В лесу срубили ёлочку
Просмотров: 3783
Автор: Александр Харламов
Выпуск:
Первая половина нынешней зимы явно не задалась: видимо, зимняя погода не адаптировалась к летнему времени.
Даже 31 декабря снег выпал только за два часа до наступления Нового года, и это было похоже на чудо. Но, как обычно, продажа срубленных к празднику елей и сосен шла активно. Вернее, вовсю старались многочисленные продавцы: зазывали, рекламировали, - но покупателей в целом было немного. В результате часть зелёного пушистого товара осталась так и нереализована, особенно сосны.
В самых первых числах января на территории строящегося зоопарка в лесопитомнике можно было наблюдать большие кучи сваленных сосен. Они лежали среди других спиленных и выкорчеванных деревьев, но к ним явно не имели никакого отношения – в лесопитомнике сосны никогда не росли. Местные жители тут же высказали, на мой взгляд, вполне справедливое предположение, что продавцы под покровом темноты просто свезли их сюда и свалили, надеясь среди вакханалии стройки замаскировать деревья. Конечно, это не единственное место в Смоленске, куда скинули нереализованный новогодний товар. В связи с этим возник резонный вопрос: а как вообще обстоит дело с вырубкой пушистых новогодних красавиц для смолян?
В департаменте Смоленской области по лесному хозяйству меня заверили, что никаких порубок ёлочек и сосёночек в лесу не проводилось. Наоборот, был поставлен прочный заслон на пути браконьеров и совместно с органами внутренних дел перед Новым годом проводились рейды в местах возможного проникновения «чёрных лесорубов». Проводилась разъяснительная работа среди населения и были вывешены довольно качественные плакаты и баннеры. Вырубка деревьев для новогодних праздников проводилась строго на участках и плантациях, где хвойные деревья растили специально для этого. В 2011 году проводилось два аукциона по предоставлению таких мест арендаторам, которые, в свою очередь, продавали продукцию предпринимателям-торговцам. На мой вопрос, а почему же часть лесных красавиц была нереализована и просто выкинута, я получил исчерпывающий ответ о стихии рынка и цитату из Карла Маркса. Проще говоря, мне пояснили, что торговцев подвела жадность и, резко повысив цены, они отпугнули покупателей. Особенно сильно упал спрос на сосны, хотя в предыдущие годы они продавались хорошо.
Кроме того, мне рассказали о продолжительности роста зелёного товара. Так, двухметровые ели вырастают за пятнадцать лет. Сосны растут быстрее: полутораметровая сосна – за восемь, а двухметровая – за десять. И всё же жаль выкинутые на помойку деревья, и я поинтересовался: а нельзя ли как-то определять спрос на ели и сосны и не рубить лишнее? Специалисты департамента мне пояснили, что вопрос этот исключительно сложен и практически нерешаем.
Итак, всё переместилось в нравственную плоскость. С одной стороны, желание торговцев максимально подзаработать на новогоднем товаре. С другой - спрос смолян, падающий год от года. Многие горожане обзавелись искусственными елками, благо качество их постоянно растёт. Другим просто жаль приносить домой красивые деревья и выкидывать их на помойку через несколько дней. Кстати, вопрос этот не только нравственный, но и хозяйственный. После новогодних праздников количество вывозимого мусора резко возрастает за счет выкинутых жителями Смоленска лесных красавиц и добавляет проблем нашим коммунальным службам.
Мне припомнился милый мультфильм «Зима в Простоквашино», когда кот Матроскин отправляет пса Шарика рубить ёлку к приезду дяди Фёдора, а тот отнекивается, как завзятый эколог. Впрочем, это дело добровольное – быть в душе Матроскиным или Шариком. И предложение отца Дяди Фёдора нарядить растущую ёлку не совсем уж никчемно. Почему бы действительно не наряжать ели и сосны, изредка встречающиеся в микрорайонах Смоленска, а не вырубать их под точечную застройку?