29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Консервы истории

 Хранители
Маленькая комнатка в сереньком двухэтажном здании в самом центре Смоленска. Вывески нет. Решетки на двери и окнах и охранник на входе. Над обычным письменным столом у окна низко склонилась молодая женщина с иголкой в руках.

Автор: Елена Миронова Выпуск: Просмотров: 2183

Это художник-реставратор Жанна Смирнова, которая точно знает, как вывести 200-летнее пятно с камзола генерал-губернатора или как «законсервировать» рассыпающуюся в прах плащаницу.

Художник-реставратор по тканям - профессия настолько редкая, что подобных  специалистов на всю страну наберется, может, пара десятков. А специалистов высшей категории, которые имеют доступ к реставрации шедевров мирового значения, таких как Жанна, еще меньше. Кроме того, не буду скрывать: попасть в реставрационную мастерскую было для меня детской мечтой. Помню, как в школе выражение «кисейная барышня» ставило меня в тупик. Переносное значение этого фразеологизма учитель еще мог объяснить, а я - с грехом пополам понять. Но вот представить себе кисею - тонкую дорогую ткань, из которой этим самым барышням шили бальные наряды, не получалось никак. Хотелось «пальцами понять» и увидеть то, чем были набиты гардеробные модниц в классической литературе. Все эти жаконы, коленкоры, муслины и муары. То, что еще 150-200 лет назад было привычным до банальности, а сейчас мало что говорит современным модницам в «версачах» и «лабутенах».

Поваренная книга реставратора
Придя к Жанне в мастерскую, мы застали ее за работой. Сейчас она реставрирует плащаницу, которая была изготовлена златошвейками в XVIII веке в одном из монастырей в Греции.

- Она в плохом состоянии, но спасти ее можно, - говорит Жанна Смирнова. - Видите эти стежки? Это называется реставрационной сеткой. Каждый шов - на расстоянии пяти миллиметров друг от друга. Таким образом прошивается все полотно, чтобы укрепить нити. Когда я закончу работу, плащаница вернется на хранение в фонды Смоленского музея-заповедника.

Стежок за стежком, час за часом, день за днем - нечеловеческая усидчивость и кропотливость, а главное - ответственность. Ведь это не швейное ателье, а реставрационная мастерская, в которой работают не просто с ветхими тканями, а с произведениями искусства, которым нужно продлить жизнь как минимум на полвека. В углу на столе - электрическая плитка с кастрюлькой. Внутри какая-то мутная жидкость.

- А это зачем?
- Это состав для покраски тканей и нитей, - отвечает, смеясь, Жанна, замечая мое замешательство. - Изначально мы работаем только с натуральными некрашеными материалами. В кастрюле - отвар соплодий ольхи. Кроме этого можно использовать кору дуба, корки граната. Все это можно в любой аптеке купить. Выкрашенную в нужный цвет ткань покрывают тонким слоем специального клея. О-очень вонючего. Никакие вытяжки с этим чудовищным запахом не справляются, поэтому приходится работать на улице, чтобы коллег не травить.

В открытом космосе
Под ворохом бумаг и лоскутков ткани замечаю диплом и небольшой футляр.

- Это медаль, которую мне патриарх Кирилл два года тому назад вручил за реставрацию плащаницы «Положение во гроб», что хранится у нас в Успенском соборе, - легко, как будто говорит о чем-то само собой разумеющемся, отвечает Жанна. - Специально для журналистов храню ее на работе. Все про это спрашивают.

Кстати, именно с реставрации этой плащаницы и началась карьера Жанны Смирновой. Можно сказать, случайно. Шанс поработать с таким экспонатом, который считается шедевром мирового искусства, выпадает всего раз в жизни. И то не каждому. А на Жанну он буквально свалился, когда она, «перекрестясь, согласилась на реставрацию». Поначалу эта плащаница ей даже снилась, настолько сильным было эмоциональное напряжение.

- Было очень трудно решиться. Руки тряслись. Вдруг я ее начну мыть, а она рассыплется? И что, мне в тюрьму садиться?! Для меня это было, как в космос слетать. Знакомые, шутя, Гагариным называли, - смеясь, вспоминает Жанна.


Кстати, удивительная особенность Жанны - шутя и смеясь, рассказывать о себе и своей работе. О том, как после худграфа почти случайно попала в профессию. Якобы случайно, сама в себя мало веря, отреставрировала уникальную плащаницу, после чего сразу же получила высшую категорию, достигнув «потолка» в профессии. О своей небольшой зарплате, которая складывается из двух ставок. О двух горячо любимых детях (сыне и дочери), которые с гордостью рассказывают одноклассникам на экскурсиях в Исторический музей, что их мама - реставратор. Наверное, правду говорят, что все великое до смешного простое. Но дается оно нелегким трудом, стежок за стежком, час за часом, день за днем.

Фото Елена Хлиманова

Видео Елена Хлиманова

Монтажёр Игорь Лазаев 




Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика