19.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Восемь вопросов «профессору по дорогам»

 Дороги
В Смоленске с кратким визитом побывал профессор, доктор технических наук, директор Пермского национального исследовательского политехнического университета Михаил Якимов.

Автор: Олеся Томашова Выпуск: Просмотров: 1840

Мы пообщались с Михаилом Ростиславовичем, попросили его поделиться своим мнением о состоянии городского дорожно-транспортного хозяйства и ответить на несколько актуальных вопросов, интересующих как автолюбителей, так и пешеходов.

- Михаил Ростиславович, как вы оказались в Смоленске?
- Я посетил много российских городов, а мой приезд в Смоленск случился по приглашению активистов общественной организации «Сделай Смоленск лучше!». Мне купили билет, забронировали гостиницу, и вот я здесь. Сначала мы ездили по городу, потом общались с чиновниками, со студентами. Свою миссию я видел в том, чтобы рассказать о своем видении ситуации, донести до смолян немного другой взгляд на функционирование транспортной системы.

- Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о Смоленске. Что понравилось, а что - не очень?
- Сразу бросилось в глаза то, что Смоленск - очень богатый город: у вас огромные территории, площади, широкие участки улично-дорожной сети, три моста через Днепр. У вас уже лето - на деревьях распустились листья... правда, разметка на дорогах пока не появилась. В Перми - наоборот. Сначала «рисуют» разметку, а потом уже «подключается» природа, распускает листья. Поразило большое количество парков, скверов, причем хорошо обустроенных. Но в отличие от них в дорожной сети просматривается некая неухоженность. Колхозная площадь, перекресток улиц Дзержинского и Нахимова - это большие участки, на которых тем не менее нет ни разметки, ни знаков и явно не хватает технических средств регулирования движения. Непонятно, почему улица Тенишевой односторонняя. Где же вторая полоса? У вас всегда так было? Но город не может двигаться в одну сторону, так не должно быть. Состояние дорог - это отдельная тема, я потрясен, как наш водитель проехал на отечественном автомобиле там, где, казалось, вообще нет пути. Причем это его абсолютно не удивило, он оставался невозмутимым.

Вместе с тем улица Кирова - просто шикарная! Оборудованы островки безопасности, отбойники, указатели поворотов, выделены цветом пешеходные переходы, организовано канализованное движение. То есть существуют правильные решения, но они хаотичны.

- Что думаете про наши подземные переходы?
- Если вы строите новый город - да, это возможно. Но у вас рядом с переходом на площади Победы стоит памятник, крепостная стена. Зачем загонять пешехода под землю? Что он там видит? Пусть идет по земле и любуется видами древнего города. Задумывая возведение такого вот объекта, чиновники, видимо, решали какую-то свою задачу, не ту, чтобы человеку было удобно, светло и комфортно, а чтобы проехало как можно больше автомобилей, чтобы люди не мешали, не останавливали транспортный поток. Но люди не могут мешать, могут мешать автомобили, грязь, плохие дороги. Если в городе мешает человек - значит, что-то идет не так…

- Кстати, о пешеходах... Заметили ли вы, что времени, которое отмерено для перехода дороги, смолянам катастрофически не хватает?
- Да, и это - безобразие! Я городским чиновникам говорил, что в Смоленске чересчур длинные циклы светофорного регулирования для проезда автомобилей. Что для такого небольшого города, как ваш, тем более для центра, это недопустимо. Пешехода обязывают долгое время стоять и ждать в любую погоду, чтобы потом он бежал через переход сломя голову. Я понимаю, когда речь идет о Москве, тогда ожидание более 100 секунд оправданно. Наверное, это опять внедрено с той позиции, что пешеход кому-то мешает.

- Ознакомились ли вы с работой нашего общественного транспорта?
- Есть два пути развития общественного транспорта. Первый путь - либеральный, и его яркий представитель - город Пермь. У нас нет муниципальных автобусов вообще. А по городу ездит множество автобусов класса М3 - тяжелые «Мерседесы», «Манны», низкопольные и оборудованные климат-контролем. Частный бизнес готов вкладывать в комфорт пассажиров деньги даже при сравнительно небольшом тарифе. С этого года у нас утвержден тариф в размере 16 рублей. Жители Перми делают почти полтора миллиона поездок в день. Это значит, что независимо от ситуации на рынке и в мире транспортные предприятия всегда будут иметь прибыль. Второй путь - административный, четко вертикально интегрированный, когда нет частников, а работает лишь государственное предприятие (или предприятия). Они сами рассчитывают объем работы, выбирают оптимальный тип подвижного состава на все маршруты, делают расписание и формируют сеть. Можно ли смешивать эти пути? Нет, нельзя. Я поинтересовался у представителей администрации города: на каких маршрутах работает муниципальный транспорт, а на каких привлеченный? Выяснилось, что на тех же самых. Я предупредил, что в таком случае неизбежно дотирование муниципального транспортного предприятия. Мне ответили, что в Смоленске так и делается. Это очень странная схема. И если смолян она устраивает - это только до поры до времени. Отдельно хотелось бы сказать про тариф. Смоленский горсовет утверждает тариф для МУП «Автоколонна 1308», а для частников это делают областные власти. У нас тариф один, и утверждается он также одним органом власти. И он, повторюсь, составляет 16 рублей. По моим подсчетам, исходя из себестоимости тариф в Смоленске должен быть не 14 рублей, а 11. Есть целая методика для его исчисления, специальные таблицы. Я провел сравнение по двум цифрам. В Перми население составляет миллион человек, в Смоленске - в три раза меньше. Себестоимость одного билетика зависит от того, какое расстояние вы проедете. В Перми вы проезжаете в среднем 7 км, в Смоленске - 4.

- Смоленские пробки... можно ли тут что-то предпринять?
- В Смоленске я мало видел автобусов большого класса, в основном ездят «пазики», «газели» и прочие автобусы малой вместимости. Такого транспорта у нас нет. Я считаю, что в центре, где ценность территории общего пользования высока, тем более когда не существует возможности расширения улично-дорожной сети, необходимо эффективно использовать то, что есть. Главная задача - так распределить существующий спрос по системам транспорта, чтобы время нахождения пассажиров в этой системе было минимальным и чтобы провезти как можно больше людей. Для этого в центре города следует пустить транспорт с большей провозной способностью, большие автобусы, трамваи. А на периферии можно задействовать транспорт меньшей вместимости.

- Как сделать так, чтобы транспортная система города функционировала лучше, эффективнее?
- В любом городе качество функционирования транспортной системы зависит от двух составляющих: правильной системы управления транспортом и системы выработки и принятия решений. В Смоленске нет ни того ни другого. Сейчас в администрации города за транспорт и дороги отвечают два функциональных органа - комитет по транспорту и связи и управление дорожного хозяйства. Одно занимается удовлетворением потребности пассажира, который выбрал общественный транспорт, а другое призвано удовлетворять потребности автомобилиста. Непонятно, как они делят по сути общее поле. Возникает конфликт интересов. Кроме того, нет конечного результата: они что-то делают, но итоговые цифры их работы не оцениваются, и это плохо. Эффективная транспортная система должна работать на основе качественной исходной информации, то есть транспортных моделей, куда закладываются все данные - где живут и работают люди, указано количество транспортных корреспонденций (скажем, дом - работа, работа - дом), определен транспортный спрос, обозначено транспортное предложение - улицы, дороги, рассчитана средняя длина поездки и так далее. В идеале любое нанесение разметки, выставление знака рассчитываются на основе этой транспортной модели. Она позволяет спрогнозировать, что будет, если мы построим гипермаркет, четвертый мост через Днепр, изменим тот или иной маршрут движения.


- Так все-таки нужен Смоленску этот четвертый мост или нет?
- В Перми всего один мост - четырехполосный, через реку Кама, длиной в километр. При том, что население Перми, напомню, в три раза больше, чем в Смоленске. Через мост проходит 50 тысяч автомобилей в сутки. Обмен между берегами - около 300 тысяч человек. Чтобы движение было эффективным, мы организовали его с учетом перекрестков со всех сторон. Таким образом, в Перми сумели «выжать» из моста максимум и с лихвой окупить все затраты. Ведь строительство моста - это дорогое удовольствие, ни один бюджет муниципального образования не потянет это сам, без регионального или даже федерального финансирования. Я думаю, ваши мосты не дотягивают и до половины загрузки, поэтому не вижу с экономической точки зрения резона в строительстве нового моста. Хотя я не знаю, какова аргументация у этого проекта…

Комментарии

Оставить комментарий

Всего комментариев: 1

Cтраницы: [1]

Иван
грамотное видение вопроса со стороны,и во многом не требуещие затрат,а волевых решений местной власти,но их то и нет,в чём и проблема.
02.06.2015 08:31

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика