Музыканты гастролируют в рамках своего юбилейного тура «4000 лет». Самой группе, правда, пока исполняется «всего» 40, но бессменный лидер «Аквариума» в своей бандане, расклешенных брюках с вышивкой и с никогда не изменяющим ему чувством юмора кажется вечно молодым. А на вопрос, почему именно 4000 лет, он отвечает просто: «Так считают историки».
Перед концертом Борис Борисович ответил и на другие вопросы смоленских журналистов.
О Смоленске
Вы живете в городе, который вызывает у меня крайнее уважение тем, что во время советского строя «им» было лень менять вам название, а когда советского строя не стало, вам не пришлось менять его обратно. Я вас очень люблю.
О концертах
Я не помню такого концерта, чтобы мы не выходили на бис, кроме двух или трех крайних случаев в Москве. Но это для нас удивительная редкость.
О людях
Я не знаю, что такое чиновники. Я знаю, что такое люди. Люди бывают разные. А чиновник он или нет, мне абсолютно все равно. Мне от чиновников ничего не надо, поэтому я могу позволить себе к ни относиться просто как к людям. Я всю жизнь старался быть независимым ни от одного чиновника. И честно говоря, это было не так сложно. Кто я такой, чтобы судить людей? Никто.
О радости
Мы божьи твари и проживаем в мире, созданном богом специально для нас. И я не вижу поводов не радоваться. И никогда их не видел. Если мы совершаем каике-то глупости по отношению друг к другу и по отношению к миру, стоит вздохнуть и можно попытаться исправить. Если нет, то просто сказать: «Fuck yourself”. И все. Но это не повод не радоваться. У меня нет отдушины, потому что мне не от чего отдыхать. Все мои песни выражают восторг от того, что я живой. Иногда этот восторг выражается в резкой форме.
О посте
Я человек глупый и необразованный, я не знаю, что такое пост. По описаниям святых я никак не могу этого понять, а духовного руководителя у меня нет. Приходится, как животному, перебиваться своими ощущениями. Я слышал, что пост, это когда сердце к богу стремится. Этого я добиваюсь всеми средствами. А мясо, когда хочется, я ем с большим удовольствием.
О литературе
Я сыграл Льва Толстого в трех сценах фильма моего друга, художника из Митьков. У нас с Толстым разное восприятие жизни. Но поговорить нам уже не удастся. Он уже умер, а я еще нет.
О тех, кто ходит на концерты «Аквариума» без билета
Я одобряю и всегда поддерживаю пиратство. Чем больше народу на концерте, тем лучше.
О себе
Меня все осуждают. И слава тебе, господи. Значит, я еще жив. Я раб своей музы.
О музыке
В детстве, в 1965 году, я был буквально сбит с ног музыкой. От счастья. С 1965 года я абсолютно не изменился. Просто добавилось бесконечное количество музыки, от самой старой до самой новой. И когда я слышу нытье, которое льется из средств массовой информации, я думаю, что это не честно. И я хочу поделиться тем, что у меня есть. У меня нет никакой миссии, никакого послания. Я хочу только разделить эту радость, которую я испытал тогда и продолжаю испытывать с тех пор. The Beatles — самая значительная музыкальная группа за всю историю человечества. Их аранжировки, песни, манера записи и все остальное до сих пор остаются непревзойденными. Нам фантастически повезло, что мы застали их живыми. Я снимаю шапку перед Полом Маккартни. Но он такой матерый шоу-бизнесмен, что его концерты мне не так интересны. Песню «Дубровский» я написал в номере одной из смоленских гостиниц. Правда, на концерте здесь ее еще не исполнял. Очень зря и очень жаль, что публика больше сидит на наших смоленских концертах.
О боли
Любая боль — это переизбыток информации на одну клетку человеческого организма. Боль — это всегда сигнал о том, что что-то идет не так. Естественно, за все сделанное нами есть свое воздаяние.
О бесплатном скачивании альбомов «Аквариума» из интернета
Не важно, оплатили ли вы. Важно, понравилось ли вам то, что вы скачали. Но сумма на сайте kroogi.com накопилась приличная. У этого метода нет альтернативы. Вы же все равно скачаете, давайте, лучше я вам сам отдам, что вы будете мучиться? По-моему, это выглядит более достойно, чем цепляться за свою копейку.
О страхах
Всегда боялся зубных врачей.
О выборах
В политику меня никто не сможет вовлечь. Был такой хороший древнеиндийский царь Ашока, но он умер, кажется, две с половиной тысячи лет назад. Больше я симпатичных кандидатов не вижу. Чем портить бюллетень, лучше пойти в туалет и написать на стене какое-нибудь красивое слово. Это будет столь же значительная акция.
О переменах и музыке
Я недавно был в столице. Перемен в стране не будет в ближайшие 12, 24, 36 лет и так далее. А вот на музыку все это может повлиять хорошо. Возможно даже, что желание нашего правительства вложить деньги в армию — это просто тайное желание услышать хорошую музыку.
О журналистах
К журналистам я отношусь также, как к чиновникам. Не могу вычленить, где чиновник, а где журналист.
О книгах
Мне понравился последний Витя Пелевин. Он меня поразил: что-то с ним хорошее случилось. Его книга как «Первая любовь» Тургенева, только менее циничная. Да, я прочитал всего «Гарри Поттера». А у меня был выбор? Когда выходили новые книги Джоан Роулинг, я выходил только на сцену. Остальное время я сидел в номере и читал. Потому что оторваться же нельзя. Ту замуть, которую у нас называют художественной литературой, я могу читать только с очень большим усилием. И разница между The Lord of the Rings и Львом Толстым в том, что Толстого мне читать ну ни с какой стороны неинтересно. Мне просто интересно сравнивать его опыт и мой опыт. А когда я читаю «Властелин колец», я учусь. Практически у всех героев есть достоинство. У орков нет достоинства. Поэтому орки напоминают мне советскую литературу и советскую культуру. Вот русский шансон — это жанр, который вполне мог быть рожден в Мордере. Вот Витина книга (Пелевина) целиком об этом. И она показывает, что как только мы перестаем видеть орков как орков, выясняется, что они в своей глубине — люди. Когда я читаю действительно хорошее фэнтези, я восхищаюсь тем, как хороши могут быть люди. Я люблю Тургенева, но я никак не могу найти там кого-нибудь, кем я мог бы восхититься. И когда я читаю Толстого. И даже Достоевского.
О разуме и чувствах
Ум — это просто фильтр. Когда мы говорим, что умеем думать, мы просто пускаем друг другу пыль в глаза. На самом деле, мы знаем все, что есть во вселенной. А ум существует как фильтр, что мы от этого знания не сошли с ума немедленно, не потеряли возможность действовать. Поэтому знания, которые в нас содержатся, ум фильтрует бесконечное количество раз, чтобы мы получили лишь малую их часть. Поэтому как жить умом? Жить фильтром невозможно.
О вредных привычках
Я ничего и никогда не бросаю. Мне в жизни в голову не приходило бросать хоть что-нибудь. Просто в данный момент я временно не курю. А вдруг мне через захочется? Я, конечно, скажу «ОК». Пока не хочется. Уже больше трех лет. И у меня не было ни секунды сожаления о том, что я не курю. А до этого я 40 лет с таким же удовольствием курил. Порокам нужно отдаваться с таким же удовольствием, как и всему остальному.
О юбилеях
Юбилеи — это полная чушь. Но это повод для праздника. А праздник — это не чушь.
О фильмах
Из последнего мне очень понравился «Артист» и, конечно, «Шерлок» - сериал канала BBC.
О конце света
В 2012 году в декабре выходит «Хоббит», первая серия. Чтобы из-за какого-то конца света такое пропустить? Никакого конца света, пока «Хоббит» не доделают и пока Гай Ричи не придет в себя и не снимет нормального «Шерлока Холмса» и не воскресит Ирен Адлер, никакого конца света не будет.
Фото Николай Дементьев