29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Мучо грасиас за награду

 Связь времён
Жителю Смоленской области прислали медаль с Кубы спустя 50 лет после его службы на Острове свободы.

Автор: Олеся Томашова Выпуск: Просмотров: 1986

В начале сентября жителю Вязьмы Леониду Ивановичу Балабину позвонили из администрации Вяземского района и пригласили подойти за… наградой. Медаль ему прислали с далекого Острова свободы, где Леонид Иванович нес службу более 50 лет тому назад. Как это принято сейчас говорить, рядовой Балабин исполнял на Кубе интернациональный долг, а события, непосредственным участником которых он стал, вошли в учебники истории под названиями «Карибский кризис» и операция «Анадырь».

Леонида Ивановича (правда, тогда 19-летнего парня никто не звал по имени-отчеству) призвали в армию в 1962-м… К этому моменту он успел немного поработать на Вяземском машиностроительном заводе и окончить досаафовские курсы водителя автомобиля. Молодого человека приписали к ракетным войскам и отправили на службу. Сначала Леонида и других новобранцев везли поездом до Бреста, потом до Винницы и далее - во Львовскую область. Там он успел немного прослужить, прежде чем пришло указание отобрать ребят для отправки на Кубу…

Впрочем, об этом никто из солдат, естественно, не знал. Все проводилось в обстановке строжайшей секретности. Леонида и еще нескольких парней довезли до Одессы, переодели в штатское, сделали болезненный укол (как потом выяснилось, от экзотических болезней, причем не все его выдержали, и двое солдат с высокой температурой остались на берегу) и посадили на теплоход.

«Капитану судна дали 3 пакета. Первый он должен был открыть после оставления территориальных вод СССР, второй - после прохождения проливов Босфора и Дарданеллы, третий - на выходе в Атлантический океан, то есть до последнего он сам ничего не знал. Не ведали ничего и мы… - вспоминает Леонид Иванович. - Ребята высказывали предположения: то ли нас везут во Вьетнам, то ли в Индонезию, то ли на Кубу. А мы? Везут и везут - долг солдата подчиняться приказам. К тому же в первый раз на таком комфортабельном теплоходе плывем - с бассейном. Мы купались, радовались жизни и беззаботно проводили время».

Их расквартировали в пригороде Гаваны Эль-Чико, где тогда располагался штаб группы войск. Первое, что бросилось в глаза советским парням, - множество пальм, на которых росли кокосы, бананы... Прямо возле дорог - ешь не хочу.

В обязанности вновь прибывших входила охрана штаба. Стояли в карауле по двое. Только и слышно было, как то рядом, то вдалеке раздаются выстрелы. Был самый разгар Карибского кризиса, а в октябре 1962 года мир и вовсе оказался на пороге ядерной войны. Этот момент очень хорошо помнит Леонид Балабин. «До нас дошли слухи, что Хрущев с Кеннеди ведут переговоры, и вот-вот должно что-то случиться. «Что там решит руководство?» - думали мы и со страхом ждали войны. Спали тогда одетыми, с оружием в обнимку. Это были очень тяжелые дни».

Но самое страшное испытание, признается мой собеседник, было иного плана: «Комары нас заедали страшно, а от нестерпимой жары спасались тем, что простыни вымачивали в холодной воде и, пока они оставались мокрыми, накрывались».

Наше военное руководство поначалу не слишком поощряло контакты советских солдат с местными жителями, но Леонид Иванович с друзьями все же находили время и возможность - сбегали в Гавану и общались с кубинцами. Что удивительно - на Кубе было немало русскоговорящих. Там жили бывшие соотечественники - старенькие белогвардейцы, которые когда-то сбежали из страны. По словам моего собеседника, они враждебно отзывались о Стране Советов и не скрывали обиды за разрушенные семьи, дома и мечты.

«А вот кубинцы очень хорошо к нам относились, с благодарностью за оказываемую помощь. Такого веселого и дружелюбного народа, пожалуй, больше не знаю», - говорит Леонид Балабин. Советские солдаты разговаривали с местными на ломаном испанском. Всем нашим выдали русско-испанский разговорник. Леонид Иванович многие фразы помнит и по сей день - «буэнос ночес», «буэнос диас», «мучо грасиас», и «мучача» - так по-испански звучит слово «девушка».

Мучачи-островитянки были, по словам Леонида Ивановича, очень хороши собой. А одна - дочка местного жителя, к которому Леонид с другом частенько захаживали в гости,  подарила советскому юноше свою фотографию на долгую память. Имя иностранки Леонид Иванович уже не помнит, а вот фото до сих пор хранится в семейном альбоме…

«Насколько я знаю, Фидель Кастро тогда призывал советских военнослужащих - если есть желание, женитесь и оставайтесь. Но никто из моих сослуживцев такого желания не изъявил. Мы очень хотели домой, - признается мой собеседник. - Даже песню знаменитую переделали и пели потихоньку - «Хотят ли русские… домой?».

В сентябре 1964-го Леонида Балабина и его сослуживцев демибилизовали, но домой вернулись не все. «С нами был паренек Миша, который нелепо погиб во время службы на Кубе. Помню, мы ехали как-то на «ЗИЛе», открытой бортовой машине, а впереди на дороге виднелся какой-то провод. Миша к нему подошел, видимо, чтобы откинуть, а провод был под высоким напряжением. И его как будто притянуло… Мишу похоронили на мемориальном кладбище в Эль-Чико, где покоятся 64 наших воина».

Домой Леонид и его товарищи добрались без приключений. По прибытии в Одессу советским солдатам выдали за службу по 10 «малиновских» рублей, названных так по фамилии тогдашнего министра обороны, на которые ребята и отметили свое возвращение на Родину. Леонид вернулся в Вязьму с экзотическим подарком для родителей - большим кокосовым орехом, а еще пачкой черно-белых фотографий с далекого-далекого острова. «Вы, наверное, спросите меня, нужно ли было наше участие в тех событиях? Я считаю, что да, надо было американцев немного охладить и спасти Кубу от американской агрессии».

Самое интересное, что Леониду Балабину довелось побывать на Кубе еще раз. После службы он поступил в мореходное училище и стал плавать на нефтяном танкере, а спустя  5 лет снова попал на Кубу. Жаль, что Гавану уже не довелось увидеть…

Жалеет Леонид Балабин и о том, что Кубу редко сегодня показывают по телевизору, что развела судьба с его давним другом - жителем Брянщины Валерием Рулевым, с которым служили на острове. «А если бы еще раз на Кубу позвали, поехали бы?» - спросила я напоследок Леонида Ивановича. «С удовольствием съездил бы туда и в третий раз! Но только с женой».




Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика