14.05.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Пойми меня, если сможешь

 Среда обитания
На личную страничку Елены Алексеевны Шишко в соцсетях заходит немало людей. Некоторые целенаправленно ищут ее, чтобы сказать спасибо или поделиться радостными событиями. Ее бывшие подопечные - осужденные колонии общего режима №3 Сафоновского района, где Елена Алексеевна работает начальником психологической лаборатории.

Автор: Олеся Томашова Выпуск: Просмотров: 2136

Все начиналась почти 30 лет тому назад, когда вчерашняя школьница решила поступать «на психолога». Это сейчас штатные психологи и комнаты психологической разгрузки есть едва ли не в каждом крупном учреждении, а в те годы специальность была не такой модной, и вузов, где осуществлялась подготовка таких специалистов, было не так много. После окончания Института психологии и педагогики при МГУ молодая женщина устроилась на работу в колонию. Супруг Елену поддержал - он сам работал в системе УФСИН врачом-психиатром, а вот родители отнеслись к выбору дочери настороженно.

- Мама до сих пор переживает. Неосторожно оброненное слово о том, какие люди здесь встречаются, - и она вновь и вновь беспокоится за меня. Мамы всегда остаются мамами… - говорит Елена.

- Первый рабочий день помните? Свои впечатления?
- Помню, конечно: черная толпа осужденных, в робах, пришедших на построение… Как с ними заговорить? Ведь это же преступники! Из этой толпы, как тогда казалось, невозможно вычленить кого-то одного, конкретного индивида, личность, и только потом, когда началось общение с осужденными, я поняла, что это не черная масса, а люди со своими взглядами на жизнь, мыслями, устремлениями, метаниями. Такие же люди, как мы с вами. И их в основном беспокоят те же проблемы: взаимоотношения в семье, с детьми, родителями. Многие пытаются найти ответ на вопрос «почему я здесь». Но все в жизни происходит не случайно. Если человек попадает в тюрьму - значит, для чего-то ему это надо, что-то он сделал не так, неправильно, плохо, причинил зло… И это время дается на то, чтобы подумать, переосмыслить, в какой-то степени пройти «перезагрузку». Колония, тюрьма - это то место, где нельзя жить в маске. Здесь все на виду, поэтому, если есть в человеке что-то хорошее, человеческое, оно обязательно проявится. И тогда можно найти поддержку, дружбу, взаимовыручку. В самом начале работы с заключенным я спрашиваю: «Считаете ли вы себя виновным?» И чаще всего мне говорят: «Я ни в чем не виноват». Как только собеседник осознает и признается, что он виновен, - с этого начинается переосмысление.

- А чего они хотят от жизни?
- Я тоже задаю им этот вопрос. Многие признаются: чтобы близкие были здоровы, чтобы в семье были достаток и благополучие. Есть такие, кто говорит прямо: «Мне бы прожить хотя бы день на свободе, и пусть будет все мое - деньги, красивые женщины, успех». Есть и те, кто хочет быть ближе к Богу…

- Наверняка в начале вашей работы более опытные коллеги давали вам советы?
- Да, давали, главный из них - быть искренней в любой ситуации. И если поступок, совершенный собеседником, неприятен, открыто ему об этом сказать. Как-то ко мне на прием записался осужденный за педофилию. От его действий пострадали две маленькие девочки. А у меня на тот момент дочка была примерно такого же возраста. Я его буквально ненавидела, постоянно переносила встречи - не могла себе представить, как я смогу с ним просто разговаривать. Но, с другой стороны, есть же профессиональная этика, и если человек обратился - ты должна ему помочь. Что мне делать? - спрашивала я более опытных коллег, звонила даже в институт, в котором училась. И кто-то мне подсказал: озвучь свое отношение к совершенному им преступлению ему прямо в глаза, объясни ему свою неприязнь. Я так и сделала, сказав человеку, что готова работать с ним, если он, зная мою позицию, все еще хочет работать со мной. Он остался и какое-то время ко мне ходил. А потом перешел к другому психологу.

- Вам бывает жалко ваших подопечных?
- Бывает. Жалко то, что в XXI веке встречаются взрослые люди, которые не умеют читать. Жалко, когда встречаешь человека, осужденного за кражу буханки хлеба. Нет, с точки зрения закона все логично и понятно, а вот с человеческой подчас понять трудно…
То, что в обыденной жизни для большинства из нас кажется пустяком - является преступлением.

Если говорить о реальных историях, то был, к примеру, среди осужденных молодой мужчина, приговоренный к сроку за причинение тяжких телесных повреждений. Он жил в Москве, имел свой бизнес и благополучную семью. Трагедия произошла на годовщину супружеской жизни, когда они с женой отправились в ресторан. Cидевший рядом пьяный посетитель начал отпускать скабрезные замечания в адрес его жены. Конечно, мужчина не выдержал, ударил обидчика и, видимо, не рассчитал силы. Он очень переживал по поводу случившегося, не мог смириться, не мог понять, за что его посадили. Что он сделал неправильно? Ведь, с одной стороны, он поступил как настоящий мужчина - вступился за жену, а с другой - как преступник - нарушил закон.

Или другая история. К нам в колонию перевели 18-летнего юношу. Его осудили за то, что он воровал еду. Не для себя - для матери и сестер. Ведь заработанных денег им всем не хватало, чтобы выжить. Печально, что в свои годы он не нашел ничего другого, как добыть деньги нечестным способом. Такие повороты судьбы не могут оставить тебя безучастным, не сопереживать…

- Бывают ли случаи, когда заключенные пытались воспользоваться добрым расположением психолога?
- Да, особенно если речь идет о молодых специалистах. Осужденные сами бывают неплохими психологами. Когда человек находится в закрытом пространстве, особенно если длительное время, ему надо как-то приспосабливаться к ситуации, у него обостряются все чувства, и он видит тебя насквозь. Заключенные ищут твои слабые места и делают попытки тобой манипулировать, заискивать. Отпускают комплименты, пытаются войти в доверие с разными умыслами. Поэтому для неопытного сотрудника, только-только поступившего на службу, очень сложно бывает не попасться на эту уловку. Были моменты, когда кажется, что человек перед тобой открылся, а потом оказывалось, что он был неискренен.

Не так редко на территории нашего учреждения заключаются браки. Как и положено - торжественно, невеста в белом платье... Но, к сожалению, не всегда это заканчивается хеппи-эндом. Счастливых семей - единицы. Почему? Не всегда искренни женихи: для кого-то это всего лишь возможность получения дополнительных посылок и разрешенных свиданий. Поэтому потенциальным невестам надо быть осторожными и не столь доверчивыми. Я понимаю, что в нашей стране мужчин не так много, а внимательных и чутких и того меньше. Но эти письма, из-за которых женщины подчас и теряют головы, пишутся, бывает, всем отрядом, и ответные послания также не бывают тайной для всех. Как понять женщине, что ее используют? Ее должно насторожить, если возлюбленный едва ли не с начала знакомства предоставляет список пожеланий, что привезти на свидание. И не торопится вступать в отношения. В письмах все добрые, нежные и ласковые, а надо поговорить с человеком вживую, заглянуть собеседнику в глаза…

- Как вы относитесь к такой воспитательной мере для подростков, как экскурсии в исправительные учреждения?

- Действенный метод, но показан далеко не всем. Его необходимо применять лишь в крайних случаях.

- Часто ли обращаются к вам за психологической помощью друзья, знакомые?
- Да, и я стараюсь не отказывать. Психолог - это как скорая помощь, и основная моя задача - выслушать собеседника. Ведь сейчас мы друг друга практически не слышим, есть социальные сети, где мы, надев маску, пытаемся быть кем-то другим. Поэтому достаточно бывает помолчать, кивнуть в ответ и сказать: «Я тебя понимаю». Действительно, с опытом, с возрастом, встречая все больше людей, понимаешь, что нервозности и агрессии стало больше. Люди все чаще жалуются на стресс…

- Как вы сами спасаетесь от стрессов?
- Убегаю от людей... уезжаю в деревню или просто уединяюсь с книгой - родные понимают, что меня в такие моменты лучше не трогать.

Фото Олег Фомкин

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика