29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Следователь играет на пианино

 Люди
В преддверии Дня следователя корреспондент «Города» побывал в гостях у старшего следователя отдела полиции № 1 по городу Смоленску капитана юстиции Альбины Гусаровой

Автор: Олеся Томашова Выпуск: Просмотров: 2427

Еще 30 лет назад профессия «следователь» считалась сугубо мужской. Достаточно вспомнить популярный сериал середины 80-х годов о следователях, где главным героем был, конечно, мужчина. В начале века 21-го все изменилось - на этой работе все чаще трудятся представительницы прекрасной половины человечества. И, надо сказать, немало в своей деятельности преуспевают. Ее специфика - расследование преступлений против собственности, а также тяжких и особо тяжких деяний: грабежей, разбойных нападений, распространение наркотиков.

- Альбина, с чем вы, как молодой специалист, столкнулись, придя на работу в органы?
- Мне повезло, у меня был грамотный наставник - это тоже была женщина, которая очень помогла мне на первоначальном этапе. Да, в теории я была подкована, но как применять эти знания на практике, оказывается, досконально не знала. В законодательстве описан ход следственного действия, но его невозможно вести по шаблону… каждое такое действие специ-фично и индивидуально: как общаться с преступниками, потерпевшими. Все это приходит с опытом.

- А как вести себя, когда перед тобой человек, подозреваемый в тяжком преступлении?
- Относиться уважительно - называть на «вы». Даже если перед тобой человек, намного младше тебя, фамильярность и тем более уничижительное обращение недопустимы. Следователь - должностное лицо. И необходимо уважать себя, свою профессию… и помнить, что вина человека доказывается в суде. Напротив тебя сидят живые люди. И каждый из них имеет право на исправление (ведь цель любого наказания - дать человеку шанс исправиться) и хочет быть счастливым. У меня было одно дело в производстве, обвиняемой в котором выступала молодая женщина: она сбывала наркотики и сама их употребляла. Обвиняемая была беременной, и ее приговорили к условному сроку. Через какое-то время она пришла в отдел полиции за вещдоками. И я была искренне рада ее встретить - она похорошела, бросила употреблять наркотики, боясь навредить ребенку. Мне было приятно узнать, что у нее все хорошо.

- Вы всегда отслеживаете потом судьбу обвиняемых?
- Не всегда. Зачастую бывает, что это происходит случайно - когда все те же люди попадают к нам вновь и вновь в качестве подозреваемых.

- Насколько важна интуиция в вашей работе?
- Важна. Несмотря на то, что следователь в своих умозаключениях, прежде всего, должен основываться на фактах, на совокупности собранных доказательств. Но ни в коем случае не на домыслах. То есть нельзя утверждать, что человек мог бы совершить преступление, лишь на том основании, что он просто присутствовал на месте преступления. Интуиция может быть ценной на этапе формирования доказательств… Несколько лет назад к нам обратилась женщина и написала заявление о явке с повинной, якобы она похитила телефон у своего знакомого во время совместного распития спиртных напитков. Однако в процессе допросов и очных ставок женщина начала путаться в показаниях: потерпевший говорил об одном месте совершения преступления, а подозреваемая твердила о другом. Появились сомнения. Мы сделали запрос в сотовые компании, и выяснилось, что украденным телефоном пользовался другой человек. Оказалось, что подозреваемая оговорила себя и хотела выгородить своего сожителя - мужчина был неоднократно судим, и очередная судимость могла закончиться серьезным наказанием…

- Вам, наверное, больше интересны вот такие сложные и запутанные дела?
- Да, так и есть. Я для себя классифицирую сложные дела по нескольким категориям. Сложные в плане доказательства вины обвиняемого, когда он говорит одно, а свидетели - другое, и ты с азартом докапываешься в итоге до истины. Сложные дела - объемные, скажем, когда мы расследовали дело о кражах из машин и в нем фигурировали 4 обвиняемых и 36 эпизодов преступления. Для расследования была создана целая оперативная группа, и я была назначена старшей в этой группе. Уголовное дело состояло из 12 томов, а обвинительное заключение - из 500 страниц. Очень сложно было все собрать, ничего не упустив и не забыв…

- Накладывает ли ваша специфическая деятельность отпечаток на вашу жизнь, на общение с людьми?
- При общении с малознакомыми людьми, действительно, постоянно ждешь подвоха. Неосознанно начинаешь допрашивать, выпытывать, искать нестыковки в «показаниях». Хотя человек, может быть, просто что-то забыл или перепутал…

- А часто ли замечаете нестыковки в фильмах, сериалах о работе правоохранительных органов?
- Есть много откровенно безграмотных сюжетов, когда показывают абсолютную ерунду. В частности, проведение следственных действий без понятых, согласно букве закона, не должно проводиться вообще. Когда я вижу это в кино, то просто выключаю телевизор.

- Сегодня все чаще можно встретить женщин-следователей. Женщинам проще или сложнее работать в этой сфере?
- Наверное, проще. Эмоционально. Всем нам необходимо выплеснуть эмоции, а женщина может поплакать, надавить на жалость и ее никто за это не судит, это нормально. Мужчина же обязан носить все в себе, сдерживаться, и это может быть чревато... Плачу ли я? У меня есть свой фирменный способ расслабления - я прихожу домой и играю на пианино.

- Вы работаете в должности следователя уже 7 лет, какова тенденция? Каких преступлений становится больше или меньше?
- Есть положительная тенденция. Все меньше фиксируется разбоев - мы связываем это с распространением видеокамер, камер наружного наблюдения - на улицах, в магазинах, на территориях учреждений…

Но, с другой стороны, преступность «помолодела». Встречаются студенты, школьники, которым по 14-16 лет, и все больше преступлений, связанных с употреблением и незаконным оборотом наркотиков. Что очень печально, конечно. Зачастую подростков просто знакомые провоцируют на преступления, фразами вроде «Мужик ты или нет - докажи!». Конечно, немалую роль играют семья и воспитание. В семьях подчас исповедуется культ денег - поэтому подростки хотят сразу и много.

Важна профилактика. Вот, говорят, надо показывать подросткам тюрьмы, СИЗО, людей, преступивших закон. Я солидарна. Думаю, таким образом мы действительно можем повлиять на подрастающее поколение, их систему ценностей. Но это должна быть не разовая, а планомерная работа, эффект от которой, возможно, будет заметен не сразу…

- И все-таки что вас привлекает в вашей профессии?
- Как ни банально это звучит - я люблю свою профессию. Хотя она сложная, ответственная, связанная с напряженным графиком, который не позволяет уделять своей семье столько времени, сколько хочется… Может, из-за этого некоторые, придя в профессию, быстро уходят из органов. Оказываются не готовыми к тому, что их ждет. А между тем потерпевшие видят в следователе надежду, зачастую последнюю. И надо ее оправдать и помочь человеку. Поэтому, когда после суточного дежурства возвращаешься домой усталая, все-таки согревает мысль о том, что день прожит не зря и твоя работа нужна людям.

Фото Евгений Гаврилов


   

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

Всего комментариев: 1

Cтраницы: [1]

апаткина людмила
мы на протяжении 4 лет неоднократно обращались в отд п №1 с просьбой помочь в поисках родственника,отмахивались всякими отписками а в итоге найдя мёртвым(или убитым) 19.10.14г передали на селифоновское кладбище снова ничего родным не сообщив.ВОТ ВАШЕ истиное отношение к людям
21.08.2015 12:30

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика