Место, где дикий Восток соединился со сдержанной Европой, расставив акценты по-иудейски. Сразу оговорюсь: путешествие в Израиль стало моим первым выездом «за кордон». Маленькая, но гордая древняя страна поманила со своих пустынных берегов душистым фимиамом священного Иерусалима и бирюзовыми волнами Красного моря. Летим боингом «Оренбургских авиалиний» на высоте 10 000 метров над землей, распечатывая ланч-боксы с «небесным» обедом. В чуть запотевших иллюминаторах - разграфиченная земля. Сквозь пелену перистых облаков проступают лазурные, бирюзовые и почему-то розовые пятна. Красиво. Пункт прибытия из Домодедова - израильская Овда, через которую пролегает наш маршрут в курортный Эйлат. Почему летим не прямиком в Эйлат, если там есть свой аэропорт? Все просто. Эйлат не принимает чартерные рейсы. А Овда принимает, с тех пор как ее аэропорт получил статус международного. Хотя еще недавно это был военный аэродром, который даже на карте Израиля не был отмечен.
Почти четыре часа в небе, «переодевашки» из осенних теплых одежд в шальвары, футболки и балетки, бурные овации пилоту-виртуозу после приземления – и мы на таможне Овды. Начинается мучение - в душной очереди на регистрацию. К самому настоящему допросу на ломаном русском я была не готова.
- Кто оплатил вашу путевку?
- Есть ли в вашем багаже пилочка и ножницы?
- Где и кем вы работаете?
- Почему едете в нашу страну?
Это примерный блиц. Отвечать нужно четко, громко, с расстановкой. Если нервничаешь и путаешься в «показаниях» – на тебя могут и наорать. В очереди нашего рейса слышатся обреченные вздохи: «Ну… Это – Израиль!» В общем, да. Здесь вам не пофигистическая Раша. Впрочем, суровость объясняется просто: соседи у Израиля всегда были взрывоопасные. Так что с маникюрными пилочками следует быть осторожнее. Конечно, у такой бдительности есть свои плюсы. Но об этом - позже.
Эйлат: вам уже предложили хорошую цену?
Жадно вдыхая танцующий сухой пустынный воздух, щурясь от золотого предзакатного солнца и предвкушая вечернюю дегустацию волшебной розовой жидкости из емкости с «дайкири», купленной в дьюти-фри, усаживаемся в микроавтобус нашей турфирмы. Трансфер из Овды в Эйлат каждый уважающий себя туроператор обеспечит обязательно. Около часа петляем по извилистой дороге вдоль границы Израиля с Египтом: пейзаж за окном скупой, как на Марсе – каньоны, пески, никакой растительности, разве что верблюжья колючка. Плюс длинная лента пограничного забора из колючей проволоки, четко разделяющего – там Египет, а тут, извините, Израиль. Наш менеджер предупреждает: «Есть блокпост, где можно пересечь границу и попасть в Египет, но я бы не советовала. Там сейчас неспокойно, никто не даст гарантий сохранности вашей жизни».
Хорошо, что наш приезд в Эйлат не совпал с вечером пятницы и субботой. В это время у иудеев начинается религиозный шабат: не работает никто и ничего. Даже общественный транспорт. Впрочем, на такси за «тэн долларс» (десять долларов) вполне можно рассчитывать. В эйлатских отелях, если повезет, портье будет хорошо говорить по-русски. Но так везет не часто. Поэтому, если вы не говорите на иврите, неплохо бы знать кое-что из «инглиша»: будет проще общаться с отельным персоналом и местными жителями. По поводу кошелька: неважно, с какой валютой вы прибыли сюда, евро или долларами – большую часть денег придется поменять на шекели. Один доллар по курсу равняется трем шекелям. Где менять? Ни в коем случае не у случайных людей. На набережной предостаточно автоматов-«ченджей». Их много, поэтому найти легко. И пользоваться ими просто.
Что касается питания, то любителям all inclusive в Эйлате может и не понравиться: отели в Израиле чаще всего работают по системе полупансиона (завтраки и ужины), с кошерной пищей. Если кто не в курсе: кошерная пища – это еда, отвечающая требованиям кашрута, еврейских законов об употреблении пищи. Это здоровое питание, согласно древнейшим еврейским традициям. К примеру, в пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядными) и парнокопытными (имеющими раздвоенные копыта). Не знаю, были ли раздвоены копыта у той дичи, из которой нам готовили пищу, но на наш не самый взыскательный вкус завтраки и ужины в отеле были столь обильны и вкусны, что обеда практически и не требовалось…
Падение и восхождение
Все началось с «падения» на Дно Мира – в масляные воды Мертвого моря, а закончилось восхождением на иерусалимскую Голгофу. И то и другое случилось с нами ровно в один день. Как правило, журналисты не любят ленивый отдых – нам подавай сталкерские приключения… Поэтому на третий день своего пребывания в Эйлате, рано утром, когда белое солнце пустыни еще только готовилось к пробуждению, мы отправились на автобусную экскурсию по пустыне Негев в Иерусалим. С турфирмой повезло: за 150 долларов нам предложили долгое, сложное и насыщенное путешествие, включая реку Иордан и палестинский Вифлием, с «огнедышащим» обедом в арабском стиле и с экскурсоводом столь красноречивым и эрудированным, что Познер курит в коридорах Останкино (и довольно нервно). О тех местах, где нам повезло побывать, можно говорить бесконечно – пределы газетного разворота, к сожалению, очень малы для этого. Поэтому дальше - тезисно.
Вода как парное...масло
Мертвое море с его марсианским пейзажем – самый низкий участок суши на Земле, Дно Мира. Находится оно на 420 метров ниже уровня мирового океана, причем каждый год его воды опускаются еще приблизительно на метр. «Лунная» жидкость с дымкой брома над ней - одновременно и целебная, и опасная, по консистенции жирная, как растительное масло. Можно лежать в море, читая газету, но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы эта странная вода попадала в рот и в глаза. Ведь в ней - почти в 30 раз больше соли, чем в любом море и океане нашей планеты. Мертвая вода чудовищно разъедает все слизистые - глаза, рот, нос. Даже просто через кожу каждые 15 минут купальщик теряет около 250 граммов воды. Один известный спортсмен, поставивший множество рекордов по преодолению вплавь знаменитых проливов и озер, при попытке переплыть Мертвое море погиб от обезвоживания, пока его спутники отмечали шампанским будущий рекорд. Из-за высокого содержания соли в Мертвом море не могут жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). Входить в Мертвое море можно только в разрешенных местах и находиться в воде не дольше 10-15 минут. В основном здесь лечат опорно-двигательный аппарат и нервы. Ну и по части косметологии местная соль – как молодильные яблочки. Косметика Мертвого моря – самый ходовой товар для туристов. По своим свойствам она действительно волшебная, но покупать ее прямо на Мертвом море не стоит – выйдет намного дороже, чем в том же Эйлате.
По Святым местам
A Иордан – единственная река, полностью наполненная святой водой... Согласно Ветхому Завету, эта маленькая речка словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху. Подлинное место крещения Иисуса Христа (Вифавара) находится именно на территории Иордании, а не Израиля. Река Иордан в большей части своего течения является государственной границей между Израилем и Иорданией. Современное название Вифании - Аль-Махтас, что в переводе с арабского языка означает «место крещения». Любопытно, что Иордан своими зеленоватыми мутными водами подпитывает Мертвое море. Причем их воды не смешиваются, в устье реки нет ни грамма соли. Над купелью, куда прибывают тысячи паломников, дефилируют военные с «калашами» наперевес, а всего в десятках метров от святой купели – минные поля, куда не рискуют соваться ни израильтяне, ни иорданцы. На вид Иордан не выглядит полноводной рекой. Этот поток шириной не более десяти, а местами четырех и глубиной не более двух метров неспешно петляет между берегами, поросшими камышом, ивами и низковатым, но очень густым лесом. Вода в Иордане чуть зеленоватая и мутная - цвета моря. Но после омовения на теле не остается никаких следов. Белая рубашка, которую после погружения в Иордан нужно хранить потом всю жизнь, никому не передавая, надевать на ночь во время болезней и даже в последний путь отправляться именно в ней, стоит 10 долларов.
A В Вифлиеме (Палестина) путешественники обычно посещают Храм Рождества Христова: по преданию, именно здесь, в легендарном Гроте, Иисус Назарянин появился на свет. Здесь каким-то чудом уцелели останки древнего мозаичного пола.
A ERROR: Никогда не разговаривайте с уличными приставалами, торгующими иконками и крестиками на улицах Вифлиема и Иерусалима. Это настоящие иллюзионисты по части воровства: мало того, что купите подделку, так еще и без кошелька останетесь. К слову, перед посещением святых городов хороший экскурсовод обязательно отвезет вас в православную лавку, где можно будет купить все, что понадобится в храме. Душистые свечи (они вправду очень душистые), выточенные из настоящей оливы крестики и иконки – все лучше покупать здесь.
- Древний Иерусалим с его отполированными веками и тысячами босых ног мостовыми сколь прекрасен, столь и опасен. Он обладает довольно тяжелой энергетикой. Недаром Прокуратор так не любил этот город, в котором людей когда-то приколачивали к крестам. В частности, если будете в Иерусалиме, не фотографируйте местную шпану – дикие арабчата закидают вас камнями, и скажите спасибо, если не отнимут фотоаппарат.
- Население Иерусалима не «парится» по поводу чистоты дворов: они кидают мусор из окон прямо на улицу.
- Главные места паломничества туристов в Иерусалиме, кроме прочих библейских: храм Гроба Господня и Стена плача. В храм Гроба Господня, красивейший по своей архитектуре, куда на Пасху спускается Благодатный огонь, ежедневно стекаются тысячи паломников разных вероисповеданий. Чтобы взойти на Голгофу, преклониться Кувуклии (гробница Христа когда-то находилась за городскими стенами, на северо-западе от Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия храма Гроба Господня). И конечно - опалить свечи о Благодатный огонь. А Стена плача, к которой паломники приходят со своими просьбами-записочками ко Всевышнему, разделена на две половины – мужскую и женскую. Примечательно, что с «женской» стороны просящих лучшей доли намного больше.
Про Эйлат
-Израильтяне – пустынные жители, поэтому чутко берегут все живое, что у них есть. Дрессировка дельфинов законодательно запрещена, жизнедеятельность коралловых рифов тщательно оберегается и поддерживается. Кстати, воду жители Эйлата пьют прямо из-под крана - без всякого страха за свое здоровье. Просто она чистая. И продукты питания в магазинах, в отличие от российских, действительно натуральные и отменного качества. Это чувствуется просто на вкус. Здесь вообще умеют взращивать живое из неживого: тому пример – плодоовощные фермы в пустынях, где в отсутствие пчел растения вручную опыляют специально завезенные китайцы.
- В Эйлате нет светофоров. Местные проектировщики дорог совершили, казалось бы, невероятное – практически все движение в Эйлате основано на кольцевых перекрестках, а все ранее стоявшие светофоры собраны на одном из колец – из них сооружен своего рода монумент.
- Сюда можно смело ехать «женским коллективом», не опасаясь наглых приставаний местных альфа-самцов (как в Египте и Турции). Израильтяне ведут себя сдержанно: максимум предложат поужинать. И это вправду будет просто общение. Да и порядки здесь достаточно строги: полиция ходит вооруженной до зубов. Поэтому, скажем, по Эйлату приличным девушкам можно спокойно гулять под огромными пальмами хоть до утра – никто не тронет.
- Тем, кто плохо переносит жару +50, лучше ехать в Израиль осенью или зимой, не в сезон (выйдет намного дешевле). В это время климат здесь наиболее мягок и комфортен: воздух прогревается до +35, а вода в Красном море - до +23. Номер на двоих на 8 дней в 4-звездочном отеле (при удачном раскладе) обойдется меньше чем в 60 тысяч, включая перелет и полупансион (кстати, в Израиле официально отменена «звездность» отелей, поэтому количество звезд, указанных в описаниях отелей, является «заявленной звездностью» владельцев отелей).
- Главная достопримечательность Эйлата - это Красное море с кораллами и прекрасными разноцветными рыбами, с которыми можно резвиться прямо у берега пляжа на коралловом рифе и кормить их с рук размоченным хлебом. Но если захочется посмотреть на морских обитателей, не залезая в воду, можно посетить Морской музей (он же подводная обсерватория).
- С берега Эйлата хорошо видна иорданская Акаба. Главное достоинство Акабы - гигантский флаг Иордании. Высота его флагштока - 136 метров, а размеры полотнища - 60 на 30 метров. Флаг виден из Эйлата. Он вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой флаг в мире. Благодаря ему в Эйлате всегда знают, когда король Иордании дома, а когда в отъезде. Если флаг опущен – король путешествует.