25.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Виктор Исаковский: «Он не считал меня своим родственником»

 Потомки
Этот человек пишет стихи уже более 70 лет - несмотря на отсутствие кровных уз, связывающих его со знаменитым поэтом

Автор: Евгений Гаврилов Выпуск: Просмотров: 2495

К сожалению, немногие в Смоленске знают Виктора Ниловича Исаковского - приемного сына в семье нашего земляка, известного поэта Михаила Васильевича. «Усыновили меня в трехлетнем возрасте, - говорит Виктор Нилович. - Отцом мне стал старший брат поэта и мой дядя - Нил Исаковский. Родители тогда были живы, но о причине, да и о самом факте усыновления, я не знал долгое время. Был уверен, что живу в родной семье». Стихи Виктор Исаковский начал писать еще в школе. В четвертом классе им дали задание придумать диалог матери, приехавшей навестить своего сына, работавшего подмастерьем. Дали рисунок, где изображена их встреча, и вот тогда-то Виктор Нилович захотел изобразить их разговор в стихах. С тех пор поэзия заняла прочное место в его душе и жизни - вот уже более 70 лет у Виктора рождаются все новые строки о любви, о жизни, о Смоленщине. «Конечно, то первое стихотворение было из рук вон плохоньким, - улыбается поэт, - но именно с него все и началось. Правда, в творчестве большой перерыв сделала война. Немцы в нашу деревню пришли в октябре 1941-го, когда мне 11 лет было. Жили мы тогда с приемными родителями в той самой хате, где родился Михаил Исаковский. Деревню взяли практически без боя. Немцы сразу по-хозяйски расположились, наставили везде автомобилей с оружием, припасами, одеждой. А ночью наши пробрались в деревню и закидали всю технику бутылками с зажигательной смесью. Тогда вместе с машинами сгорела и почти вся деревня, из 57 домов осталось только семь, а разъяренные фашисты убили мою приемную мать».

Наутро одиннадцатилетний Витя остался на пепелище с телом матери на руках. Так закончилось детство.

Пожар войны горел на горизонте.
Враги убили не родную мать,
Отец-усыновитель был на фронте,
А дом сгорел, ну что еще сказать?..

В разговоре Виктор Нилович часто переходит на стихи - многочисленные произведения описывают практически каждый эпизод его жизни. «С пожарища меня забрала уже настоящая мать, от которой я и узнал, что жил до этого с приемными родителями, - продолжает поэт. - О причине не догадывался спросить до 1945 года, когда она уехала в Белоруссию менять вещи на продукты и не вернулась…» Во время оккупации семья Виктора Исаковского жила в Краснинском районе. Их вместе с местными жителями сожженных окрестных деревень хотели угнать в Германию, но неподалеку от Гусина железная дорога была взорвана советскими партизанами, и людей выгрузили и расселили по пустующим домам в округе. «А когда фашисты отступали, мы заблаговременно в лес убежали, жили во рву, нас четыре семьи там пряталось, - вспоминает Виктор Нилович. - Прямо за нами речка проходила. Там важную высоту немцы заняли, мы разведчиков наших встретили, которые шли диверсию устраивать. Началась стрельба, наших бойцов почти всех перебили, а я из-под пуль вытаскивал одного раненого. Это было мое боевое крещение».

Зрачками всей стаи звериной
Глядела на нас высота.
Но наша разведка лощиной
Пробралась к немецким постам.
И бой завязался неравный,
Разведчик на землю упал,
Он, след оставляя кровавый,
К своим, на восток уползал.
Помочь бы, помочь бы солдату!
Но рядом нет взрослых мужчин.
Здесь женщины и пацанята,
И я старше всех их один.
Бросаясь в свинцовую бурю,
На помощь солдату бегу,
Проносятся мимо нас пули,
Назло всем смертям и врагу.

В том же, 1943 году случилось несчастье - подорвавшись на мине, Виктор Исаковский навсегда лишился зрения.

И взрывом мины погасило солнце
В моих глазах на долгие года.
Судьба от нас недалеко пасется,
То радость посетит, а то беда.
Не подсчитать, чего встречалось больше:
Ненастных или полных счастья дней.
Но в памяти моей хранятся дольше
Любовь, друзья и доброта людей.

«С самим поэтом я встречался не раз, - говорит Виктор Нилович. - Исаковский часто приезжал навещать мою приемную бабушку и своего брата, но со мной всегда держался учтиво и строго. Мы, говорил он, однофамильцы, а не родственники. Да и я сам этой же позиции придерживаюсь, кровных уз-то у нас с ним не было! Стихи свои я ему в детстве показывать не хотел - понимал уровень. Куда мне… А когда уже подрос, встречались с ним: в 1956 году Исаковский вместе с Рыленковым приезжал в Смоленск, но и тогда критики я от него не услышал. «Нам, однофамильцам, о стихах незачем разговаривать - обращайся к Николаю Ивановичу», - так ответил. С Рыленковым мы не раз встречались, беседовали, он живо обсуждал мои стихи, что-то нравилось, что-то критиковал». Теме любви в своих стихах Виктор Исаковский во многом обязан своей супруге, Валентине Герасимовне, с которой они прожили без малого полвека вместе. Познакомившись на предприятии при Всероссийском обществе слепых, где работал и выступал на концертах самодеятельности Виктор Нилович, они быстро полюбили друг друга и создали крепкую семью. «Валя приехала сюда из Белоруссии, к тетке, - рассказывает поэт, - да так и осталась в Смоленске. Познакомились мы на концерте в клубе нашего общества. Мое «Албанское танго» на гармонике и стало решающим аргументом для знакомства - оно ей очень понравилось, и мы разговорились. Сейчас мне непонятно, как молодежь так просто женится и разводится. Все ищут какие-то секреты долгих отношений, многолетней любви… А какие секреты могут быть у тех, кто просто нашел друг в друге того единственного, с которым и дома все вместе хочется делать, и на отдых, и в поход, и на работу?»

Виктору Ниловичу довелось застать целую эпоху - время перемен, пронесшееся и через войну, и через время восстановления, перестройка, разруха 90-х и современная Россия - все это также находило отражение в его творчестве.

Была страна, в которой я родился,
В которой каждый жить считал за честь.
Я в той стране родиться умудрился,
А умирать придется в той, что есть.
Моя Россия мало пахнет Русью,
Приносят чуждый запах нам ветра.
Я говорю об этом факте с грустью,
Повсюду черная дыра…
И даже песни как-то не по-русски
Пытаются у нас с эстрады петь.
Настолько темы этих песен узки,
Что можно от концерта отупеть.

За свою долгую жизнь поэт успел побывать редактором стенгазеты и на радио, председателем бюро в месткоме, директором Дома культуры. Выступая с концертами, он объездил множество городов нашей страны, а также с энтузиазмом помогал справляться со всеми житейскими проблемами незрячим в районах Смоленской области. За годы творческой деятельности он многократно публиковал свои произведения в газетах, издавались сборники его стихов, а недавно вышел компакт-диск с аудиозаписями произведений самого автора. При этом Виктор Нилович отличается поразительной скромностью и даже в разговорах о себе всегда старается упоминать других - своих друзей и близких. «Я особенно горжусь моим товарищем Александром Новиченковым,- говорит Виктор Исаковский. - Этот человек - лучший пример для каждого. Инвалид Великой Отечественной, он потерял зрение и руки, однако всю жизнь был одним из первых активистов нашего общества, научился играть на гармони, часто выступал. К слову, второй, кто получил в России медаль «Победивший судьбу» (первым был Алексей Маресьев, летчик, который из-за ранения потерял обе ноги, но с протезами продолжал воевать на истребителе). Имя Алексея Петровича известно всем… Но хотелось бы, чтобы люди знали и помнили и таких личностей, как Александр Корнеевич».

Гармонь роняла нервы-звуки,
И гармонист играл, с ума сойти!
Играл на бис, но где же руки?
А рук-то нет, одни культи…

Фото  Евгений Гаврилов

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика