07.05.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

«Училка». И еще раз «Училка»

 Золотой Феникс
Итак, картина Алексея Петрухина получила Гран-при «Золотого Феникса».

Автор: Евгений Гаврилов Выпуск: Просмотров: 2092

Народная артистка РСФСР Ирина Купченко и режиссер фильма - о том, как школьному учителю выжить в наши дни

Этот фильм не о том, как пожилая школьная учительница истории, доведенная до предела распустившимися одиннадцатиклассниками, «слетела с катушек» и решила расстрелять полшколы. Он не проповедует насилие как путь восстановления справедливости. Это история о том, насколько учитель способен любить своих учеников даже тогда, когда они превращаются в чудовищ и истязают его, и только лишь своей любовью и бесконечным терпением перерождать их из недочеловеков в людей. Этот трагифарс приправлен большой долей юмора и даже света. Никто не умер. Несмотря на мрачное и трагическое начало, у «Училки» - хеппи-энд. Хотя учителя в зале - плачут…

- Учитель - это не профессия. Это миссия. Тяжелая миссия. Призвание, - сказала нам на пресс-конференции Ирина Купченко. - У меня такого призвания нет. Поэтому я никогда не буду преподавать.

Петрухин: - Хочется поблагодарить смолян за такой прием, такую реакцию. Вплоть до финальных титров мы все очень волновались, не зная, какой реакции ждать от зрителей. И очень рады, что нас так поняли. Сразу отмечу, что «Училку» не нужно воспринимать «в лоб». Мы не то что оцениваем, мы рассуждаем на тему. В реальной жизни есть и хорошие классы и учителя, но адресована картина не им - они и так знают, что все в порядке.

Купченко: - Фильм наш - не портрет общий отдельно взятого учителя или класса. Это скорее попытка поговорить о проблемах, которые существуют в школе и в обществе, помочь пережить ситуацию, которая в жизни, я надеюсь, не повторится. Мы намеренно выбрали жанр трагифарса, гипертрофированную картину происходящего с учениками и учителем.

- А какой реакции ждете от массовой публики в широком прокате?

Купченко: - О, проката еще нужно дождаться! Если все получится, как мы надеемся, то главное - чтобы реакция была. Какой она будет - это уже другое дело, восприятие у каждого зрителя индивидуальное.

- Ирина Петровна, ваша героиня на экране здесь выглядит порой просто жутко - обескровленной, некрасивой… Каково вам, как женщине, видеть себя на экране такой?

Купченко: - Знаете, я думаю об этом в последнюю очередь. Это - такая роль. Если режиссер считает, что моя героиня должна выглядеть именно так - значит, так нужно. В моей душе это диссонанса не вызывает. О внешности я не думаю, это отнюдь не главное.

- Вы считаете, что цель всегда оправдывает средства, например, в той же педагогике?

Купченко: - Ни в коем случае! Наш фильм - не руководство к действию, мы, наоборот, хотели показать, сколь важна недооцененная роль учителя в нашей жизни. А ведь среди них есть и те, кто устал от работы, устал от жизни, запутался, не знает, куда идти дальше и как себя вести. Если кому-то фильм поможет решить внутри себя проблемы, задуматься - это будет замечательно.

Петрухин: - Хочу добавить, что нам стоит поучиться у китайцев. Я много работаю в последнее время в этой стране и преклоняюсь перед их мировоззрением. Почему эта нация так сплочена и сильна в наше непростое время? Потому что учитель, сенсей, для них сродни родителю, это святой авторитет.

- Проблемы разных взглядов у актеров на разные эпизоды и сюжетные ходы во время съемок были?

Петрухин: - Куда же без них! 18 учеников, «детей», актеров от 14 до 27 лет, долго притирались друг к другу. Долго входили в рабочую колею, много было проблем - «почему у меня меньше слов», «а вот у него не забрали реплику», «а тут камера меня не показывает». Но это как-то само собой устаканилось постепенно. Пять месяцев, два раза в неделю, мы собирались в классе и работали. Сложнее всего работать со зрителем - с ним ты не контактируешь напрямую, показывая уже готовый материал. И мы хотели, чтобы получилось прямое назидание - ведь в фильме много монологов. Приходилось балансировать на грани.

- Хеппи-энд у фильма снимался отдельно? И вообще - разве может быть у такого сюжета в реальной жизни счастливый финал? Ведь если школьник берет в руки пистолет - это обязательно закончится плохо.

Петрухин: - Сцена у костра, где класс в конце концов сплотился вокруг своей учительницы, считаю, была необходима. В жизни, действительно, не всегда все заканчивается хорошо, а искусство, в том числе и кино, должно дарить надежду, вдохновлять, поддерживать. Я искренне верю, что такой счастливый финал в жизни возможен. Правда - верю!

- Вопрос к Ирине Петровне. А вам самой насколько близка эта роль?

Купченко: - Роль есть роль, в нее в любом случае вживаешься, если хочешь сыграть хорошо. Что же касается моих школьных лет - не могу сказать, что особенно любила учиться. Тут как и у всех - где-то было интересно, на каких-то уроках откровенно скучала.

- Вопрос к режиссеру. В фильме много говорится о политике. Насколько важен был этот пласт?

Петрухин: - Очень важен. Учеников изначально должно было быть 15, по числу союзных республик бывшего СССР. Но в итоге мы оставили 18, некого уже было отсеивать, все очень точно «легли» в сценарий. И тут сложно не узнать в ком-то из персонажей себя. Но можно трактовать характер каждого героя напрямую - просто дети в обычной школе, а можно переносить на общество, ведь школа - то же общество, с теми же проблемами. Тут уж каждый пусть для себя сам решит.

- Если успех все же будет - судя по реакции зала сегодня, это вполне возможно, - что планируете показывать дальше?

Петрухин: - Есть наработки для «Училки-2», но это будет скорее некоммерческий проект. Мы хотим показать, что с учениками дальше случилось, - они пройдут у нас новые испытания. Какие? Пока всех тайн раскрывать не будем.

- Есть ли все-таки у вас рецепт, совет, как же выжить сейчас учителю в школе - в то время, как не ценят, вменяют сотни требований, претензий… Еще и платят крохи.

Купченко: - Учителям я могу пожелать терпения. Потерпеть. Что они могут еще сделать? А всему нашему обществу - что-то в себе изменить. Должно вернуться уважение к учителю, к этой профессии - как это было когда-то, наверное, еще в советские времена. Меня всегда поражало, насколько дети и родители обычно знают всю подноготную учительской. Родители перемывают кости… Такого раньше не было. Неуважение и презрение - откуда они только берутся? Этого быть не должно! А государство, конечно же, просто обязано платить педагогам больше - за этот по-настоящему адский труд.

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика