29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Ирина Рыленкова: «Нам приходилось жечь папины черновики»

 Настоящее время
Дочь известного смоленского поэта подарила библиотеке его личные вещи.

Автор: Евгений Гаврилов Выпуск: Просмотров: 2818

16 февраля в Смоленской областной универсальной библиотеке имени Твардовского прошел необычный вечер памяти. Мероприятие, посвященное 106-летию со дня рождения нашего земляка Николая Рыленкова, проходило в присутствии его родной дочери Ирины. Ирина Николаевна специально к этому событию подготовила целое собрание личных вещей отца для передачи в фонд библиотеки. Это и фотографии Николая Ивановича (в том числе та, где он запечатлен со своим другом Сергеем Коненковым), и памятные конверты, выпущенные с изображением писателя, и личные письма, а также настольные часы, подаренные ему на юбилей.

«Большая часть предметов, которые сохранились сегодня, - рассказывает Ирина Николаевна, - собраны стараниями мамы. Отец не любил что-то хранить, собирать, откладывать. Он вообще был человеком очень скромным, и если заходила речь о «памяти для потомков», тут же менял тему разговора».

Часть экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Николая Рыленкова, к сожалению, была утеряна - раньше в 21-й школе был персональный музей поэта, куда его родственники передали много вещей. Однако, когда музей закрылся, экспозиция загадочным образом пропала. Более всего Ирина Николаевна жалеет о единственной видеозаписи похорон отца: «Тогда полгорода пришло проститься, незабываемое и торжественное зрелище. Погода соответствовала - то бушевала гроза, то проглядывало солнце».

Одно время в Смоленском краеведческом музее была открыта комната-музей трех поэтов - Исаковского, Рыленкова и Твардовского. Однако позднее помещение переделали под гардероб, и теперь планы по воссозданию небольшого литературного музея вынашивает руководство библиотеки им. Твардовского.

- Конечно, чтобы собрать достаточное для полноценной выставки количество экспонатов, нужно потрудиться, - говорит Ирина Рыленкова, - я рада сегодня передать эти вещи в фонд библиотеки. У нас сохранилось еще очень много интересного, например папины черновики. Он всегда брал с собой записные книжки, исписывал их в огромном количестве. Правда, почерк у него был безобразный, так что некоторые страницы приходится разбирать часами. Зато на них можно проследить рождение каждого его стиха - у некоторых строчек есть аж по 10-20 вариантов написания.

К слову, на письма, которые присылали Николаю Рыленкову читатели и поклонники, он отвечал охотно и старался, выводя каждую букву, - это заметно по привезенному с собой Ириной Николаевной письму о поэте Кольцове. По ее словам, отцу часто предлагали освоить печатную машинку, но он всегда отвечал отказом.

- Это был папин любимый поэт, - рассказывает дочь писателя, - дедушкины сестры получили в подарок сборник Кольцова на окончание начальной школы, а стихи из нее папа знал наизусть, еще не умея читать.

По словам Ирины Рыленковой, ее отец не любил, когда его хвалили, на такие письма отвечал скупой благодарностью. С критиками же не без удовольствия вступал в подробную переписку, прислушиваясь к мнению читателей. Его же самого почитали и любили в литературном сообществе уже при жизни. Если, например, стоял вопрос о публикации произведения какого-то нового автора, голос Николая Рыленкова часто становился решающим.

- Я жалею, что наше детство выпало на послевоенные годы, - вздыхает Ирина Рыленкова. - Я в школу пошла в 44-м году, и когда мы с сестрой вставали рано утром (учились тогда в три смены, а идти на учебу нужно было через весь город), было еще темно, а света не было. Приходилось жечь папины черновики. Тогда многое пропало. К счастью, самые ценные записи мы до сих пор храним, например папины заметки из окопов, - он ведь воевал, был сапером. И даже перед очередным боем не забывал про карандаш и записные книжки, писал прямо под огнем противника.

Фото  Евгений Гаврилов

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика