На Гнездовских курганах воплотилась старая сказка
Просмотров: 3505
Автор: Ксения Матвеева
Выпуск:
В минувший уик-энд смоляне имели возможность погрузиться в атмосферу раннего Средневековья
В одном из самых, пожалуй, живописных мест Смоленского района - да что там, всей Смоленщины - на территории археологического комплекса в Гнездово 17 и 18 сентября прошел первый историко-культурный фестиваль "Гнездовские курганы". На крутом берегу Днепра, имеющего в этих местах весьма величественный вид, выросли холщовые палатки, задымились костры и появились люди, словно только что сошедшие со страниц древних летописей. Вполне логичное зрелище, если учесть, что вблизи располагается один из крупнейших археологических комплексов дохристианской эпохи. Кажется, где еще оживать призракам далекого прошлого, если не на средневековом курганном могильнике? Однако, при всей известности древних памятников, бывали на нем прежде в основном специалисты по археологии. Но на целых два дня и две ночи раннесредневековое поселение, называемое в скандинавских сагах Syrnes, словно бы вновь ожило.
"Люди должны знать свои истоки"
Как и положено чему-то сказочному и волшебному, преображение чистого поля в средневековый лагерь прошло совершенно незаметно для местных жителей. Это, наверное, понял каждый, кто в поисках заветного места пытался что-либо выведать у жителей близлежащих населенных пунктов. В назначенное время прибыли на берег Днепра, пожалуй, только представители власти и медики. Простые же люди еще долго плутали в "окологнездовских" весях, прибегая к помощи и GPS-навигаторов, и карт популярного интернет-ресурса. Как выяснилось позже, далеко не все преодолели этот этап, и в результате многие желающие на фестиваль так и не попали. Им стоит лишь посочувствовать, ведь развернувшийся на ристалище бой в одно мгновение рассеял весь накопившийся было негатив.
- Так как "Старая сказка" выступила в роли основного организатора, мы приехали сюда раньше всех,
11 сентября, - отложив в сторону топор и круглый щит, рассказывает Роман Поклонов, комендант средневекового лагеря, руководитель петербургского центра живой истории "Старая сказка". - Всю неделю мы занимались подготовкой места, привозили дрова, пиломатериалы, столы... Почему мы решили провести все это здесь? Дело в том, что курганный комплекс в Гнездово является одним из крупнейших некрополей в мире. Поселение, располагавшееся здесь, занимало около 16 гектар и было вторым по величине в Европе того времени. И поскольку в этом уникальном месте никогда ничего подобного не проводилось, мы решили, что такой фестиваль - дело очень важное. Сейчас много говорится об историческом, патриотическом воспитании молодежи, и такие мероприятия тоже могут стать его частью. Люди ложны знать, в какой стране они живут, где ее истоки.
Продемонстрировав искусство владения мечами и топорами в сече, воины, как и полагается, направились в лагерь, разбитый неподалеку. Там началась подготовка к нехитрой трапезе: мужчины и женщины развели костры, стали готовить пищу, которую приготовили бы и далекие предки. Открылись небольшие торговые "лавки", где все желающие могли не только приобрести по-настоящему эксклюзивные изделия из серебра и бронзы, кожи, дерева, кости и глины, но и услышать удивительные истории всех этих вещиц.
- Это кольцо в виде змеи изображает Ермуганда, мифическое чудовище, по скандинавским мифам обитающее в Океане, - показывая кольцо, представительница центра живой истории "Старая сказка" буквально читает лекцию, похожую на завораживающую древнюю сагу. - С приближением Конца Мира змей вырвется на свободу, и произойдет последняя битва - Рагнарок. После него воскреснет Бальдр, бог весны и света, и все начнется заново.
После такой устрашающей истории, хоть и с весьма позитивным концом, покупать серебряного Ермуганда никто не торопится.
- Мьелльнир, или Молот Тора - старинный скандинавский амулет, - рассказывает о бронзовой подвеске Роман Поклонов, комендант лагеря. - Его носили и воины, и простые люди, он был очень популярен среди скандинавов. Считалось, что Молот Тора - символ великой силы как разрушительной, так и созидательной. Эта подвеска, как и 90 процентов наших изделий, точная копия с амулета, найденного археологами на древнем капище.
Нетрудно догадаться, что устоять и не приобрести этот чудо - Мьелльнир, брат-близнец которого много веков назад, может быть, украшал шею могучего викинга, было просто невозможно.
"В следующем году пустим по Днепру драккары"
Неподалеку (а габариты лагеря, к сожалению, не позволяют сказать иначе), у костра, в окружении лежащих на земле щитов, мечей и топоров сидит настоящий гусляр. О том, что все присутствующие не заблудились во времени, свидетельствует лишь небольшой электронный прибор, соседствующий на колене музыканта с гуслями.
- Удивительно, но многие не знают, что за инструмент гусли, - вслух размышляет гусляр, усевшись на самодельную табуреточку. - Некоторые подходят и спрашивают: "Это что, балалайка такая?" А ведь это наша история...
В двух шагах от облепивших гусляра людей мальчишка, улыбаясь от уха до уха, примеряет шлем витязя. Тут же, за прилавком, молодой человек с сосредоточенным лицом занимается приготовлением пищи, попутно рассказывая о своем товаре.
- Мы приехали сюда вчера, ночь провели тут, в соседней палатке, - рассказывает представитель минского клуба Kryuja, степенно нарезая ножом с костяной ручкой, что называется hand made, на деревянной досочке лук. - Готовить всю пищу мы будем на костре, в котелке, все как в старину.
Как в старину по задумке организаторов на "Гнездовских курганах" должно было быть абсолютно все - именно такое требование было выдвинуто участникам. Поэтому все, что окружало реставраторов, соответствовало девятому и одиннадцатому векам. Так, одежда членов исторических клубов была соткана вручную и окрашена натуральными красителями. Обувь, детали - застежки и пряжки - все до мелочей строго ручной работы и точно по заявленной эпохе.
- В этом году распоряжение губернатора Смоленской области о ежегодном проведении фестиваля "Гнездовские курганы" вышло только третьего августа, - поясняет Роман Поклонов. - Месяц - не тот срок, за который можно организовать такое мероприятие так, как хотелось бы. Поэтому мы сделали все, что смогли. Потом, фестиваль, по большому счету, не получил нужного финансирования. Все, что здесь можно увидеть, состоялось благодаря настоящим фанатам своего дела. Ребята приехали за свой счет, и никто не ропщет, хотя у каждого своя жизнь, своя работа. К примеру, билет из Калининграда стоит четыре тысячи рублей, однако местный исторический клуб это не остановило. В следующем году мы планируем развернуться по-настоящему, хотим привезти из Питера копии настоящих драккаров, пустить их по Днепру и даже устроить реконструкцию водного сражения.
Хочется надеяться, что замыслы организаторов в следующем году воплотятся в полной мере. Уж в том, что от желающих узреть драккар на водах Днепра не будет отбоя, сомнения нет.
Фото Владимира Остапенко