19.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Дети блокады: три монолога о войне

 Дата
Три женщины, пережившие блокаду Ленинграда, рассказывают «Городу» свои истории

Автор: Олеся Томашова Выпуск: Просмотров: 10321

...Не Петербург,  не Петроград, родной мой город Ленинград, блокаду выдержал в войне, стал краше и сильней вдвойне. Там голод страшный я пережила, и смерть Наташи, крохотной сестренки, дорога жизни с мамой нас спасла, но до сих пор я помню ленинградские потемки…

Так написала о своем детстве Ирина Владимировна Петроченкова, родившаяся в Ленинграде, пережившая блокаду, но волею судьбы оказавшаяся на Смоленщине. Она смогла получить статус блокадницы лишь в прошлом году, благодаря помощи Смоленской областной организации «Жители блокадного Ленинграда». Скромная учительница из Сафонова просто не знала, куда обратиться и как собрать необходимые справки.

27 января в России отмечается 70-летие со дня окончания блокады Ленинграда. В Смоленской области проживают 142 очевидца тех страшных событий. К сожалению, их становится все меньше с каждым годом. Оттого лишь ценнее их воспоминания. Своими рассказами в преддверии значимой для них даты три моих героини поделились с учащимися 12-й школы Смоленска, проведя для них «Урок мужества». К внимательным слушателям присоединилась и я.

Какие-то события ярко врезались в память блокадниц, что-то им рассказали выжившие родные... От их слов бросает в дрожь, накатывают слезы, невольно возникают картинки, почему-то черно-белые: исхудалые лица, голодные глаза, в которых страх. И в то же время надежда. Она тоже потихоньку умирала вместе с жителями блокадного Ленинграда. Чему научила их блокада?  Конечно, мужеству, стойкости, а в бытовом смысле - бережливости, прежде всего в отношении продуктов. Ведь пережив страшный голод, они не могут по-другому. 

История первая
Ирина Владимировна Петроченкова: «Я раскачивалась в такт метронома»
- Перед самой войной я с моими родителями оказалась за Полярным кругом - в Мурманской области, где служил мой отец. Но в какой-то момент он начал настоятельно отправлять нас в Ленинград. Пограничники его предупредили: увозите семью, будет война (мама на тот момент ждала второго ребенка). Все думали, что город будут оборонять...

Ребенок родился уже во время блокады. Девочку назвали Наташа. Но суждено ей было прожить всего 3 месяца. У мамы пропало молоко, и кормить Наташу было нечем. Помню, как девочка все время плакала... А потом замолкла. Мама и бабушка из дощечек сколотили гробик, отвезли ее на кладбище, да так и оставили - сил вырыть могилу не было. Бабушка весной пошла искать гроб, но найти не смогла.

Бабушка работала на заводе, и ей полагалась рабочая карточка. Мы с мамой получали иждивенческую карточку. Нормы: 125 грамм хлеба в день. Приходилось есть столярный клей, варить ремни. От голода я почти разучилась ходить. Помню, как постоянно звучал звук метронома. Я сидела дома и в такт его раскачивалась…

Самое удивительное, что город продолжал жить. Работали театры. И моя двоюродная сестра их посещала. В  промерзшем зале, закутанные в платки и обутые в валенки, ленинградцы сидели и смотрели спектакли. Актеры не ждали бурных аплодисментов, им достаточно было видеть горящие глаза и улыбки на голубовато-бледных лицах - такого цвета были все лица у ленинградцев в те годы.

***
История вторая 
Людмила Ивановна Коротаева: «Его расстреляли за стопку патоки»
- С началом войны отца забрали на фронт (домой он уже не вернулся). Мы жили втроем с мамой и младшей сестричкой в 13-метровой комнатенке. Потом нас стало шестеро: к нам перешла моя тетя с сыном - папина сестра, ее дом разбомбили, и им негде было жить. И мой двоюродный брат - его мама работала в госпитале круглыми сутками, и ребенка не с кем было оставить... Что ели? Что попало, чтобы набить желудок. До сих пор помню вкус дуранды - так называли спрессованное льняное семя, жмых, летом рвали крапиву, осоку...

Как-то у тети украли карточки, это была большая трагедия, ведь восстановлению они не подлежали. Чтобы прокормить сынишку, она принесла из столовой шкуру барана, сварила и накормила сына. Мальчик умирал в муках, лежал с вздутым животом и стонал, и никто не мог ему помочь...

Родственница мамы жила на Охте, она забрала меня к себе на прокорм, когда стало совсем голодно - так, что от голода мама не могла ходить... У них было небольшое хозяйство. Ее муж работал на ликеро-водочном заводе. Человек он был добрый и, когда бабушка слегла, принес маленький стаканчик патоки. Ей она уже, правда, помочь не смогла. Понадеявшись на удачу, мужчина и во второй раз попытался принести домой патоку. Его задержали и расстреляли.

***
История третья
Аделаида Петровна Корюхова «Из-под снега торчали человеческие головы и плечи»
- Мама работала в госпитале, а медработникам не разрешалось покидать Ленинград. Пока мама на дежурстве, мы оставались дома со старшей сестрой. К Новому году маме дали паек - 15 грамм сухого картофеля, 10 грамм свеклы, еще овощи и 100 грамм сахара. Сахар мама пожгла, чтобы потом добавлять его в кипяток вместо заварки. А из остального сварила борщ. Но не все, конечно, использовала - остатки пайка собрала в мешочек и подвесила под потолок - чтобы не съели крысы. И мы все смотрели на этот пакет, истекая слюной... Крысы не добрались. Потом крыс уже не было.

Съели собак, мышей, кошек, птиц...
Когда мама приносила домой хлеб, мы клали его в специальную коробочку и только смотрели на нее, зная, что трогать ее без разрешения, пусть даже есть очень хотелось, нельзя. Мы сосали крошки, как самые вкусные конфеты.

В квартирах был страшный холод - температура опускалась ниже нуля. Поэтому приходилось жечь мебель, рояли, помню, как буквально со слезами на глазах в огонь приходилось отправлять книги. Наверное, самое страшное, что люди умирали буквально на ходу - вот идет по улице человек, опускается на колени и застывает. И эти фигуры потом заносило снегом, по плечи... так они и стояли...

только факты 
- В результате налётов немецкой авиации 8 и 10 сентября 1941 года на Бадаевских складах сгорели бесценные  продовольственные запасы: тысячи тонн муки и сахара. Пожар на Бадаевских складах стал символом начала голода.

- Во время блокады, по официальным данным, погибло до 1,5 миллиона человек.

- Блокада длилась 872 дня.  

- Зима 1941-1942 года оказалась очень суровой. Мороз доходил до ?32 градусов. Средняя глубина снега достигала 41 см.

Дорогие смоляне - жители и защитники блокадного Ленинграда!
От имени Смоленской областной организации «Жители блокадного Ленинграда» поздравляю вас с юбилейной датой - 70-летием со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Преодолев самые суровые, нечеловеческие испытания, Ленинград не был сломлен. Он выстоял и победил. И вошел в историю нашей страны как символ мужества.

С праздником вас, с Днем Ленинградской Победы! 
Примите искренние пожелания крепкого здоровья, оптимизма, сил, бодрости, тепла, заботы, внимания и благодарности от всех, кто вас окружает.

Ленинградской вам стойкости и блокадного мужества! А. П. Корюхова, заместитель председателя Смоленской областной организации «Жители блокадного Ленинграда».

Редакция благодарит за помощь в организации интервью заведующую музеем «Смоляне - защитники города Ленинграда» школы №12 Смоленска Ольгу Викторовну Терехину.

Фото Александр Губарев.

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика