Усадьбы России: оптом и врозницу
Просмотров: 3494
Автор: Марина СОКОЛОВА
Выпуск:
Известный американский журнал Forbes выбрал шесть достопримечательностей России, которые необходимо увидеть сейчас, потому что в скором времени они просто исчезнут. И когда я читала статью в журнале, то почему-то не была сильно удивлена, увидев в “позорном” списке название нашего региона.
Смоленщина в очередной раз попала на страницы авторитетного издания и опять из-за весьма пессимистичной и немного скандальной новости. Forbes внес усадьбу Голицыных, расположенную в Гагаринском районе, в число исчезающих достопримечательностей России, а все потому, что землю, на которой находится памятник архитектуры, в самое ближайшее время собираются выставить на продажу.
Великолепная шестерка
“Количество российских достопримечательностей сокращается ежедневно” - так начинает корреспондент известного журнала Дмитрий Ткачев свой материал. Вот и в ближайшем будущем еще шесть интересных мест по разным причинам закроются для посетителей. В их числе замок Бранденбург в Калининградской области, который для жителей близлежащего поселка Ушаково стал складом бесплатного стройматериала. Томские деревянные дома в русском стиле, которые планомерно выжигают с началом строительного бума. Усадьба Виноградово в Подмосковье, которая рассыпается и не реставрируется уже многие годы. Фрески Андрея Рублева во Владимире и в Звенигороде год за годом скрываются под слоем копоти и трескаются от перепадов температуры, а кроме того, потихоньку смываются благочестивыми бабушками, заботливо протирающими пыль мокрой тряпкой. Фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре - памятник конструктивизма, единственное в мире здание в форме серпа и молота - планомерно разрушается и уже не значится в управлении кадастра и картографии по Самарской области, так как его предполагается в ближайшее время ликвидировать: в городе не хватает места для строительства офисных помещений.
Среди этих исчезающих “интересностей” оказалась и усадьба в Смоленской области.
Памятник классицизма, построенный французским архитектором Жаном Тома де Томоном по заказу вице-канцлера Российской империи князя Александра Михайловича Голицына, тоже может вскоре пропасть. “По сообщениям смоленских блоггеров, которые одни из первых забили тревогу, поселковая администрация готова вот-вот начать распродажу усадебной земли под огороды, ставя под сомнение дальнейшее существование руин”, - пишет Forbes.
Сельский дворец
Деревеньку Самуйлово в Гагаринском районе князь Александр Голицын выкупил у князей Лобановых-Ростовских. Он стал первым русским заказчиком у французского архитектора-эмигранта Тома де Томона, с которым встретился в 1799 году в Вене. За год француз превратил Самуйлово в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Усадьба стала прекрасным “портфолио” для архитектора, он почти сразу получил престижный государственный заказ на строительство первого каменного театра в столице. Самуйлово стало неофициальной штаб-квартирой ордена иезуитов, которым симпатизировали Голицыны. В их самуйловском имении было более двадцати деревень, в которых насчитывалось свыше трех с половиной тысяч душ мужского пола, более тридцати пяти тысяч десятин земли. Здесь находились православная церковь, становая квартира, больница и сыроваренный завод. Ежегодно проводились две ярмарки.
Во время войны 1812 года маршал Ней оставил на стене главного дома восторженный автограф. В мае 1861 года в Самуйлове произошло восстание крестьян, связанное с их недовольством условиями освобождения из крепостной зависимости и подавленное войсками.
Потом Голицыны попали в опалу, а архитектор Тома де Томон умер в изгнании. В 1885 году имение обратно выкупили Лобановы-Ростовские. После чего усадьба неоднократно переходила из рук в руки, пока в 1917 году некогда прекрасный дворцовый ансамбль не разграбили восставшие крестьянские массы. Во время Великой Отечественной немцы взорвали находившуюся тут церковь Рождества Богородицы, с тех пор судьба усадьбы была предрешена.
“В моем парадном темно...”
Первоначально ансамбль состоял из двух обособленных частей - парадной и хозяйственной, размещенных на противоположных сторонах прудов и ограниченных дорогами. Центр парадной части и всего ансамбля - великолепный дворец с колоннадами и флигелями по сторонам. От дворца высокий берег террасами спускается к прудам, окруженным обширным пейзажным парком. Небольшая часть парка перед противоположным фасадом имела строго геометрический план из 20 прямоугольных частей, образованных пересекающимися аллеями. Дальний угол парка между двумя дорогами был разбит в виде целого пучка аллей, расходящихся из одной точки. Главным въездом в усадьбу служила липовая аллея, проходившая к парадному двору через мост на прудах. Огромное здание главного дворца было построено из кирпича и оштукатурено, в деталях широко использовался белый камень. Внутри помещения дворца, в центральной части первого этажа были две парадные анфилады из трех зал. Более длинная дворовая анфилада продолжалась в комнатах боковых крыльев. Короткую парковую анфиладу составляли более крупные помещения, среди них - центральный двухцветный зал, образующих полукруглый выступ. В верхнем этаже дворца располагались жилые комнаты. Роскошная внутренняя отделка парадных помещений включала в себя настенные росписи и лепнину.
Служебная постройка представляла собой сильно вытянутое прямоугольное сооружение с белокаменными деталями в декоре кирпичных стен. Состояла она из двух длинных одинаковых одноэтажных корпусов, соединенных более высокой и парадной двухэтажной частью. Боковые корпуса оформлены гораздо строже: прямоугольные ниши над окнами и простой карниз в завершении стен. Внутри каждого из корпусов находилось одно большое помещение, возможно, конюшня, с двумя въездами из центральной части.
Восстановить нельзя сносить
Сегодня Самуйловское сельское поселение - самое крупное на территории Гагаринского района, оно включает в себя 14 населенных пунктов, с населением около 600 человек. В прошлом году здесь даже случился демографический бум - в поселении родилось пять малышей. Правда, детских садов в деревне нет, да и в целом инфраструктура развита слабо. Далеко не все дома газифицированы, дом культуры недавно из-за нарушений запретили использовать сотрудники пожарного надзора, непонятно, как работает фельдшерско-акушерский пункт. Молодежь, естественно, любыми способами старается вырваться отсюда в Гагарин, Смоленск или Москву. А те, кто остается, в основном пьют. Кстати, в том числе и на территории заброшенной усадьбы. Об этом свидетельствуют пустые бутылки, которыми устлан земляной пол развалин. Но среди других сельских поселений Самуйловское далеко не самое захудалое. В 2009 году оно заняло второе место в областном конкурсе в номинации “Лучшее сельское поселение” и получило грант в размере 400 тысяч рублей. Самуйлово первым рискнуло установить контейнеры для мусора на улице. Правда, не всех жителей устроили возросшие тарифы на вывоз ТБО.
- Продается? Усадьба? - переспрашивает жительница. - Да, наверное. У нас здесь много чего продается. Я вот дом с участком продаю. Не интересуетесь?
Сейчас в парке усадьбы самуйловцы собирают грибы и ягоды, а молодежь устраивает пикники. То, что на месте нынешнего памятника могут построить современные дворцы какие-нибудь магнаты из столицы или, на худой конец, дачные домики смоляне, жителей, похоже, мало волнует.
- Так домина все равно разваливается, она никому не нужна, восстанавливать ее никто не будет, почему бы и не продать? - спокойно отзываются самуйловцы. - Тем более в этих домах разваленных много чего твориться может, тут и пьют, и гуляют.
Кстати, буквально в нескольких метрах от разрушенного дворца уже вырос небольшой коттеджный поселок. Эти двухэтажные кирпичные домики резко отличаются от деревянных жилищ всех остальных жителей деревни. Видимо, землю около дворца уже начали продавать.
Но как оказалось, Forbes ошибся (точнее, смоленские блоггеры, на которых ссылается авторитетное издание) только в том, что инициирует распродажу местная администрация.
По словам председателя комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Гагаринского района Татьяны Сельденковой, усадьба входит в реестр федеральных памятников культуры, а следовательно, и земля, на которой расположен дворцово-парковый комплекс, тоже в федеральном ведении. Так что если кто и собирается распродавать землю, то уж точно не поселковая администрация.
Продажа усадеб и других памятников между тем дело узаконенное. С 2011 года, в соответствии с законом “Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации”, продажа памятников федерального значения будет разрешена. Правда, только на основе конкурсов и аукционов. Собственником может стать абсолютно любое физическое или юридическое лицо. Но в законе также указано, что усадьбы должны продаваться с обременением, то есть новый хозяин должен будет заботиться о культурном наследии. Как это возможно в случае с Самойлово, непонятно. Ведь на восстановление практически до основания разрушенного комплекса тратиться никто не будет, а сносить заброшенный дворец тоже вроде бы нельзя. Остается только молча смотреть, как умирает великая история некогда великой страны.