Миссия невыполнима?
Просмотров: 4446
Выпуск:
Корреспондент «МК в Смоленске» поучаствовала в полицейском рейде и убедилась, что на Заднепровском рынке кипят шпионские страсти.
Можно ли убрать с тротуаров Заднепровского рынка торговцев белорусскими продуктами и нужно ли это? Такой вопрос, похожий на риторический, остается как нельзя более актуальным для Смоленска уже более полугода. У белорусских торговцев, сбывающих свой товар в местах, запрещенных для торговли, за это время появились постоянные клиенты, а сами они давно стали завсегдатаями опорного пункта полиции на Заднепровском рынке.
Едва ли найдутся смоляне, не заметившие новую волну столпотворений на Колхозной площади. Хотя здесь и какую-либо волну выделить сложно: скопление рынков в Заднепровье всегда порождало труднопроходимую толпу жаждущих «шопинга». Однако уже в начале года пройти по тротуару рядовому пешеходу стало и вовсе невозможно: торговля прямо под плакатами «Торговля всеми видами товаров запрещена» развернулась с новой силой.
- По тротуару напротив девятиэтажки стало просто невозможно пройти, - сетует Ольга, жительница Смоленска. - Ты протискиваешься сквозь толпу, а тебе под нос суют колбасу, какое-то масло, мясо без упаковки, даже водку! А вечером пройти невозможно из-за мусора, оставленного такими торговцами.
- По Колхозной площади и без того всегда было трудно перемещаться, а теперь и вовсе приходится прорываться с боем, - вторит Ольге смолянин Алексей. - А стоит остановиться на минуту, как с тебя тут же начинают требовать продать сметану или колбасу!
Для того чтобы разобраться в «делах колбасных», корреспондент «МК в Смоленске» и отправилась в субботний рейд со стражами правопорядка. Наша миссия, раз уж мы взялись за ее выполнение, заключалась в выявлении торговцев-нарушителей и их «обезвреживании», то есть составлении протокола и наложении штрафа.
Разведка боем
Утро выходного дня для всех начинается по-разному, и пока кто-то еще нежится в теплой постели, сотрудники смоленской полиции начинают ежедневную проверку. То, что у стражей правопорядка называется «мероприятие, направленное на пресечение несанкционированной торговли». Из райотдела выезжаем на служебной машине, лишенной каких-либо признаков полицейского транспорта, - начинаем своеобразную разведку. По будням такие проверки проводят участковые, сотрудники ППС и ГИБДД, в выходные к ним присоединяется практически весь личный состав отдела полиции номер два. Именно поэтому наш «экипаж» весьма разношерстный: кроме журналиста и сотрудника пресс-службы, вооруженного видеокамерой, в «мероприятии» участвуют майор и подполковник полиции - все в штатском.
Первый пункт - площадка возле церкви Петра и Павла, где обычно выстраивается целый торговый ряд. Однако на часах 9.50, а на тропинке, ведущей к храму, непривычно пусто. Зато на близлежащей парковке возле оптового рынка завершает разгрузку микроавтобус с белорусскими номерами: выходит последний пассажир - женщина с впечатляющего размера багажом. Неподалеку уже выстраиваются такие же «интуристы». Как говорится, не пойман - не вор, и прибывшим надо дать время на распаковку.
Следующий пункт разведки - площадь Желябова, где приходится «спешиться»: буквально за день до рейда здесь установлен новый знак - «кирпич», запрещающий проезд. На тротуаре, называемом полицейскими стометровкой, сразу же находится первый «клиент» - мужчина с небольшой коробкой, набитой доверху «кирпичиками» сливочного масла, и одинокой бутылкой водки. Как только один из подошедших представляется майором полиции, выставленное на продажу спиртное внезапно оказывается бесхозным: видимо, мужчина в курсе, что торговля алкогольной продукцией без лицензии - статья совсем другая. Знание закона, как и незнание, от ответственности не освобождает, и горе-продавец в сопровождении участкового направляется в опорный пункт полиции, где на него составляют протокол об административном правонарушении.
Как рассказывают полицейские, подобный отказ от товара совсем не редкость. Многие «бизнесмены» оказываются и более изобретательными, разрабатывая настоящие схемы отхода. К примеру, во время одного из рейдов полицейские обратили внимание на бабушку, которая вела бойкую торговлю мобильно: прямо из пакета. Как только к ней подошел оперативник, пожилая бизнесвумен «уронила» свою сумку на снег и стала утверждать, что никакого отношения к ней не имеет. Через несколько секунд пакет и вовсе исчез: по словам случайных свидетелей, его подхватила другая бабуля...
Для масла государственных границ не существует?
Таких, вполне себе шпионских историй в арсенале у сотрудников полиции успело поднакопиться достаточно. Торговцы, прекрасно понимающие, что своими действиями они нарушают закон, наловчились реагировать на любое подозрительное действие со стороны прохожих или проезжающих моментально. На очередной «точке», тротуаре возле птичьего рынка, идет самая что ни на есть бойкая торговля: возле нескольких автомобилей с белорусскими номерами скопилось такое количество покупателей, что пройти стало невозможно. На подъехавшую машину подозрительно покосились, мимо нас неспешно прошел мужчина, но, очевидно, не заметил ничего подозрительного и вернулся к своему багажнику. Как только наша «команда» подходит к ближайшему импровизированному «магазину», весь торговый ряд прекращает свое существование - в мгновение ока багажные отделения, загруженные «молочкой», захлопываются, а продавцы с белорусскими паспортами перевоплощаются в обычных туристов.
- Я уже боюсь остаться без пальцев, а то из без руки, - смеется Александр Емельченков, майор полиции. - Как только протягиваю руку, чтобы предотвратить закрывание багажника с товаром, владельцы автомобиля тут же пытаются его захлопнуть! Видимо, инстинкт самосохранения сильнее боязни навредить человеку.
Оказывается, что очередные «клиенты» уже знают майора в лицо - протокол на жителей братской республики составлялся уже не один раз. Пафосные восклицания о том, что между Россией и Белоруссией нет границ, все-таки завершаются фразой «Ну что, Саныч, долго там участкового ждать?», которая выдает осведомленность нарушителей и о порядке предстоящей процедуры. Между тем разбежавшихся покупателей сменяет другая толпа: очевидно, люди точно знают, где и что продают. Трудно подсчитать, сколько раз у оперативников в штатском спросили «почем маслице?», пока мы ждали участкового.
- Я хотела купить творога, теперь, видно, без него останусь, - жалуется стоящая рядом пожилая женщина. - Почему вы не даете нам покупать доступные продукты? Сами же их наверняка едите! В магазинах такого дешевого товара не найдешь!
По словам полицейских, такие тирады им приходится выслушивать ежедневно. Причем зачастую задержанные и их покупатели смакуют свои речи различными, далеко не самыми приятными восклицаниями и проклятиями.
- Из нас часто делают монстров, а ведь мы всего лишь выполняем свою работу, - размышляет вслух подполковник полиции Светлана Комарова. - Покупатели упускают из вида, что такие торговцы заведомо нарушают российское законодательство: торговля осуществляется в местах, не предназначенных для этой цели. Да и качество товаров никто не гарантирует: продукты никем не проверяются, не имеют, разумеется, никакой сопроводительной документации и соответствующего разрешения.
Смоляне сыты, и белорусы целы
Слух о том, что на рынке «облава», распространяется с бешеной скоростью, однако многие торговцы, несмотря на риск, продолжают свое нелегкое дело. Стоит отойти от пойманных с поличным братьев-белорусов с десяток метров, как тут же натыкаешься на миловидную женщину с килограммами домашней колбасы и неупакованного мяса. В паре шагов от «мясного отдела» прямо из авоськи на ура расходятся масло, творог и сметана. Стоит появиться на горизонте сотруднику пресс-службы, которого выдает видеокамера, как торговцы бросаются врассыпную и потом еще долго по очереди выглядывают из-за микроавтобуса с белорусскими номерными знаками. Создается впечатление, что все мы играем в прятки...
Еще несколько «лавочек в багажниках» прикрыты, по крайней мере, на отдельно взятый день, и наш экипаж возвращается в отделение. На месте остаются дежурить участковые, сотрудники патрульно-постовой службы и ГИБДД.
- Проблема несанкционированной торговли на территории, прилегающей к Заднепровскому рынку, в таком масштабе появилась летом прошлого года, - рассказывает Светлана Комарова, подполковник полиции, начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции номер два УМВД России по Смоленской области. - О масштабе проблемы говорит тот факт, что соответствующие мероприятия нам приходится проводить ежедневно. В этих проверках кроме участковых уполномоченных нашего отдела принимают участие и сотрудники патрульно-постовой службы, и ГИБДД. По выходным задействован весь личный состав. За 2011 год нами составлено свыше тысячи протоколов по несанкционированной торговле, из этого числа 46 человек привлечены за торговлю алкогольной продукцией без лицензии, в большинстве случаев это граждане Республики Беларусь, осуществляющие торговлю молочной, мясной и алкогольной продукцией. За январь 2012 года составлено 216 протоколов, за февраль на сегодняшний день - уже свыше 300.
У тех, кто волей-неволей причастен к данной проблеме, давно существует и идея ее решения. Понятно, что полностью пресечь несанкционированную торговлю в не предназначенных для нее местах силами правоохранительных органов - миссия невыполнимая. Стоит полицейским покинуть «место преступления», как продажи возобновляются, а поток «предпринимателей» из братской республики не ослабевает вне зависимости от дня недели и времени года - здесь «открыто» даже в мороз. Выставить патруль на каждый метр тротуара - задача также не из ряда осуществимых. К проблеме в очередной раз обратился и сити-менеджер, уделив ей внимание на еженедельном оперативном совещании:
- Из нас вот таких злодеев рисуют, - высказался он. - Мол не даем гражданам доступные продукты покупать. На самом деле никто не настроен против белорусских торговцев. Все, что требуется - ввести правила регулирования торговли, для того чтобы ничего не угрожало здоровью граждан.
Действительно, адекватным ответом на «колбасный вопрос» могло бы стать создание рынка, предназначенного для белорусских торговцев. Для этого всего-то и нужно просто выделить площадь и организовать проверку продукции на месте. Тогда, как говорится, и волки, то есть смоляне, будут сыты, и белорусы целы. Вполне выполнимая миссия, не правда ли?