Автор: Нина Нилова/Юлия Яковлева
Выпуск:
Просмотров: 2091
Диоксины, окислы азота, окись углерода, формальдегид, фенолы, винилхлорид, альдегиды - и это еще не полный список того, что выделяется при горении мусора.
В настоящий момент на территории города несколько тлеющих несанкционированных свалок. Каждую неделю специалисты МЧС выезжают на тушение 5-6 возгораний. Наибольшую обеспокоенность вызывала горящая свалка в карьере Кучино Смоленского района.
«В такую жару, в принципе, и маленькой искры достаточно, чтобы спровоцировать возгорание отходов, - говорит начальник отдела госконтроля департамента по природным ресурсам Игорь Банденок. - Чтобы свести к минимуму риск возгорания, на полигонах ТБО производится послойное захоронение отходов. Причиной возгорания могло стать как несоблюдение необходимых требований в процессе захоронения, так и проникновение на полигон посторонних лиц, которые могли совершить поджог.Что касается вреда, тут не нужно быть экологом, чтобы понять, что при сожжении пластика и других материалов выделяются вредные вещества».
«Опасность заключается в том, что часто мусорные контейнеры и несанкционированные свалки располагаются в непосредственной близости от стоянок автомобилей, гаражных или дачных кооперативов, - рассказал начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Смоленской области Александр Марченков. - Следовательно, существует реальная угроза возгорания этих объектов. К тому же содержание свалок непредсказуемо. Например, обыкновенный аэрозольный баллончик из-под лака для волос при возгорании взрывается. А горящие отходы бытовой химии выделяют ядовитые газы. Кроме того, при тушении огня в гаражных кооперативах в черте города возникает множество проблем: отсутствие пожарных гидрантов, затрудненный проезд автоцистерн и другой спецтехники».
Усугубляет ситуацию аномальная жара, которая превращает мусорные завалы в «биологическое оружие». По данным смоленского отделения Роспотребнадзора, при проведении ежемесячного мониторинга окружающей среды в Смоленске в воздухе было зарегистрировано значительное превышение предельно допустимой концентрации формальдегида. Впервые за все время наблюдений. Точные цифры экологи не озвучивают, дабы не нагнетать социальную истерию.
- Сейчас учеными определены объекты повышенной канцерогенной опасности, - говорит начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Смоленской области Любовь Савельева. - К ним относится группа диоксиновых веществ, которые являются продуктами горения полиэтиленовых пленок, упаковочной тары, ДСП, опилок. Все это очень стойкие органические загрязнители. К сожалению, пока мы не имеем апробированных методик выявления в атмосферном воздухе этих веществ. В России всего три лаборатории, которые занимаются этим. В Смоленске, само собой, таких лабораторий нет, поэтому у нас нет возможности подкрепить данными исследований наши предположения о наличии в воздухе диоксинов, но это более чем вероятно.
Тем временем диоксины относятся к веществам повышенной опасности и отличаются повышенной токсичностью и стойкостью, ко всему прочему, они еще и не разлагаются в обычной среде. Поджигатели мусора попросту не понимают, что занимаются самоуничтожением, ведь то, что в настоящее время происходит в городе, - это химическая атака.
В Смоленске уже сейчас зафиксировано большое количество жалоб на обострение аллергических, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов дыхания. Кроме того, значительно возрастает риск возникновения онкологических заболеваний, ухудшается самочувствие у детей, пожилых людей и людей, страдающих хроническими заболеваниями.
Пример со свалкой по улице Гарабурды приведен не случайно, в настоящий момент эта свалка вызывает наибольшую обеспокоенность как у пожарных, так и у сотрудников Роспотребнадзора. Поблизости находятся частный сектор и гаражный кооператив. Видимо, именно им и принадлежит авторство в возникновении свалки, протянувшейся на несколько десятков метров по склону оврага. Железная ванна, разбитый унитаз, шины, тара из-под автохимии, даже проржавевший кузов от «шестерки» - ассортименту свалки позавидовала бы любая барахолка. И.о. главы администрации Ленинского района Сергей Тихомиров утверждает, что в прошлом году свалка на этом месте была ликвидирована. А то, что накопилось на данный момент, - наследие этого года.
У «мусорного» вопроса есть и другая сторона медали, о которой городские власти тактично умалчивают. «Почему образуются эти свалки? Потому что у нас в городе вообще нет нормальной системы вывоза отходов, - высказала свое мнение Любовь Савельева. - Не срабатывает вся система санитарной очистки в городе, начиная с жильцов, заканчивая специализированными организациями. В Смоленске не хватает компаний, которые бы занимались вывозом отходов. А те, которые есть, не обладают достаточным автопарком. Небольшие фирмы заключают договоры с населением строго под то количество мусоровозов, которым они располагают. И не больше. А вот «Смоленская экологическая компания» заключает договоры под несуществующую технику. Они берут на себя непосильные обязательства.
Окончательный ответ на вопрос, кто виноват в том, что мы дышим отравленным воздухом, призвано дать очередное административное расследование, инициированное Роспотребнадзором.
Фото пресс-служба ГУМЧС России по Смоленской области