Юбилей раскрепощения Руси
Просмотров: 4347
Автор: Марина Сергученкова
Выпуск:
Смоленщина в XIX веке была самой закрепощенной губернией во всей Российской империи
19 февраля по старому стилю (3 марта по новому) император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права, даровав крестьянам безземельную свободу.
В этом году исполняется 150 лет со дня подписания. В Санкт-Петербурге исторический юбилей собираются праздновать с размахом 3 марта. Оргкомитет возглавляет лично Валентина Матвиенко. В Смоленске эту дату почтили проведением небольшого "круглого стола" накануне 19 февраля. Обсудить процесс "раскрепощения" губернии, исторический опыт и перспективы аграрной политики в регионе собрались представители смоленских и белорусских вузов, а также их студенты.
- Подписание манифеста имело огромное значение как для России в целом, так и для Смоленской губернии в частности, - подчеркнула доцент кафедры гуманитарных дисциплин Смоленского филиала Московского университета МВД России и одна из организаторов "круглого стола" Надежда Романкова. - Почему? Потому что Смоленская губерния занимала шестое место по количеству крепостных во всей России, а по соотношению численности крепостных и свободного населения - первое место.
Поэтому, как можно без труда догадаться, процесс раскрепощения на Смоленщине шел со скрипом. При этом процесс тормозился с обеих сторон - и дворянством, и крестьянством. Наиболее активное сопротивление и недовольство накануне реформы выказывали землевладельцы Рославльского уезда. По всей России, и у нас в том числе, собирались сведения о количестве помещичьих земель и крестьян, а также тех платежах и повинностях, которые несли дворяне. Для этого составляли специальные списки по формуляру, где указывались имя, фамилия, отчество владельца и территория принадлежавшего ему владения. Все это делалось для того, чтобы оценить стоимость земель. "Во всех уездах Смоленской губернии кроме Рославльского, который был самым крепостническим, дворяне подали сведения согласно предъявляемым требованиям, - отметила в своем докладе Надежда Романкова. - А рославльские представили совершенно обезличенные данные. Мол, разбирайтесь, как хотите. На мой взгляд, это можно назвать одним из видов сопротивления и саботажа реформы".
В то же время Рославльский уезд наряду со Смоленским одним из первых вступил в реформу, несмотря на активное сопротивление. Уже за первые восемь лет - с 1861 по 1869 годы - 54,07% крестьян Рославльского уезда участвовали в составлении выкупных договоров. За тот же период в Смоленском уезде этот процент составлял 58,39, а в Гжатском, например, - всего 14,85.
Еще одной особенностью прохождения реформы на Смоленщине было составление выкупных договоров по инициативе самих помещиков - 82,98% от общего количества. В качестве одной из причин, тормозивших процесс "раскрепощения" крестьян, Надежда Романкова считает отсутствие согласия между крестьянами и дворянами по поводу размеров предоставляемых в пользование наделов. Согласно положению манифеста крестьяне имели право на полный, уменьшенный или увеличенный надел. При этом количество десятин, составлявших полный надел, по России колебалось. Иногда весьма значительно. Так, в Смоленской губернии его размер составлял четыре с небольшим десятины.
В классической советской историографии принято считать, что чем больше крестьяне получали земли при освобождении, тем лучше. Однако не стоит забывать, что за дополнительные десятины крестьяне должны были платить дополнительные деньги, что могло и приводило к разорению семей. Поэтому нередки были случаи, когда дворяне готовы были выделить своим бывшим крепостным увеличенный надел, а крестьяне этому активно сопротивлялись. Тем более что в больший надел часто включались земли разного качества: и пустоши, и заросшие кустарником. На Смоленщине же основная часть крестьян получала именно полный надел.
Таким образом, к концу 1869 года самыми "раскрепощенными" стали Рославльский и Смоленский уезды, а Гжатский (здесь всего лишь 15 процентов крестьян были включены в выкупные договора) продолжал оставаться крепостническим.