29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Музей за колючей проволокой

 История
На Смоленщине работает множество музеев и экспозиций, посвященных событиям 70-летней давности.

Автор: Олеся Томашова Выпуск: Просмотров: 2156

Но этот музей не совсем обычный. Сюда не водят экскурсий, не продают билеты, да и попасть в него любому желающему практически невозможно. Это единственный музей войны, созданный в колонии региона. Но все экспонаты его - подлинные.

Небольшая экспозиция была открыта в колонии № 2 строгого режима в Вадине еще в 2011 году, а в преддверии 70-летия Победы у музея началась жизнь: в новом, отремонтированном руками осужденных помещении и с более расширенной экспозицией.

Основатель музея - бывший поисковик из Москвы. Впрочем, почему бывший? Осужденный Владимир Шележов уверяет, что, находясь в колонии, продолжает заниматься любимым делом - изучать историю вой-ны, держать связь с поисковыми отрядами и пополнять коллекцию, но уже не свою личную, а музея.

О себе и своей судьбе (это свойственно тем, кто находится в неволе) он говорит скупо: осужден за разбой. При выключенных диктофонах и камерах добавляет: повздорил, выбил обидчику дверь, подрался, забрал его телефон.
- Сколько еще сидеть? - спрашиваю.

- Два года и восемь месяцев.
- А прошло?
- Десять.
- Месяцев? - уточняю.
- Лет, - улыбается он.

Прикидываю возраст собеседника - меньше 30. Их них треть в тюрьме. Страшно.

В возрасте не ошиблась. Поисковой деятельностью Владимир стал заниматься, еще когда был младшим школьником. В середине 90-х стал посещать столичный стрелковый клуб. Тренер мальчика увлекался историей, ездил на раскопки. Потом стал брать с собой и воспитанника, определив, возможно, сам того не ведая, его будущее.

За годы поисковой деятельности Владимир совершил множество экспедиций: Смоленщина, Карелия, Украина… Всего и не вспомнить. По словам поисковика, лично поднял останки около 400 солдат и офицеров. Правда, установить имена удалось лишь единицам. «Был случай, когда мы смогли сделать это по найденному черенку лопаты бойца, - рассказывает Владимир. - Вместе с останками под Ржевом нашли черенок с выцарапанными на нем инициалами. По спискам бойцов, участвовавших в тех страшных боях, установили имя его владельца. Но такие удачи очень редки».

Одна из находок, по словам Владимира, его особенно впечатлила. Случилась это незадолго до суда и заключения под стражу. «Мы вели раскопки в Зубцовском районе Тверской области, где нашли большое захоронение штрафников - останки поднимали несколько недель. Выкопали яму, и я присел немного отдохнуть. Мой взгляд упал на стоящий рядом ничем не примечательный куст. И вдруг что-то меня словно толкнуло туда. Я взял щуп, опустил в землю. Почувствовал - что-то есть. Под слоем земли лежали останки лейтенанта и медсестры. Судя по характерным повреждениям, они погибли при артобстреле или бомбежке. Имена их установить не удалось. Но это был первый и единственный в моей практике случай, когда сработало внутреннее чутье».

После суда Владимира Шележова сначала определили отбывать срок в другую колонию, где он обратился к администрации учреждения с просьбой помочь организовать музей войны. Однако понимания не нашел. И только после перевода в Вадино удалось реализовать этот проект. Осужденному выделили помещение, а экспонаты он «взял на себя».

Все, что есть сейчас здесь, - вещи из его коллекции, найденные им самим или доставшиеся по случаю, а также переданные другими поисковиками. Вот часы с надписью «Берлин», пробитые пулями. Вот военная форма, которую хранили ее последние владельцы на чердаке, как ненужную вещь. Здесь же каски, личные вещи участников тех событий, журналы 1944 года и стенд с рассказом о деятельности вадинских партизан.

«Самый, пожалуй, ценный для меня экспонат - подлинные документы красноармейца, - продолжает Владимир. - Их я в свое время выкупил у «черных копателей». По ним нашел родственников, написал им письмо. Вместе с документами были и личные вещи бойца - письма с фронта, фотографии, фляжка. Все они переданы потомкам красноармейца. Они, кстати, были приглашены и приезжали сюда в 2011 году на открытие музея».

Еще один редкий экспонат - погоны немецкого майора, который более 70 лет тому назад воевал на смоленской земле. Владимир выпросил их в 2003-м на слете немецких ветеранов пехотного полка. Экспозицию Владимир намерен пополнять. Стартовал поисковый сезон, а значит, можно ждать передач с находками с воли.

На вопрос, кто его ждет там, за высоким забором, отвечает: бабушка с дедушкой. Впрочем, после освобождения он намерен вернуться не к ним, а остаться на Смоленщине. И, если примут, вступить в один из смоленских поисковых отрядов.

«Почему Смоленщина? У меня тесные связи с поисковиками, и не скрою, хотелось бы «зацепиться» здесь. На этой земле произошло столько событий, что работы хватит еще надолго».

Напомним, что исправительная колония № 2 располагается в поселке Вадино Сафоновского района. Это учреждение строгого режима. В нем отбывают наказание почти тысяча двести человек, осужденных за тяжкие преступления. Все приговорены к лишению свободы впервые.

Фото Олеся Томашова

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика