29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

«Очень трудно не повесить на себя табличку «Второй!»

 Дни Глинки
Есть ли будущее у отечественного джаза? Какая в жизни оперная дива Хибла Герзмава? Насколько важен пиар? Специально для «Города» - интервью с джазовым пианистом Даниилом Крамером.

Автор: Лика Волкова Выпуск: Просмотров: 3637

Традиционно, в один из дней глинковской декады в Смоленск приезжает какая-нибудь маститая звезда мирового джаза. В этом году на сцене филармонии сыграл заслуженный артист России, лауреат Европейской премии имени Густава Малера, Даниил Крамер. Он, и его великолепная ритм-секция в лице Дмитрия Власенко (ударные) и Сергея Васильева (контрабас) привезли в Смоленск программу «Игры в джаз», в которую вошли джазовые стандарты, джаз-рок и импровизации в стиле «Классика и джаз». Зал был полон. Публика вместе с невероятно эмоциональными артистами отбивала ритм ногами так, что ряды в зале ходили ходуном. И не удивительно. Даниил Крамер не был в Смоленске с гастролями целых три года. Зрители уже успели порядком изголодаться по виртуозной игре джазового пианиста и его «вкусным» импровизациям.

- Даниил Борисович, расскажите о вашей работе в Международном благотворительном фонде «Новые имена». Какие по-настоящему новые имена вам удалось открыть?
- Когда-то мы с Денисом Мацуевым, нынешним президентом «Новых имён» (ему на тот момент было 17 лет, да и я был молоденьким) ехали на олимпиаду в Атланту. Уже тогда было ясно, что он будет звездой. Как раз тогда, к огромному сожалению, девочка, которая подавала громадные надежды, имеющая кучу лауреатств, умерла. Рак никого не щадит. Её звали Алина Коршунова. Также в «Новых именах» был победитель конкурса имени П.И.Чайковского Нарек Ахназарян, которому тогда было 11 лет. Я его на руках носил. Он после репетиций пару раз запрыгивал ко мне на руки. Абсолютно блистательный армянский парень - энергия била ключом, его было трудно удержать, но тоже было ясно, что из него выйдет суперзвезда. Так что были хорошие ребята.

- А кого из молодых отечественных джазовых музыкантов вы можете выделить на сегодняшний день?
- Сейчас много хороших музыкантов, очень много. Например, замечательный пианист Володя Нестеренко, который сейчас играет ещё и на хаммонде. Он единственный в России работает с настоящим хаммондом. Великолепный Алёша Беккер, прекрасный Яша Окунь - это всё замечательные профессиональные пианисты высокого класса. Ваня Формаковский... Кого только нет! Отличные пианисты! Москва отнюдь не бедна сейчас хорошими джазовыми музыкантами. За мной идёт очень сильное поколение. Я бы сказал, что оно в среднем сильнее моего поколения. Это хорошо, это так положено. Как конкурента, меня это может печалить, а как музыканта очень радует.

- Важно ли для джазового музыканта изучение теории музыки?
- Вы знаете, есть такая штука – «мировоззрение» называется. Если вы узкий специалист в своей области и ничего вокруг больше не видите, то, как ремесленник, будете стоить дорого, а как музыкант - ничего. Музыкант играет не пальцами, не техникой, не ремеслом. Музыкант играет даже не ушами, а душой. Если в ней чего-то не хватает - играть нечем. Вот тогда и начинается непонимание. Он же всё хорошо сделал, у него всё классно, у него вот такая техника, вот такое легато, всё у него туше, всё у него хорошо. Почему не тронуло? Потому что нет самого главного, что нужно для музыки. А как оно достигается? Жизнью, талантом, природой, мировоззрением, книгами.

- Расскажите о своём совместном проекте с оперной певицей Хиблой Герзмава. Легко ли вам было работать вместе?
- С Хиблой очень легко. Она невероятно гибкая. С одной стороны, будучи оперной суперзвездой, очень требовательна к себе и окружающим. А с другой стороны, эта суперзвезда абсолютно готова учиться. Редчайшее качество!

- А она чего-то не знает?
- Что касается джаза - да. И я думаю, мы взаимно с ней учимся друг у друга. Мы работаем душа в душу. Хибла – замечательный, лёгкий человек и её требовательность может пугать кого угодно, кроме меня. Меня она только радует.

- К нам в Смоленск приезжал Юрий Медяник и тоже говорил, что Хибла невероятная…
- Я для себя включаю её сейчас, как минимум, в 10-ку лучших сопрано мира, никак не меньше. И я не буду сейчас называть имён, но Хибла мне нравится гораздо больше, чем многие самые именитые певицы. Она очень душевная, очень профессиональная. С одной стороны, умеет себя держать и быть королевой, а с другой - что называется, свой парень в доску. Вот это Хибла Герзмава. Она такая в жизни и в музыке. Там где надо - слёзы текут, а там где надо, будет прыгать по сцене чуть ли не босиком. Причём в королевском платье. Это Хибла. Редчайший человек.

- Почему в России такой дефицит хорошего женского джазового вокала?
- Это не всегда вопрос качества. В большей степени это вопрос продюсерства. Вот вам простой пример: я бы не сравнивал класс Мэрилин Монро с классом Инны Чуриковой. Но кто известнее в мире? А ведь это, извините, слон и Моська. В плане качества актёрской игры, глубины и прочего их просто невозможно сравнивать.

- По каналу «Культура» был проект «Большой джаз»... Хочется узнать ваше мнение о нем. 
- Я бы его джазом не назвал. Скорее «Большой околоджаз". Но спасибо и на том.

- Просто там говорилось, что женский вокал в России – он всё-таки слабый… 
- Давайте оставим за каждым право на собственное мнение. Я когда-то играл в России с австралийскими музыкантами. Мы объехали половину России. В те далёкие 90-е к нам подходили и говорили: «Ребята, ну вы, конечно, класс! Но вот австралийцы вас просто забили. Но вы ещё вырастете, вы молодцы!». Потом мы приехали с ними в Австралию. Подходили австралийцы и говорили: «Ну, ребята, наши ничего так играют, но вы просто звери! Монстры! Нашим ещё расти и расти». Значит, давайте за каждым оставим право на своё мнение в вопросе о русском джазовом вокале. Я не сравнивал бы его сейчас с американским. Естественно, у нас сейчас нет Эллы Фитцджеральд. Наши джазовые музыканты находятся в стадии окончания набора количества и начала перехода в качество. Уже появились певицы, которые имеют собственную ярко выраженную вокальную окраску, свое лицо, почерк. Например, Анечка Бутурлина, Армине Саркисян. Эти певицы ещё пока исповедуют американские основы, но уже идут своим путём. Дайте время. Джаз и в Америке-то молодая музыка, а для России он реально начался только с начала 60-х годов. Ему без году неделя. Джаз ещё и испытывает трудность по поводу того, что 99% джазовых музыкантов сознательно вешает на себя табличку «я второй». Я - второй Питерсон, я - второй Кит Джарет. Очень трудно не повесить на себя эту табличку. Когда-то русская классическая музыка шла по тому же самому пути. Бортнянский тоже повесил на себя табличку «я второй». Разве мы от этого меньше любим Бортнянского? Или, может, Глинка - первый прямо во всём? Он шёл по следам европейской классической музыки. И спасибо ему большое за это.

- Вас часто приглашают на ТВ-проекты?
- Не так часто. У меня такое количество гастролей, что, скажем, - судить «Щелкунчик» меня звали три раза, и у меня в то же время были гастроли. Только на четвёртый раз я сумел на программу попасть. Если у меня висят афиши в вашем городе, разве я пойду на телевидение? Я же не отменю из-за этого концерт. Это не вопрос гонорара, это вопрос музыкальной чести. Есть люди, которые пиар ставят выше слушателей. Надеюсь, что я никогда не буду относиться к этой категории людей.

Читайте также:

Квартет, который в «Тереме» живет
«В Смоленске нам понравилось... всё!»
Баллады Ванессы






Комментарии

Оставить комментарий

Всего комментариев: 5

Cтраницы: [1]

Гость
Пианист замечательный, интервью тоже отличное.
Хочется ответить Маргарите: талант Крамера неоспорим, однако в игре на фортепиано в темноте нет ничего феноменального, пальцы сами все помнят, смотреть на клавиши совершенно необязательно. Да и партитура как правило только для подсказки, на всякий случай, ибо большинство произведений играется по памяти. =)
16.06.2014 17:16

Татьяна (muson521@yandex.ru)
Обожаю Крамера. Интервью великолепное. Лика, побольше тебе таких респондентов. Успехов тебе.
07.06.2014 13:41

Наталья В.
Спасибо, очень живо, впечатляюще! Заражает своим темпераментом, пробуждает интерес!!!
06.06.2014 21:39

Ирина Васильевна
Захотелось послушать пианиста, спасибо автору статьи.
06.06.2014 18:52

Маргарита
Какой интересный собеседник. Лика, Вам очень повезло, что вы смогли побеседовать с этим гениальным человеком. Я была на концерте Крамера в Москве и в самый разгар концерта неожиданно в зале консерватории погас свет. Наступила тишина и вдруг зазвучала музыка. В кромешной темноте Даниил Крамер заиграл, раздались бурные аплодисменты, все были шокированы. Свет снова и снова отключался, но звуки музыки продолжали литься потоком. Это гениальный человек, гениальный пианист. Мне очень понравились слова Даниила из интервью: "Это не вопрос гонорара, это вопрос музыкальной чести." Это говорит ещё и о порядочности этого человека. Спасибо!
06.06.2014 18:27

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика