Ночь, улица, фонарь… и трактор
Просмотров: 5594
Автор: Всеволод Краснознаменный
Выпуск:
Ночной марафон «МК в Смоленске»: куда ведет новый трамвайный маршрут №4 и чем живет древний город от заката до рассвета
Последний трамвай
В конце ноября в Смоленске открылся новый трамвайный маршрут «Ул. П. Алексеева – Ситники». Он позволил связать два отдаленных друг от друга района города: Киселевку и Ситники до этого дня напрямую не объединял никакой другой маршрут. К тому же «четверка» идет через весь город - получается своеобразная обзорная экскурсия всего за десять рублей.
Однако исследовать этот маршрут в дневное время сложно из-за обилия транспорта на улицах Смоленска, поэтому корреспонденты «МК в Смоленске» выбрали именно то время, когда «во всех окнах погасли огни, один за одним», именно тогда, когда «уезжает последний трамвай».
Стартовать решено было от Киселевского кольца в полночь, когда рельсы последнего уходящего трамвая уже успели забыть стук колес. Несмотря на поздний час и будний день, в «муравейнике» Смоленска, на Киселевке, было оживленно, туда-сюда сновали таксисты и запоздалые маршрутки, брели редкие прохожие. Расстояние примерно в 16 километров вдоль трамвайных путей мы с коллегой решили преодолеть трусцой.
Как ни странно, но самыми сложными оказались первые километры. Было не до того, чтобы следить за тем, что творилось вокруг и какого качества рельсы. Навстречу шло еще довольно много людей, которые подозрительно поглядывали на двух припозднившихся «спортсменов». Миновав перекресток улиц 25 Сентября и Румянцева, мы вспомнили, что это место до сих пор носит название «Площадь имени 60-летия ВЛКСМ». Своеобразный анахронизм сегодня практически выпал из памяти жителей Смоленска, а вот трамвайные рельсы там отличные, что ни говори.
В урочный час трамвайный парк отходил ко сну, последние вагончики закатывали в депо. Разбросанные по Трамвайному проезду дорожные знаки, а также вывороченные, но не уложенные обратно плитки на трамвайных рельсах рассказали о том, что здесь стихийным бедствием прошлись ремонтники, но, как это часто бывает, пока свою миссию они не довели до конца.
Горячие смоленские парни
Бежать под горку от Медгородка в направлении площади Победы стало легче. Светофоры в Смоленске по традиции отключают на ночь, поэтому преодоление каждого крупного перекрестка становится весьма опасным занятием. Однако настало время оценить качество рельсов на этом участке Крупской-Тенишевой. Оказалось, здесь все выглядит гораздо более удручающим, чем на предыдущих километрах: рельсы на многих участках просели и искривились.
По дороге нам встретилась компания молодых людей с пятилитровыми «баклажками» пива в руках. Судя по всему, горячая кровь основательно нагрела их молодые тела: несмотря на начало декабря, ребята были в одних футболках. Внезапно они остановились посреди дороги и начали что-то неразборчиво кричать. Как оказалось, они увидели своих одетых друзей и поспешили засвидетельствовать им свое почтение. Дальше гулять они отправились все вместе.
На остановке «Ул. Твардовского» нам впервые за всю дорогу приветственно просигналила темная «девятка». Моя коллега решилась немного пробежать вдоль трамвайных рельсов прямо посреди проспекта Гагарина, и тут же прокуренный женский голос, доносившийся от одной из ночных палаток, прохрипел:
- Эй, смотри-ка, трамвай! – после чего раздался дружный смех.
ЖКХ существует!
Дальше бежали спокойно, навстречу продолжали попадаться редкие пешеходы. На светофоре у «Современника» сотрудники ДПС пили кофе из придорожного автомата. Там же пили кофе вперемежку с пивом несколько молодых людей, которые время от времени роняли стаканчики на землю и грозно кричали друг другу: «Не сори!»
Чуть поодаль мы заметили у обочины два припаркованных трактора. В них сидели люди, о чем-то разговаривали. Судя по характерным следам на асфальте, совсем недавно эти трактора сгребали грязь с улицы Николаева. Признаться, у нас камень с души свалился. Сколько ни ругай управление ЖКХ, оказывается, оно не просто существует, но и исполняет свои обязанности даже в ночное время.
С улицы Николаева мы повернули на Багратиона, окинули взглядом спящий городок Коминтерна и неспящую сауну на другой стороне улицы. Распугивая случайных прохожих, мы приблизились к самолету. Здесь решили передохнуть и попить кофе в одной из круглосуточных «курогрилевых» торговых палаток. Пока кофе остывал, мы с удивлением заметили, что напротив восьмой школы ремонтируют трамвайные пути. Там балагурила бригада рабочих, ездил трактор, самосвал ссыпал гравий рядом с путями.
На дамбе нам навстречу стали попадаться жители города, выгуливающие собак.
- Час ночи. Странное время для выгула собак, - обменялись мыслями мы.
- Час ночи. Странное время для бега, - наверное, подумали собаководы.
Трак Бэттл базар
Выбежав на Дзержинку, мы оглянулись по сторонам и уже хотели выйти на трамвайные пути, но какое-то внутреннее благоразумие остановило. Буквально через 30 секунд из-за поворота на бешеной скорости вылетели фура, а следом за ней - самосвал. Они неслись ровно посреди дороги, будто соревновались, кто быстрее. Через несколько секунд протарахтел полицейский «бобик», потом все стихло. Казалось бы, существует автодром «Смоленское кольцо», но смоленские улицы все так же привлекательны для местных «стритрейсеров» на большегрузном транспорте.
Правда, дорожное покрытие на улице Дзержинского далеко от идеала. На протяжении всего спуска напрочь отсутствуют бордюры, а асфальт больше похож на лоскутное одеяло.
О качестве дорожного полотна на мосту через Днепр говорить не приходится: любой, кто хоть раз там проезжал, может красочно описать свои ощущения.
На перегоне Кашена-Желябова было, как всегда, темно и неубрано. Несмотря на то, что новые торговые центры сейчас активно пытаются вытеснить бесконечные рынки Заднепровья, базар он и есть базар, со всеми вытекающими отсюда последствиями, ну, разве что бродячих собак мы не заметили.
Трамвай-призрак
Пока мы медленно взбирались по Фрунзе, моя коллега рассказала мне историю про трамвай-призрак, который в два часа ночи бороздит просторы Покровки, не подбирая ни единого пассажира. Поначалу я скептически отнесся к этому рассказу. Каково же было мое удивление, когда ровно в два часа ночи напротив самолета нас обогнал абсолютно пустой вагон, который неслышно скользил как раз по тому участку, который отремонтировали по европейской технологии.
Как оказалось, «польская благодать» (новые рельсы изготовлены в Польше. — Прим. авт.) заканчивается ровно за углом. То есть после поворота на Ситники рука ремонтника не коснулась трамвайных рельсов. Путь там сохранился почти в первозданном виде: изогнутые рельсы, трава между шпалами и звездное небо над головой. Два с половиной часа полуночного марафона сделали свое дело. Только здесь нам пришло в голову обратить внимание на небо. Ноги уже не чувствовали усталости, вспоминался Булгаков. «Звезды останутся, когда и тени наших дел не останется на земле… Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?»
Смоленск never sleeps
Трамвай-призрак, который на деле оказался простым техвагоном, покачиваясь во тьме, проехал нам навстречу, когда до конечной оставалось чуть более двух остановок. Потом наступила тишина. Наряду с вечно бурлящей Киселевкой Ситники оказались царством сна: ни одного прохожего, ни одной машины. Самый протяженный городской трамвайный маршрут мы преодолели за 152 минуты.
Мы не ожидали, что наше ночное приключение пройдет так спокойно. Ни одного угрожающего выкрика в спину, ни одной просьбы «есть закурить?», даже подозрительная толпа азиатов у торговых палаток на Фрунзе не обратила на нас внимания. Смоленск можно назвать комфортным городом для ночных пробежек или прогулок, кому как больше нравится. Ну а исследование трамвайных путей выявило, что дробить трамвайный маршрут на два совсем не обязательно. Ведь даже человек, создание гораздо более хрупкое, чем трамвай, оказался способен выдержать 16 километров не самых лучших рельсов.