26.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Один век войн сквозь объектив

 Выставка
В Смоленске открылась выставка фотографий военных корреспондентов.

Автор: Евгений Гаврилов Выпуск: Просмотров: 1376

Интересный факт - с 1945 года на планете без единой войны прошло всего 26 дней. Немногим больше это число, если брать отсчет с начала Первой мировой - с 1914 года. Глядя на такую статистику, как никогда внимательно прислушиваешься к советам мудрых людей - нельзя забывать о войне. Причем помнить не только подвиги защищавших родную землю воинов, но скорее хранить память об ужасах разрушений, голоде и горе, выпавших на долю миллионов людей. Помнить, чтобы не допускать ошибок прошлого, приводивших к военным конфликтам. Именно это ставят главной целью организаторы выставки «Правда в объективе: вооруженные конфликты XX-XXI веков глазами военных журналистов», которая открылась 29 сентября в КВЦ им. Тенишевых.

В экспозиции представлено более 200 фотографий военных корреспондентов, работавших на полях сражений во время двух мировых войн, гражданской войны в Испании, событий на Халхин-Голе, военных конфликтов в Афганистане, Приднестровье, Южной Осетии, Югославии, первой и второй чеченских кампаний, и тех, кто работает сегодня на юго-востоке Украины. Среди авторов немало журналистов, чьи имена обведены черными траурными рамками, - они донесли правду и ужас вооруженных конфликтов до простых людей ценой собственной жизни. На церемонии открытия выставки присутствовал столичный военный корреспондент издания «Россия сегодня» Вячеслав Киселев, который поведал о некоторых тонкостях своей профессии.

- Конечно, мне привычнее и больше нравится снимать, чем говорить, - признается Вячеслав. - Одной фотографией можно сказать куда больше, чем получасовой речью. Как бы это цинично ни звучало, скажу сразу: работать на войне интересно. Интересно, как журналисту, - всегда есть новый материал, новые ощущения. Но, разумеется, это и ежеминутная опасность, к которой надо привыкать и с которой приходится подружиться - ведь, прежде всего, нам нужно не прятаться, спасая себя от пуль и взрывов, а оказываться в самом пекле, делать материал.

- Вы сразу решили быть военкором?

- Я в профессию пришел, когда в строю были легендарные личности, фотографы, которые прошли Великую Оте-чественную, - Всеволод Тарасевич, Георгий Зельдман, Виктор Темин. Они нам преподавали свое мастерство в институте, а когда в одном коллективе с такими личностями проводишь время, невольно примеряешь на себя их роль. Но нет, не думал тогда, что придется и самому понюхать пороха. Само получилось. В 80-е я был уже достаточно опытным фотокорреспондентом, когда направили в Республику Афганистан.

- Расскажите о самых первых впечатлениях оттуда.

- А что тут расскажешь? Война есть война. Красивых и хороших войн не бывает. Им сопричастны жизни и судьбы сотен тысяч людей, и твоя в том числе. Когда перед твоим носом в первый раз просвистит пуля, поймешь всю цену жизни. А ведь самое главное правило - по всем международным конвенциям журналистам запрещено носить оружие.

- Ни разу не было даже желания нарушить это правило?

- За все шесть лет, что я был в Афгане, ни разу не взял в руки даже пистолета. Да и зачем? Если надо тебя убить - убьют. А пистолет невоенному человеку пригодится разве что застрелиться.

- Не вспомните самое, на ваш взгляд, безрассудное задание?

- Самым безрассудным, пожалуй, было не задание, а собственное желание - очень хотел поснимать в лагере у душманов. Четвертая или пятая командировка была, когда удалось договориться. Несколько раз с машины на машину пересаживали, наконец прибыли в лагерь. Страшно ли было? Конечно. Со всех сторон на тебя бородачи вооруженные глядят, для которых все равно, с какой ты целью пришел, главное, что советский, враг. Тогда меня успокоил главарь их банды, подошел, сказал: «Вячеслав, не волнуйтесь, вы мой личный гость, смотрите все, снимайте, что хотите, вы под моей защитой». Не обманул. За два дня я все, что смог, отснял - их вооружение, быт, чем питаются. После посвятил один из разделов своей книги этому.

- С коллегами сработались легко? Все-таки не сослуживцы, а такие же мирные люди…

- У нас там сформировался свой журналистский корпус: пишущие, снимающие, телевизионная группа. Работали по-всякому, и вместе в рейды выдвигались за материалом, и поодиночке. Сложнее было не срабатываться, сложнее было поступать с отснятым материалом по законам времени…

- Поясните…

- Военная цензура. О той войне сообщалось народу преступно мало информации. Даже привозимые тела погибших, запаянные в цинковые гробы, не подписывали как «жертвы Афгана». А когда ты добываешь свой материал в сложнейших условиях, рискуя жизнью, а взамен получаешь запрет на публикацию… это как если бы взяли и уничтожили частичку самого тебя. Мы все старались правдами-неправдами сохранять пленки.

- И что стало со спасенным материалом?

- Издан. Несколькими годами позже, когда уже война закончилась, пересматривая архивы, понял, что не должно это пылиться на полке. Тысячи фотографий, рассказывающих про судьбы людей, которых так или иначе затронула война. Мне удалось издать фотоальбом из 300 кадров, показывающих все этапы войны, также вышла моя книга «Афган. Баграм. Разведка» - про один десантно-штурмовой батальон. Там собраны простые воспоминания солдат, без официоза и пафоса. Повседневная жизнь бойца на передовой, на базе, в рейдах. Я считаю, такие воспоминания и должны преподаваться на уроках истории вместо сухих цифр и строчек - кто, куда, когда…

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика