные на страшные болезни люди спешно оставляли свои родные дома…

Зона одичания
Мы приближаемся к зоне, проезжаем КПП «Дитятки» и направляемся в Чернобыль. КПП находится недалеко от границы зоны отчуждения, в радиусе 30 километров от атомной станции, откуда после аварии эвакуировали всех жителей. В этот район и по сей день запрещено въезжать без специального разрешения. Первую остановку делаем, видя мирно пасущееся стадо лошадей Пржевальского. Да, сейчас зона полностью под властью ее величества природы. Целое поголовье лошадей с любопытством смотрит нам в глаза, лишь слегка отдаляясь назад под вспышками фотоаппаратов. «Да, тут можно увидеть и волков, спокойно разгуливающих по лесу, ­ рассказывает нам гид. ­ Один раз туристы даже помогли освободиться енотовидной собаке, которая застряла головой в жестяной банке. А раньше популярным аттракционом было кормление сомов. Надо сказать, они отличались огромными размерами. Причем сначала туристы кормили их хлебом, потом один из сомов набросился на голубя и съел его, и с тех пор туристы уже прикармливали голубей и смотрели, как на них охотятся наши сомы». Кстати, сейчас в Припяти обитает самая большая популяция волков в мире. Все природные условия способствуют их распространению. Одного из представителей этой волчьей стаи мы собственными глазами увидели из окна автобуса.

Кто ходит в гости по утрам…
Прогуливаемся по частному сектору. Разваленные дома поросли травой, и некоторые из них едва различимы среди буйствующей зелени. Игрушки, посуда, книги… На самом деле это не реальные остатки быта давным­давно покинувших дома людей. Вещи специально разбросаны «сталкерами»­экскурсоводами для создания особой атмосферы и колоритных фотографий. Ничего домашнего в зоне не обнаружишь ­ все вынесено и вывезено уже давно. Сейчас в разрушенных домах практически пусто.

Через густой лес по тропинке мы идем в гости к самоселам. Да, в Припяти еще живут люди, человек двести. Самоселы проживают вне 10­километровой, самой загрязненной зоны вокруг ЧАЭС. Местные жители просто и бесхитростно рассказывают про встречи с волками или лосями на дорожках в селе, про войну с дикими кабанами, постоянно совершающими рейды на их огороды.

Монумент несбывшихся надежд
И вот мы приближаемся к самому городу. Дозиметры начинают нервно попискивать, и гид рекомендует увеличить порог разрешенной радиации. Припять встречает нас пасмурной погодой. Оттого впечатления еще сильнее. С высоты на нас смотрят сгорбленные опустевшие многоэтажки… Вот оно, колесо обозрения ­ неофициальный символ города, вокруг которого непоколебимо стоят ржавеющие карусели детского парка. Этот парк должны были открыть через пять дней после того, как произошла авария на ЧАЭС, 1 мая 1986 года. Но весь город был эвакуирован, и теперь парк стоит посередине города, как памятник несбывшимся надеждам.

Мы зашли в городскую больницу, куда сразу после аварии начали привозить людей. Дозиметры здесь зашкаливают. Говорят, в подвале до сих пор лежит куча зараженной одежды и лучше туда не заглядывать. Внутри зданий краска отходит от стен, а на полу ­  мусор вперемешку со старой мебелью. Поражает здание бывшего детского сада в Припяти: игрушки на прогнившем полу, металлические детские кроватки, похоронный венок возле входа...

Тайны безмолвия
Трудно сказать, что больше всего удивляет в этом городе. Его пустота? Царящая обреченность? Рушащиеся на глазах здания? Нет, не то. Больше всего поражает, наверное, тишина. Глухая, давящая, бездонная. Когда отстаешь от группы туристов и уже не слышишь разговоров и звуков дозиметра, понимаешь, насколько эта тишина оглушает.

В Припяти сейчас запрещено заходить в дома, так как они рушатся буквально на глазах. «Конструкции старые, это слишком опасно, и если кто­то увидит, нам здорово «влетит», ­ предупредил гид. Но мы все же решили рискнуть и забраться на крышу заброшенного 16­этажного дома. Вот он ­ город­призрак с высоты птичьего полета, как на ладони, поросший весенним лесом. В буйной зелени он выглядит почти оптимистично.  Возможно, ранней весной или поздней осенью ощущения были бы другими, он бы казался пустым и зловещим. Сейчас весенняя природа как­то сглаживает чувство страха. И только в сумерках внутренняя «жуть» разыгрывается в полную силу.

Объект «Укрытие»
И вот наконец мы приближаемся к великому и ужасному саркофагу. Туристы сразу начинают фотографироваться с печально известным четвертым энергоблоком. Дозиметры здесь «сходят с ума» ­ уровень радиации зашкаливает, долго находиться возле саркофага нежелательно. Сейчас рядом с энергоблоком строится громадная структура арочного типа, которая будет перемещена по рельсам в направлении имеющегося так называемого «Укрытия», а потом воздвигнута над ним. Арка строится на деньги «всего мира», чтобы в дальнейшем не допустить подобной катастрофы.

На площадке перед саркофагом наша экскурсия подходит к концу. И на миг становится жалко уезжать из этого города, не успев насладиться прогулками по нему. И слово «насладиться» никакой иронии в себе не несет. Опустошенная Припять ужасающе прекрасна. Ее одинокая пустота таит в себе еще много неизведанного.

По дороге из Припяти в Чернобыль мы проехали мимо Рыжего леса. Этот лес был настолько сильно загрязнен радиоактивными осадками после катастрофы, что деревья в нем стали апельсинового цвета, а потом и вовсе погибли. Экскурсоводы не делают остановок в Рыжем лесу ­ радиоактивный фон зашкаливает.

«Ваша светлость…»
Подъехав к Чернобылю, мы отправляемся в… столовую на обед. И подают там не гигантские овощи и радиоактивных карпов, а совершенно нормальную привозную и вкусную еду. В Чернобыле, оказывается, жизнь идет своим чередом. Люди приезжают туда на работу вахтовым методом, некоторые живут там постоянно, правда, неофициально. А дозиметр в городе показывает киевский уровень радиации ­ 12 микрорентген в час.

На обратном пути в автобусе организаторы вручают нам дипломы с вписанным туда уровнем полученного облучения. Как шутят «сталкеры», к тем, кто посетил зону, можно обращаться «Ваша Светлость» или «Ваше Сиятельство», или даже «Ваше Преосвященство». Последнее звание ­ для экстремалов, которые в зоне уже не в первый раз. Для многих гидов (в миру ­ «сталкеров») зона ­ это нескончаемая книга, с которой они не могут распрощаться, перечитывая ее вновь и вновь. «Сталкеры» живут зоной, гуляют по ней ночами, знают каждый уголок, каждого жителя. И при сильном желании туриста, точнее за дополнительную плату, эти ребята готовы взять его с собой ­ в тур по самым укромным уголкам зоны отчуждения. Вот там, прогуливаясь по нехоженым тропам, пересекаясь ненароком с радиоактивными волками, и начинается настоящий экстрим.

Фото Екатерина Макаренкова.









 

Комментарии

Оставить комментарий

Всего комментариев: 2

Cтраницы: [1]

автор
несколько украинских компаний официально занимаются организацией экскурсий. их можно найти в сети интернет. заказ тура производится он-лайн. стоимость около 130$
11.06.2013 14:19

Андрей
как туда попасть и сколько стоит экспедиция туда?
11.06.2013 01:27

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика