Лотерейные фантомы
Просмотров: 4210
Автор: Марина Сергученкова
Выпуск:
Прокурору Заднепровского района Александру Никулину пришлось дойти до Высшего Арбитражного суда РФ, чтобы доказать судьям очевидный для всех факт - лотерейные клубы это тот же игорный бизнес, только сменивший красочную этикетку.
Несмотря на принятый депутатами Госдумы, одобренный Советом Федерации и подписанный президентом страны закон «Об игорном бизнесе», оказавшиеся под запретом игровые клубы нашли правовую лазейку и оперативно переименовались в «лотерейные». Однако, сменив «фантик», содержание осталось прежним. Ведь лотерейные терминалы работают по той же схеме, что и ставшие нелегальными «однорукие бандиты»: покупаешь жетоны в кассе и играешь в лото.
К сожалению, у представителей смоленского правопорядка долгое время были связаны руки, так как законных оснований для закрытия лотерейных клубов практически не существовало. Не существовало единой практики рассмотрения исковых заявлений судами. «Например, в Сибирском и Приволжском федеральных округах такие иски удовлетворялись, - пояснил «МК» прокурор Заднепровского района города Смоленска Александр Никулин. – А в нашем, Центральном федеральном округе, они почему-то отклонялись».
Изменить ситуацию удалось в прошлом году. Тогда прокурор Заднепровского района возбудил в отношении ООО «Планета» дело об административном правонарушении по статье 14.1 части 2 КоАП РФ – «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения». Так как санкция статьи предусматривает и конфискацию оборудования, то его рассматривал Смоленский арбитражный суд. Иск был удовлетворен. Деятельность общества была признана незаконной. Но «Планета» подала апелляцию в двадцатый арбитражный суд города Тулы, который решение смоленского суда отменил, посчитав его незаконным. Затем был Федеральный арбитражный суд Центрального округа, расположенный в городе Брянске, и только затем Высший Арбитражный суд России. И, наконец-то, удача. В октябре 2010 года президиум Высшего Арбитражного суда РФ рассмотрел заявление Заднепровской прокуратуры и удовлетворил его. Решение апелляционного суда города Брянска было отменено, а решение Смоленского арбитражного – оставлено в силе.
- В Высшем Арбитражном суде выступали я и мой старший помощник, - рассказал Александр Никулин. – Само заседание длилось чуть больше часа. Обращаясь к членам президиума, мы заострили внимание на том, что в разных федеральных округах сложилась разная судебная практика, а требуется выработка единообразного подхода. Что под видом лотерейных клубов скрывается игорный бизнес. Это их способ обойти норму закона, обязывавшую их развивать свой бизнес в специально отведенных зонах. После нас выступал представитель генеральной прокуратуры. Затем президиум удалился для совещания. Принятое Высшим Арбитражным судом решение является обязательным к исполнению на всей территории страны, так как в нем четко указано: «Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ толкование правовой нормы является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел». Оно, наконец-таки, позволило выработать единую судебную практику по подобным делам и установить раз и навсегда, что лотерейный клуб является игорным бизнесом.
После этого крестовый поход против лотерейных клубов в Смоленске получил законные основания и являлся, по сути, делом техники. На этом факте заострил внимание и начальник УВД по Смоленской области Владимир Морозов, приглашенный на празднование Дня работника прокуратуры, который отмечался на прошлой неделе. «Только благодаря совместной работе нам удалось добиться положительного результата», - подчеркнул Морозов.