29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Диалоги с Поэтом

 Телескоп
Культурный центр «Губернский» в минувшее воскресенье принимал поэта, профессора и просто хорошего человека - Евгения Александровича Евтушенко.

Автор: Лика Волкова / Анастасия Звонарева Выпуск: Просмотров: 2295

7 декабря Смоленску повезло увидеть и услышать человека, чье имя при жизни - уже история. Зал был полон, свободных мест почти не осталось, и весь творческий вечер зрители с замиранием сердца слушали живую легенду. Поэту уже 82 года, а он по-прежнему полон сил и энергии, вдохновлен и вдохновляет. Евгений Александрович был огорчен лишь одним: в зале было мало молодежи…

«Я – мост между Россией и Америкой»
- Для меня молодежь - это важно… Я ждал студентов, школьников. Молодые умы нужны России, нужны и Смоленску. А передо мной возникла иная картина. Я не считаю себя старомодным поэтом, стараюсь писать что-то новое - интересное не только старшему поколению. То, что в зале были в основном только пожилые люди, меня и обрадовало, и огорчило.

- Актуальна ли на сегодняшний день ваша ставшая крылатой фраза «поэт в России больше, чем поэт»?
- Вся моя творческая жизнь была исповедью. 8 десятков лет я уже преодолел, но любовь к жизни у меня не пропала. Сейчас, конечно, интерес к поэзии у некоторых людей иссяк, а у многих пока не родился. Особенно у тех, кто сделал книжку Дейла Карнеги библией своей жизни. А также у тех, кто читает книги о том, как делать карьеру, как быть красивыми, как правильно заниматься фитнесом… и так далее. Это не противоречит любви к поэзии, но такие люди себя сами убедили в том, что они стихов не любят, не хотят брать в руки настоящие книги. Я преподаю в Америке уже 20 лет. И я не живу в Америке постоянно, как пишут некоторые. Я - мостик между нашей великой страной и Америкой. Этот мостик опасный, он пошатывается. Особенно в последнее время.

- С чего начался ваш «американский период»?
- В 1972 году меня пригласили в Америку 27 университетов. Тогда я читал свои стихи в самом большом зале этой страны - в «Мэдисон-сквер-гарден», где проводятся только спортивные соревнования. Если кто-то там и выступает, то это суперзвезды рок-музыки. В этот момент я понял, что мы все - дети холодной войны. Но сначала были детьми Великой Отечественной войны, которая дала нам чувство Родины, и чувство победы в этой войне возвысило всех нас. Меня приглашал к себе на прием президент Кеннеди, но тогда, к сожалению, из страны не выпустили. Но к президенту Никсону в 1972 году мне все же удалось попасть. Он сказал тогда: «Вы пишете о политике, как поэт, а это означает, что вы - независимый человек от политики». Действительно, я писал о том, что диктует совесть, а не власть - это очень важно. Никсон признался, что ему для выступления по советскому телевидению предоставили двадцать минут прямого эфира, без цензуры, и спросил у меня совета, о чем должен прежде всего говорить американский президент с русским народом. Я ответил ему: «В духе Эльбы». Киссинджер (государственный секретарь по национальной безопасности), присутствовавший при разговоре, уточнил, что Эльба - маленькая речушка в Германии, где в конце Второй мировой встретились американские и русские солдаты, которые плечом к плечу бились с фашизмом. Впервые люди из капитализма обнимались с людьми из социализма. В такие моменты понимаешь, что все эти «-измы» не так уж важны. Главное - спасти человечество. Никсон спросил: неужели все это так важно для России сейчас, когда прошло столько лет? Неужели русские люди еще помнят о войне? «Мистер Никсон, - сказал я. - Дело в том, что не было у нас семьи, которая в этой войне не потеряла бы кого-то из родных». Когда он приехал в Россию, он посетил - по моей рекомендации - Пискаревское кладбище в Ленинграде. Он даже не слышал никогда о блокаде Ленинграда… Спросил меня: какую книгу можно об этом прочесть?.. Вот так живет человечество. Нужно понимать, что человечество - это одна большая родина. Человечество - это будущее. И каждый должен вложить все, что у него есть, в это будущее.

- Американцы, на ваш взгляд, действительно являются великой нацией?
- Я читал стихи в 97 странах и теперь точно могу сказать: нет плохой нации. У нас называют скверными словами людей и другой национальности, и людей из бывших наших республик, и американцев... всех! Как будто вся Америка состоит из плохих людей. Она тоже состоит из великих писателей, между прочим.

«Неправда, что все они бандеровцы»
- Как объяснить сегодняшние отношения Украины и России?
- Я спрашиваю самого себя: как могло случиться, что страна Шевченко и страна Пушкина воюют? Идет необъявленная Третья мировая война. На Украине объявляют перемирие и продолжают стрелять, хотя подписан обеими сторонами официальный документ. То же происходит и в Израиле. Не нужно впадать в истерию по отношению к украинскому народу. Это не правда, что все они бандеровцы. Огромное количество украинских солдат лежат в тех же самых братских могилах, что и наши солдаты. Они воевали плечом к плечу, как герои. Когда был Бабий Яр в Киеве, то многие украинские девочки спасали евреек, а после этого их убивали вместе с ними, если их находили фашисты или украинские полицаи. Сейчас это их внуки стреляют в своих сограждан. Национализм ничего общего не имеет с национальной гордостью! Я против войны! Очень переживаю за ситуацию в Украине, слежу за ежедневными событиями, происходящими там. Страшно подумать, если два православных народа идут друг на друга с мечом! Сейчас вам предоставлены все возможности увидеть этот огромный мир, любить, мечтать сколько захочется! Это огромное счастье. Возможно, не все это понимают, но придет время, и люди начнут ценить то, что у них есть сейчас.

- Вы все время вспоминаете о событиях Великой Отечественной войны. С чего началась война лично для вас?
- Моя мама была малоизвестной певицей, которая выступала с Константином Симоновым и Маргаритой Алигер на фронтах. Она дошла до границы с Пруссией и так много пела для наших солдат и офицеров, что сорвала голос. Она тоже чувствовала себя победительницей. Уходя на фронт, мама отправила меня на родину, к бабушкам. Сейчас я с трудом представляю себе родителей, которые отпустили бы своих детей в одиночку - на крыше вагона, привязанных ремнями к вентиляции. Это было самое настоящее бегство из Москвы. Я приехал к бабушкам на станцию Зима, на свою родину. Денег у меня уже совсем не оставалось, я голодал. Маленьким мальчиком, в девять с половиной лет, я плясал на военных свадьбах. Молодых новобранцев запихивали в телятники, а не в какие-то элитарные вагоны, и они ехали, обучаясь на ходу обращению с оружием и военному делу. Но перед этим они праздновали свадьбы по просьбам девушек. Это были самые трагические свадьбы.

- У вас много наград и премий. Не могли бы вы вспомнить самую дорогую для вас награду?
- В 1941 году мне было 9 лет. Помню, как стоял на крыше своей 254-й школы с лопаточкой, ведерком для песка и тушил зажигательные бомбы. До сих пор самым почетным призом своей жизни я считаю уже выцветшую бумажечку, в которой написано «Жене Евтушенко с благодарностью за его защиту столицы нашей родины – Москвы». Это для меня значит больше, чем все награды в моей жизни.

«Дети думают, что они никому не нужны»
- Современным детям очень сложно прочувствовать и понять кошмар войны. Во многих семьях уже не осталось очевидцев этой мировой трагедии. Как сохранить  память? Как не дать нашим детям и внукам повторить ужасные ошибки прошлого?
- К сожалению, многие наши школьники не знают того, что в нашей стране нет ни одной семьи, которая не потеряла бы кого-то на войне. 27 миллионов человек - это страшная цифра. Но еще более страшной цифрой я считаю число погибших во время сталинских репрессий. 27 миллионов человек было погублено фашистами! А около 20 миллионов человек были арестованы и расстреляны в сталинских лагерях. Наши дети должны знать собственную историю, они должны знать эти цифры. Молодые люди пытаются отмахиваться: говорят, что это проблемы не их поколения. Но они должны помнить, что настоящий патриот и гражданин должен знать все ошибки и преступления, которые происходили по отношению к народу нашей страны, для того чтобы эти ошибки больше никогда не повторились. С детьми нужно говорить серьезно. Не нужно читать нравоучений или кричать на них из-за того, что они чего-то не знают, что любят не ту музыку - это все мелочи. Есть главное – то, что никогда забывать нельзя. Нужно втолковать детям, что все в мире зиждется на совести, любви к родине и любви к нашей Земле.

- Евгений Александрович, вы как-то оговорились, что поражены тем, какое сейчас молодое поколение…
- Это очень глобальное чувство… Все нарастающее количество характеров, нравов, которые не могут ужиться рядом. Понимаете, наше поколение было совсем иным, я бы даже сказал, противоположным нынешнему. Мы видели очень много крови и страха, которые были повсюду. Жизнь была наполнена бедами, которые современная молодежь не смогла бы преодолеть. Это страшно. В Москве был случай, после которого я был жутко потрясен и даже написал стихотворение по этому поводу, случаю… Две девочки стояли у края крыши и собирались спрыгнуть вниз, покончить жизнь самоубийством. Народу собралось тьма, но вместо того, чтобы помочь их спасти, все просто стояли и ждали зрелища. Знаю, что девочки были из благополучных семей. Позже удалось выяснить, что одна из них написала в социальных сетях сообщение, которое содержало в себе вот такие слова: «Быть может, без меня всем остальным людям станет легче». Вы только вдумайтесь в эти слова, это же абсурд! Меня пугает тот факт, что у подростков, которым всего лишь 14-15 лет, есть такие мысли. Спросите, где были родители? А я отвечу, что сейчас молодежь не делится своими секретами и переживаниями с родными, не пытается найти помощи у них. Дети думают, что они никому не нужны. Это огромная проблема современного мира. Нельзя упускать ее из виду.

Не литературой единой…
- Если же говорить о самом городе, что вам запомнилось больше всего, вы же впервые посетили Смоленск?

- Я потрясен красотой Смоленска. Да разве я мог не приехать в ваш город? Тем более что здесь родился и жил мой любимый поэт и писатель – Александр Твардовский. Я его глубочайше уважаю. Сегодня был просто ошеломлен величием и красотой главного храма, возвышающегося над городом. Это одна из сказок человечества! Я объехал так много в своей жизни, но такое чудо увидишь мало где. Я потрясен! Не потому что я русский, а потому что это необычайной красоты достояние России, достояние вашего города. Спасибо за столь теплый прием.

- Есть вещи, которые вас интересуют помимо литературы?
- Литература - моя стихия, но, конечно, не только этим я живу. Я собираю картины по всему миру. В моей коллекции есть и Пикассо, и много других известных западных художников. Конечно же, и произведения отечественных живописцев имеются - они одни из моих самых дорогих и ценных.

«За слово «постель» меня чуть не посадили»
- Интересно узнать, всегда ли написанные вами произведения встречали положительную оценку – ведь у вас много довольно резких для того времени стихотворений?

- В моей биографии имеются произведения, за которые на меня нападали советские власти, хотя сейчас эти стихи можно считать эталоном целомудрия. Современная картина мира, которая меня пугает, абсолютно омрачает как искусство, так и литературу. Так открыто говорить о сексуальных отношениях между людьми, интимной жизни, как это принято сегодня, я себе не позволял никогда. Но однажды только лишь за одно слово «постель» меня чуть не посадили за решетку. Я все чаще думаю о том, как мне удавалось избегать гнета и соответствующих гонений со стороны Советов. Не понимаю отчего, но меня ни разу не привлекали за мои произведения. Скорее всего, это связано с тем, что моя творческая натура не позволяла сдаваться и убегать от проблем. Этим я и спасался.

- Тема любви - частая гостья ваших произведений. Откуда в вас этот тонкий романтизм?
- Истории, основанные на любви, заставляют нас жить и верить, что это чувство существует. Я вообще утверждаю, что любовь и дружба - неразделимые понятия. Без одного не может быть другого. Наш советский мир был до конца лишен этого - повсюду был известный занавес. Въезжали в страну лишь дипломаты и шпионы, а уезжали те же дипломаты и уже разведчики. Однажды на уроке географии я спросил, кем были придуманы границы мира, хотя прекрасно знал, что этот вопрос запрещено задавать. Сказал, что этим вопросом интересуется моя бабушка – настолько хотелось знать ответ. Так вот, учительница ответила, что границы эти проведены людьми, чаще всего сопровождалось это жестоким кровопролитием и слезами простого народа, убивавшего без разбора друг друга. Границы все остались как шрамы из прошлого. Меня потряс такой ответ. Если вернуться к теме любви, то в сталинское время ее не существовало - по крайней мере, нас в этом яростно убеждали. Не терпелось увидеть, что же там, за занавесом. Помогали книги - Россия всегда была самой читающей страной. А Ремарк и Хемингуэй рассказывали нам о другом мире, недоступном для советского гражданина. Было тяжело жить в неизвестности, но деваться было некуда. И все жили. Кто как мог. Меня всегда поражало произведение «Ромео и Джульетта» Шекспира. Это удивительное произведение, до сих пор любимое всеми романтиками и не только. Оно вдохновило меня на создание поэмы «Дора Франко», где развивается похожая история любви, но уже главный герой в нем я и моя поездка в Чили. Произведение о чувствах, о нервной любви. У этого произведения есть предыстория. В меня влюбились две женщины одновременно, и что главное, я тоже их любил обеих. Я не знал, как их не обидеть, ведь шаг к одной делает больно другой. Я написал своему другу в Чили и попросил его немедленно вызвать меня к себе. Так он и поступил, и мне удалось избежать скандала.

«Не верьте, что я бабник!»
- Вы любите шутить, дарите улыбки и читателю, зрителю. Что в вашей жизни было самое забавное, абсурдное?

- Часто слышу о себе, что я бабник. Не верьте! Странно меня понимают поклонники… Все убеждены, что я люблю менять женщин как перчатки. Это не так! Просто если я люблю, то без остатка. Я был женат 4 раза. Есть пятеро прекрасных сыновей, которыми я очень горжусь. Я по-настоящему счастлив. Но, знаете, я никогда не могу разлюбить человека. Каждую свою жену, каждого человека, который мне был когда-то дорог, я до сих пор люблю и уважаю. Просто проношу это чувство в сердце через всю жизнь.

Фото Евгений Гаврилов.

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

Всего комментариев: 1

Cтраницы: [1]

Наталья В. (natavoropaeva@mail.ru)
Благодарю Лику Волкову за очень интересную, содержательную статью! Евгений Александрович Евтушенко -целая эпоха поэтической истории нашей страны и мировой. Очень жаль, что молодежь мало вовлечена в настоящее, живое общение с поэтом и яркой личностью!
15.12.2014 22:17

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика