20.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

«Олл инклюзия»

 Дети индиго
Готова ли образовательная система России переориентироваться на нужды каждого учащегося?

Автор: Евгений Гаврилов Выпуск: Просмотров: 2525

Медицина не стоит на месте. Новые способы лечения, фармацевтика, протезирование развиваются ускоренными темпами, но, к сожалению, многочисленные наследственные, генетические и иные тяжелые заболевания по-прежнему не оставляют человечество в покое. И в ситуации, когда все больше детей с врожденными или приобретенными отклонениями в физическом или психическом развитии имеют возможность справляться со своими недугами посредством медицины и включаться в общественную жизнь, как никогда важно давать им качественное образование. Именно это и называется инклюзией - процессом, при котором образование завязано не на стандартизации знаний и программ, а на индивидуальном подходе к каждому ученику, в зависимости от его потребностей и особенностей. Инклюзия же подразумевает равную доступность образования для детей с особыми потребностями. К этой категории относятся дети, страдающие аутизмом, имеющие любые физические или психические отклонения, в том числе инвалидность по слуху, зрению и т.д.

Закон есть, но только закон
В России данное понятие было закреплено законодательно лишь в 2012 году, и с тех пор ведется работа по постепенному внедрению инклюзивного образования в нашей стране. Но хорошо это или плохо, когда до сих пор актуальна проблема «ты не такой - ты изгой» среди школьников? Да что там говорить о детях, когда даже среди взрослых попадаются противники всеобщей доступности образования, едва ли не прямым текстом заявляющие, что они против того, чтобы с их «нормальными детьми учились всякие дебилы». Грубо? Разумеется. Но они именно так и говорят. Общество до сих пор не готово принимать людей, которые как-либо от других отличаются. Следовательно, надо готовить к переменам прежде всего самих людей, а не сосредотачивать силы лишь на законодательной базе.

Разобраться во всех нюансах и тонкостях данного вопроса нам помог клинический психолог Смоленского областного врачебно-физкультурного диспансера Светлана Качалова.

«Я читаю лекции по психологии во многих школах города, - рассказывает Светлана Викторовна, - и пока могу сказать, что не видела там специально созданной комфортной и доступной образовательной среды для людей с ограниченными возможностями. Были отдельные эксперименты на базе одного из смоленских вузов - группа студентов с ограниченными возможностями занималась по специальным программам, были у них и совмещенные лекции с остальными учащимися. Исходя из их примера могу сказать, что работать в этом направлении можно и нужно. Я приветствую внедрение инклюзивного образования в нашей стране, но с этим связано множество нюансов. Прежде всего - не стоит вводить его повсеместно. Пусть лучше это будут отдельные классы или, может быть, школы. Разработать или заимствовать уже имеющиеся и зарекомендовавшие себя программы, чтобы экспериментально их опробовать на добровольных участниках, а не принуждать поголовно всех. Много работы должно вестись с педагогами, чтобы научить их общаться с учениками на уровне «равный к равному», потому что сейчас среди преподавателей достаточно много людей старшего поколения с весьма консервативными взглядами на образование. Вывести их отношения с учениками на иной уровень будет непросто. Кроме того, каждое образовательное учреждение должно быть укомплектовано дополнительным штатом социальных работников и квалифицированных психологов, которые будут помогать в работе с детьми в том числе и учителям».

Когда меньше - лучше
Чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, необходимо сокращать численность учащихся в классе, ведь один педагог попросту не сможет работать сразу с десятками детей, у каждого из которых свои потребности, свои запросы.

Многие противники данной системы заявляют, что в таком случае знания попросту не будут усваиваться, а ученики начнут заниматься посторонними делами, предпочитая игры и разговоры учебникам.

«Здесь важно понимать, - поясняет Светлана Качалова, - что стандартизация и жесткая школьная программа не учитывают тот факт, что у каждого человека разные зоны мозга развиваются по-разному. Одни развиваются опережающими темпами, другие же отстают. И многие ребята не способны к тому или иному предмету не потому, что не хотят или ленятся, а потому, что не могут. Здесь речь идет не только о детях с отклонениями в развитии: в подростковом возрасте, когда слабеет познавательный интерес и идет активная гормональная перестройка организма, любой может оказаться неуспевающим в той или иной сфере. Образование же в комфортной среде будет более плодотворным, ведь в юном возрасте любой ребенок с радостью впитывает информацию, как губка, если ему интересно. А делая ставку на интерес, можно повысить эффективность образования и заложить хороший фундамент для будущего взрослого человека: получив в большей мере знания, интересные ему, он уже в раннем возрасте сможет решать, чем хочет заниматься в будущем, какую профессию получить».

Окончание школы многих выпускников застает на раннем этапе формирования личности. Перед ними стоит вопрос выбора высшего учебного заведения, который определит дальнейший вид их деятельности. И как делается выбор? Либо поступают туда, куда идут друзья, либо по остаточному принципу - «куда пройду по ЕГЭ», либо же по совету родителей, которые хоть и знают свое чадо всю жизнь, не всегда учитывают все его потребности и желания. И получается, что вся работа в инклюзивной среде, которая могла проводиться в школе, в вузе может свестись на нет. То есть необходимо внедрять ее на всех уровнях,чтобы добиться эффективности.

Спокойствие, только спокойствие!
Серьезной проблемой является агрессия среди детей и подростков - они постоянно находят себе «козла отпущения» или «мальчика для битья».

«Инклюзия и здесь может прийти на помощь, - говорит Светлана Викторовна, - ведь агрессия возникает как защитная реакция на стресс, который, в свою очередь, появляется в ответ на мысль «я не такой, как все». Индивидуальный подход в образовании к каждому - это и есть доступность информации для всех, уход от проблемы отставания и недопонимания. Не возникает замкнутости, ухода от социума. Ведь самое главное, что должно сформироваться в юности, - это социальные навыки. А если человек выходит во взрослую жизнь лишь с одними знаниями, ему очень трудно приспособиться. В рабочем коллективе приходится заново учиться взаимодействовать с окружающими».

Начальным этапом перехода к инклюзивному образованию может стать сперва формирование отдельных классов, состоящих из детей с особенными потребностями, где они будут чувствовать себя в комфортной среде, а с ними будут работать по специально разработанным программам. Чтобы перейти к полному объединению абсолютно разных по запросам и уровню развития учеников в рамках одного коллектива, прежде всего необходимо подготовить к этому общество. Никакая, даже самая эффективная программа, специально разработанная для таких классов, не сможет работать как надо, если педагоги и родители не поймут, что это нормально.

«Когда удастся к этому прий-ти, - продолжает Светлана Качалова, - дети сами смогут помогать друг другу. В жизни многих людей имеет место гиперкомпенсация, когда, будучи неуспешными в чем-то одном, они возмещают это значительными достижениями в другой области. В инклюзивном образовании это может выражаться в положительном примере - «он может, а чем я хуже?». Это хорошо видно благодаря, например, Паралимпийским играм, когда люди с физическими недостатками показывают потрясающие результаты в спорте, вдохновляя своим примером многих других. Подобные примеры необходимы, чтобы формировать принципы взаимопомощи среди людей. Это поможет не только в образовании, но и в дальнейшей жизни. Комфортная среда, без агрессии, без стрессов, с индивидуальным подходом к каждому - вот то, к чему нужно стремиться».


   

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика