19.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

История одной фотографии

 Настоящее время
С какой попытки наш земляк водрузил на куполе рейхстага Знамя Победы и как снимались знаменитые на весь мир кадры

Автор: Анна Александрова Выпуск: Просмотров: 2782

Кто из смолян хотя бы раз в жизни не испытывал чувства гордости за то, что именно наш земляк, уроженец Руднянского района Михаил Егоров, стал одним из героев, водрузивших победное Знамя на купол рейхстага в Берлине? При этом многие ошибочно полагают, что на знаменитой фотографии Евгения Халдея запечатлен сей памятный момент; на самом деле снимок является постановочным, и в кадре вы не увидите ни Михаила Егорова, ни его товарища Мелитона Кантарии. Как же все произошло на самом деле и для чего было срежиссировано повторное водружение флага?
Первомайский герой
О событиях, предшествовавших водружению Знамени Победы, лучше всего, конечно, может рассказать их очевидец. Так что выдержки из донесения командующего 3-й ударной армией начальнику Главного политического управления Красной Армии о бое за рейхстаг и водружении над ним Знамени Победы здесь будут как нельзя более уместны. «С рассветом 30 апреля разгорелось решающее сражение за рейхстаг… Бесстрашно сражались бойцы стрелковых батальонов под командованием капитана Неустроева, майора Давыдова и капитана Самсонова. В первых рядах атакующих шли бойцы стрелковой роты под командованием старшего сержанта Сьянова… Был дан приказ — прорваться к площади, овладеть рейхстагом и водрузить Знамя Победы... Когда была подана команда — вперед на штурм рейхстага, — бойцы ринулись вперед, захватили лестницу главного входа и ворвались в рейхстаг… Они обтекали рейхстаг справа, просачивались в здание, выбивали немцев, распространялись по коридорам, комнатам, подвалам... Громадное помещение рейхстага, с глубокими разветвленными подвалами, с обилием верхних переходов, балконов, закоулков, где легко было укрыться врагу, создавало большие трудности для атакующих. Немцы метали гранаты, били из «фаустов», автоматов и пулеметов. Ничто не могло остановить Неустроева и его воинов. Бойцы умело маневрировали в запутанном лабиринте коридоров и комнат, смертным боем били немцев. В это время воины 1-й стрелковой роты младший сержант Кантария Мелитон Варламович, красноармеец Егоров Михаил Алексеевич и заместитель командира батальона по политчасти лейтенант Берест Алексей Прокопьевич с боем прорвались на купол — самую высокую точку здания рейхстага и водрузили на нем Знамя Победы. Так 30 апреля в 14.25 минут над Берлином взвилось Красное знамя — Знамя Победы, водруженное нашими храбрецами».
По воспоминаниям очевидцев, первоначально на крыше немецкого парламента было установлено несколько знамен, но после ночного обстрела в «живых» осталось только знамя, закрепленное Егоровым, Берестом и Кантария. На следующий день бойцы получили задание «довыполнить» приказ командования и установить знамя на куполе. К тому времени от некогда стеклянной конструкции остался только металлический остов, взбираться по которому наверх было очень сложно и опасно. Неудивительно, что был момент, когда наш земляк едва не сорвался вниз, лишь чудом зацепившись за какой-то выступ своей телогрейкой…
Прошли десятилетия, и подлинное Знамя Победы было передано в музей. Любопытно, что на полотнище не хватает полосы длиной 73 сантиметра и шириной 3 сантиметра. Тому есть два наиболее правдоподобных объяснения. Первое – недостающий кусок оставил себе на память один из наводчиков «катюши». Второе – кусочек Знамени отрезали женщины-военнослужащие, работавшие в политотделе 150-й стрелковой дивизии. Трофей они поделили на несколько кусочков и сохранили на память о великой победе советского народа.
А флаг-то ненастоящий!
Современная литература и кинематограф приучили нас к мысли, что реальность и ее художественное воплощение зачастую заметно отличаются друг от друга. Вот и на знаменитой фотографии Евгения Халдея «Знамя Победы над рейхстагом» мы видим вовсе не Егорова и его товарищей, а совсем других бойцов - Алексея Ковалёва, Абдулхакима Исмаилова и Леонида Горичева.
Да и знамя, развевающееся в кадре, к настоящему Знамени Победы не имеет никакого отношения. Будучи настоящим профи, фотограф всюду возил с собой весь необходимый для работы реквизит, в том числе – три «знамени», сшитых из красных скатертей. Ведь фотограф прекрасно понимал, что порой реализмом можно пожертвовать ради того, чтоб получить истинный фотошедевр. Такой, как фотография Джо Розенталя, на которой американские морпехи водружают звездно-полосатое полотнище на захваченном острове Иводзима. Работа американца тоже была постановочным фото, что еще больше укрепило уверенность советского фотографа в том, что культовый снимок не обязательно должен быть документальным.
Итак, имея в рюкзаке необходимый для кадра красный флаг, Евгений Халдей 2 мая направился к зданию рейхстага. Сам фотограф впоследствии вспоминал, что в здании в тот момент бушевал пожар, поэтому запечатлеть момент установки знамени на куполе рейхстага не представлялось возможным. Впрочем, как мы уже упоминали, историческая достоверность не была идеей фикс Халдея: он был готов заменить купол на любую другую подходящую для данной цели точку, с которой бы (непременное условие истинного художника) открывался красивый вид на захваченный Советской армией город. Осуществить замысел фотографу помогли три случайно встреченные им по пути солдата, чьи фигуры мы и можем сегодня лицезреть на знаменитых кадрах.
Правда от вымысла
А вот фронтовой корреспондент Анатолий Морозов ломать голову над драматизмом постановочных фотографий не стал; свой вклад в копилку бесценных «победных» кадров он внес, сфотографировав Егорова и Кантарию на фоне подлинного Знамени Победы 2 мая 1945 года. Алексея Береста в кадре нет; задание нужно было выполнить срочно, а лейтенанта нигде не могли найти. Для проведения «фотосессии» отдыхавших после тяжелого боя знаменосцев разбудили и заставили позировать практически на всех этажах, лестницах и на крыше захваченного здания. Получившиеся кадры были немедленно отправлены в столицу.
Впрочем, даже искреннее желание запечатлеть триумф советского народа во всем его неприукрашенном великолепии далеко не всегда находит реальное воплощение. Так, еще один фотограф Виктор Тёмин ради того, чтобы запечатлеть реющий на крыше рейхстага красный флаг, днем ранее не побоялся подняться в берлинское небо на самолете. И это при условии, что вокруг здания и в его помещениях в тот день все еще шли бои и опасность оказаться под вражеским огнем была вполне реальной. 
Самолет с фотографом сделал всего один круг вокруг парламента, за который (Темин был в этом уверен) удалось сделать не один и не два хороших кадра. Но вот незадача: только в Москве выяснилось, что знамен, установленных на крыше рейхстага, на снимках Темина совсем не видно! Напрасно фотограф показывал на фото, в каких частях здания были установлены красные флаги; редактор велел ретушеру нарисовать Знамя Победы на единственном по-настоящему подходящем ему месте – на самой вершине полуразрушенного купола. 
 
Анна Халдей, дочь знаменитого фотокорреспондента ТАСС:
- Да, фотография "Знамя победы над рейхстагом" - это не репортаж! Спустившись с Рейхстага, Халдей сразу полетел в Москву. В редакции снимок приняли как икону - со священным трепетом. Но из-за одной мелочи фотографию едва не "запороли". - Редактор вдруг сказал: стоп! Фотографию нельзя печатать, - живо пересказывает Анна воспоминания отца. - У Исмаилова на обеих руках часы! Оказалось, вторые часы трофейные. А значит, забрал у врага, мародерство...
 


 

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика