24.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Звезда против танков

 Линза экономики
Как нашим солдатам удавалось отбиваться от атак противника

Автор: Михаил Евдокимов Выпуск: Просмотров: 2567

В истории Великой Отечественной войны есть много вещей, о которых все вроде бы и знают, но в то же время не все догадываются, что они означают. Взять, к примеру, наше боевое вооружение. Последние два года Первой мировой войны стали временем, когда на свет появились сразу несколько совершенно новых видов оружия и военной техники, прежде всего - танки и бронемашины. Но, как показывает практика, если появляется «меч», то и «щит» на него в ближайшее время тоже находится. И первыми «щитами», попавшими в руки советских солдат, стали надолбы и ПТР.

Столбом к столбу
Надолбы предназначались для немецких танков и представляли собой зарытые в двадцать-тридцать рядов конструкции, которые лишь на две тринадцатые возвышались над поверхностью, а всем остальным «телом» были надежно спрятаны в земле. Надолбы устанавливались под уклоном и зачастую в высоту не достигали даже метра. Чтобы пехота не могла растащить или повредить такие заграждения, их тщательно обматывали колючей проволокой. К слову, именно колючая проволока сделала войну по большей части позиционной.

Конечно, противотанковые надолбы додумались вкапывать не только советские солдаты, подобная практика существовала практически во всех участвующих в войне странах. Англичане и чехи делали надолбы из бетона, финны - из гранита, а немцы начинали с бетонных заграждений, а затем перешли на железо. А вот в России надолбы были деревянными; такие же много веков назад использовались против татарской конницы.

Само собой, что уничтожить танк противника подобные конструкции не могли. А вот задержать наступление неприятеля и дать нашим солдатам возможность расстрелять боевую машину противника даже деревянные надолбы были вполне способны. Практически всегда перед рядами надолбов выкапывался противотанковый ров, и стоило танку из него выбраться, как он «садился» днищем на выставленные препятствия. Несколько рядов он мог преодолеть практически без труда, но вскоре неизменно начинал буксовать, и в редких (а в случае с деревянными конструкциями - в очень редких) случаях надолбам даже удавалось пробить днище машины.

Подойди поближе
Тем не менее надолбы имели целый ряд весьма существенных недостатков. Главный из которых - их не составляло труда заметить с воздуха и, разбомбив, сделать проходы для тяжелой техники. К тому же они лишь останавливали танки, но не уничтожали их. Поэтому в 1918 году Маузер изобрел ПТР - противотанковое ружье, которое на самом деле было скорей винтовкой. Все пэтээры были очень тяжелыми (их вес составлял примерно тридцать пять килограммов), но при этом могли стрелять достаточно быстро, производя шесть-восемь выстрелов в минуту. Сначала ПТР в нашей стране не прижились: немцы очень удачно запустили слух о том, что это оружие бесполезно против немецких танков и не способно нанести им никакого вреда. Обман быстро раскрылся, и уже в начале войны ПТР стали собирать у нас кустарным способом. Ведь иной защиты от немецких танков у нас попросту не было. За дело усовершенствования противотанковых орудий взялись сразу два отечественных конструктора - Дегтярев (изобретатель всем известного пулемета) и Симонов, который превратил привычный ПТР в самозарядное оружие. Правда, создание модифицированного ПТР потребовало куда больше времени, поэтому первым в руках советских солдат оказалось ружье Дегтярева.

Самый известный бой советских солдат, бойцов знаменитой Панфиловской дивизии, вооруженных пэтээрами, состоялся 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково. В этот день из тридцати немецких танков было подбито больше половины - восемнадцать штук; правда, из всего батальона в живых осталась только пятая часть солдат. Причина, по которой нашей армии пришлось заплатить столь высокую цену, вполне понятна: хотя в технических характеристиках оружия было указано, что ПТР способно поразить цель с расстояния до четырехсот метров, на деле снайпер-бронебойщик был вынужден стрелять по танку не более чем со ста метров. Эффект был соответствующий, но большая часть снайперов неизбежно гибла.

Эпоха ПТР закончилась в 1944 году, когда немцы начали выпускать новые танки с боковыми экранами из пятимиллиметровой брони. Против подобных монстров противотанковые ружья были практически бессильны, и нам известен всего один случай, когда бронебойщик Ганжа с третьего выстрела подбил немецкого «Тигра». Впрочем, наши бойцы вскоре нашли ПТР другое применение: из них стреляли по дотам и дзотам и обстреливали пикирующие самолеты противника.

Сесть на «ежа»
Но что спасло Москву от танков в сорок первом, когда ПТР еще практически не было, а надолбы уже были признаны неэффективными? Еще одно изобретение, на этот раз - Михаила Гориккера. И вновь он не придумал ничего принципиально нового: его изобретение - шестиконечная звезда высотой чуть больше метра, составленная из трех двутавровых балок, которую в народе очень быстро окрестили «ёж». Но в отличие от аналогичных иноземных конструкций советский «ёж» не был стационарным, его можно было передвигать и закатывать под днище вражеских танков. «Ёж» мог выдержать вес до шестидесяти тонн, но использовать его можно было только на асфальте: по бетону звезда скользила, а в землю танк ее просто «затаптывал».

Именно с помощью таких в общем-то совсем нехитрых орудий советским воинам удалось отстоять столицу и множество других российских городов. И немецкий блицкриг просто застрял в российской сообразительности и простоте.

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика