29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Война в экспонатах

 70 лет Победы
Смоленские налоговики посетили два военных музея в Вязьме.

Автор: Анна Александрова Выпуск: Просмотров: 1549

Многим смолянам известно о том, какую огромную, сложную и очень важную работу ведут на территории нашей области участники поисковых отрядов. Поиск воинских захоронений, установление имен неизвестных солдат и выяснение судеб тех, кто в годы войны пропал без вести, - участники поискового движения делают все возможное для того, чтобы сохранить память о героях Великой Отечественной войны и не позволить их подвигу стереться из памяти потомков.

Как оказалось, среди сотрудников УФНС России по Смоленской области тоже есть люди, неравнодушные к поисковому движению. Один из них - главный специалист-эксперт отдела кадров и безопасности Дмитрий Шалыгин - в середине апреля вместе с коллегами посетил сразу два военных музея в Вяземском районе - музей Неизвестного Солдата и мемориал «Богородицкое поле».

Трижды спасенный
Вот уже четверть века на Смоленщине действует Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Долг». В настоящее время в нем официально зарегистрировано больше шести десятков поисковых организаций, так что сегодня каждый район области может похвастаться собственным поисковым отрядом, а многие - даже не одним. Именно на базе поискового объединения «Долг» два года назад в Вязьме и появился музей Неизвестного Солдата. Познакомиться с находками смоленских поисковиков здесь может любой желающий, ведь брать деньги за входной билет и экскурсию по залам в этом музее не принято. При кажущейся скромности коллекция вяземского музея впечатляет: в шести небольших залах разместилось несколько тысяч экспонатов, каждый из которых был найден поисковиками во время многочисленных экспедиций. К слову, реставрировать даже самые ценные находки здесь не принято: все найденные предметы попадают в экспозицию в том виде, в котором были обнаружены. Разве что от земли их немного почистили.

В первом зале музея можно ознакомиться с действующими на Смоленщине поисковыми отрядами. Во втором - проследить историю войны на смоленской земле (вплоть до судьбы отдельно взятой высотки или деревни). Третий зал представляет собой воссозданную обстановку полевого лагеря и раскопа, а переступив порог пятого зала, посетители попадают в военный блиндаж, заполненный реальными предметами солдатского быта, от буржуйки и рации до карты и военной формы; последнюю сотрудники музея даже разрешают примерить. Центральный зал музея (под номером 4) носит название Зал скорби и посвящен всем неизвестным солдатам и матерям, которые потеряли в той страшной войне своих сыновей.

Завершает экспозицию шестой зал - Зал Победы. Именно здесь хранится, пожалуй, самый ценный экспонат - трижды спасенный боевой советский флаг. Впервые флаг был спасен неизвестным солдатом в 1941 году, а в 90-е годы прошлого века его «спасли» во второй раз участники поисковой экспедиции в районе Соловьевой переправы. По словам очевидцев, флаг был обернут в пергаментную бумагу и буквально распадался в руках поисковиков. После того как знамя побывало на госэкспертизе, стало известно, что находка пропитана порохом и кровью как минимум пяти человек…

Но неизвестно, украсил бы флаг выставку вяземского музея, если бы не мастерицы Суздальского художественно-реставрационного училища, которые совершенно бесплатно в течение полугода работали над восстановлением героического символа. Так флаг был спасен в третий раз и теперь каждый день напоминает всем посетителям музея, какой нелегкой ценой доставалась советским воинам желанная победа.

«Сразу чувствуется, что музей создавался с душой, - говорит Дмитрий Шалыгин. - А от проведенной для нас экскурсии слезы навернулись на глаза не только у женщин, но и у мужчин! Большая часть экспонатов собрана самими поисковиками: это личные вещи солдат, советские и немецкие медальоны, подлинные немецкие агитационные листовки, любимая солдатами пушка-«сорокопятка», почти целый пулемет «максим», оружие, минометы. Особенно запомнился момент, когда наш экскурсовод - заместитель директора по допризывной подготовке молодежи центра «Долг» Дмитрий Чубаев - указал на разорвавшийся немецкий миномет и спросил: «Знаете, почему меня особенно радует этот миномет? Потому что я знаю, что однажды он не смог выстрелить. При раскопках поисковики рядом с ним обнаружили останки двух немецких солдат. В то время как стоящий рядом с ним в зале советский миномет исправно отстрелял в течение всей долгой войны».

Память в железе
В первые годы Великой Отечественной войны под Вязьмой погибло немало советских воинов, которые изо всех сил пытались преградить дорогу рвущейся на восток немецкой армии. И самое большое количество жизней на смоленской земле в 1941 году унесла Вяземская операция, более известная как Вяземский котел. Потери Красной Армии составили почти четыреста тысяч человек, и еще шестьсот тысяч человек оказались в плену. Однако эти кровопролитные бои, как отмечал в своих мемуарах маршал Георгий Жуков, сыграли важную роль в срыве планов фашистского командования по молниеносному завоеванию Советского Союза.

В память об этой трагедии в июне 2009 года недалеко от деревни Богородицкое был открыт мемориал «Богородицкое поле»; здесь, по данным на конец осени 2013 года, были захоронены останки почти девятисот бойцов Советской армии. Одноименный музей начал свою работу несколько лет спустя, в начале 2013 года; экспозиция разместилась в отреставрированной пристройке бывшей дворянской усадьбы и состоит из предметов, найденных на территории страшных боев 1941 года. Как и в вяземском музее, здесь все предметы подлинные: куски брони, колеса танка, «медальоны смерти» и немецкие карты с разведданными - все это смоленские поисковики нашли на местах сражений.
«Одним из экспонатов, который показал нам экскурсовод Игорь Михайлов, был обычный на вид военный котелок, - рассказывает Дмитрий Шалыгин. - Такой есть почти у всех поисковиков, но именно этот стал для них символом Вяземского котла. Сбоку на котелке были нацарапаны инициалы Б.М.И., а ниже дата - 28.8.41. До сих пор не известно, что это за дата; быть может, в этот день солдата призвали в армию или выдали ему обмундирование. По словам Игоря Геннадьевича, котелок был найден в братской могиле солдат, погибших в начале октября 1941 года при попытке совершить прорыв из окружения. Выходит, что котелок в Красной Армии вместе со своими хозяевами прослужил только один сентябрь. Но за этот месяц он успел сменить как минимум двух хозяев (об этом говорят другие инициалы, нацарапанные на его донышке, - Б.А.К.), а может быть, и больше. Но их имен мы уже никогда не узнаем».

На одном из музейных стендов рядом с образом Богоматери стоит черно-белая фотография маленькой девочки. Девочку звали Даша Лукьянцева, и ей было всего шесть лет, когда ее вместе со всеми жителями деревни сожгли немцы. На территории района таких деревень много. Большинство из них были преданы огню всего за несколько дней, а некоторые - за пару часов до освобождения Вязьмы…

Вместо эпилога
Дмитрий Шалыгин очень хотел, чтобы эту статью мы закончили строчками из записки бойца Красной Армии С.М. Крутова, найденной уже после окончания войны при строительстве жилого дома в Смоленске. «Дорогие русские люди, соотечественники. Не забывайте нас. Мы, как могли, боролись с фашистскими псами. Ну вот пришел конец, нас захватили в плен раненых. Истекаем кровью, и морят голодом, издеваются над нами, гонят нас насильно в Починки. А что дальше будет - не знаем. Много народу уже поумирало от голода и побоев. Кто после нас будет живой, пускай помнят, что люди боролись за свою Родину, любили ее, как мать. Мы непобедимы!»




Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика