22.11.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Анатолий Вассерман: «Четвертая мировая война не затронет Смоленск»

 Телескоп
Известный победитель интеллектуальных игр встретился со смолянами в рамках программы «Будущее через 50 лет»

Автор: Евгений Гаврилов Выпуск: Просмотров: 3810

21 декабря в Смоленск приехал Анатолий Вассерман. Известный журналист и интеллектуал посетил мемориальный комплекс «Катынь», побывал на пресс-конференции в Смоленском бизнес-клубе, а также встретился с жителями города в КВЦ им. Тенишевых.

- Анатолий Александрович, как прошел ваш день в Смоленске?

- Во-первых, день еще не кончился, во-вторых, интересно было практически все, программу подготовили насыщенную. У вас я не впервые. Бывал в Смоленске пару раз на турнирах по интеллектуальным играм, в прошлом году провел несколько часов в рамках автобусного пробега по местам воинской славы. Боюсь, что я больше знаю о Смоленске по литературе, чем по собственному впечатлению. Бываю здесь исключительно по делам, занимающим практически все свободное время, посмотреть в свободном режиме не успеваю практически ничего.

- В нашем городе хотели бы посмотреть что-то конкретное?

- Не знаю. Когда куда-то еду, целиком полагаюсь на волю организаторов. Если уж высовываюсь из дома, стараюсь, чтобы поездка была максимально плотная. Не всегда так получается. В субботу был в Сыктывкаре, пригласили поучаствовать в новогоднем вечере на местном промкомбинате. Так вышло, стал рекламным лицом офисной бумаги. Большую часть дня я там просто проспал в номере. При -140C и довольно толстом слое снега не очень хотелось гулять, остался в номере и воспользовался случаем, чтобы отоспаться за всю неделю. Обычно же на свободные прогулки времени не остается, как получилось и сегодня. Что покажут, тому и рады.

- Вы сказали, что являетесь лицом компании, производящей офисную бумагу. А есть то, что вы отказываетесь принципиально рекламировать?

- Я уже не раз отказывался от разных предложений - рекламирую только то, чем сам пользуюсь или, по крайней мере, мог бы реально воспользоваться. То, что проверено на себе, так сказать. Не участвую в рекламе нескольких кредитных программ принципиально - сам стараюсь в долги не залезать. Иногда приходится, но как можно скорее из них выбираюсь. Поэтому рекомендовать кому-то брать кредиты не могу. Однажды отказался от рекламы просто потому, что, на мой взгляд, авторы рекламного ролика неправильно построили последовательность событий, в результате получалось впечатление, противоположное изначальному посылу рекламы. Реклама для меня далеко не основной источник дохода, могу себе позволить иногда отказываться просто по нежеланию.

- Ваша общественная и интеллектуальная деятельность широко известна. А как насчет чисто человеческих увлечений?

- Говорят, что лучшая работа - хорошо оплачиваемое хобби. В этом смысле мне повезло, все мои работы, которыми в жизни заниматься довелось, так или иначе вырастали из хобби. Если говорить о тех хобби, которые пока не приносят денег, то это, во-первых, интеллектуальные игры, хотя было время, когда я на этих играх получал гораздо больше в качестве призов, чем на работе. Но это хобби, на выигрыши можно надеяться, но нельзя рассчитывать. Это увлечение военным делом, причем в разных его аспектах: история военная, принципы военной науки, военная техника. У меня сейчас дома в московской моей библиотеке несколько метров книг по этой тематике, не помню, сколько именно. Кроме того, уже около полувека собираю коллекцию копий разнообразного боевого оружия: от обычных детских игрушек до так называемых макетов массогабаритных. Это реальное боевое оружие, искалеченное внутри до полной профнепригодности, но снаружи как живое. Коллекция недешевая, но в последнее время на телевидении зарабатываю достаточно много, чтобы изредка себе что-то новое позволять. За сотню уже давно количество перевалило, считать перестал уже.

- Вопрос на сегодня очень насущный: как вы считаете, будет ли третья мировая война, и если да, то когда?

- По моим понятиям, она закончилась 8 декабря 1991 года капитуляцией, подписанной Советским Союзом в Беловежской пуще. В нынешней, четвертой, экономической, мировой войне мы имеем неплохие шансы на реванш. Что касается боевых действий, полагаю, что Смоленск они вряд ли затронут в обозримом будущем. Потому что еще в начале третьей мировой великие державы научились драться не на своей территории и разменивать одну большую войну на несколько маленьких в разных районах. В частности, реальные столкновения между СССР и США были только в воздухе. Самые известные из них - корейская и вьетнамская войны. И инциденты со сбитыми американскими самолетами над советской территорией. Во всех случаях либо маскировалось советское присутствие, либо были отдельные столкновения, не переходившие в регулярные боевые действия. Думаю, над Сирией мы с американцами не столкнемся. Максимум нам придется сбить какой-нибудь турецкий самолет в ответ, но и то вряд ли. Скорее всего, с нашей стороны будут применены иные формы воздействия. Думаю, задолго до прямого военного конфликта, который мог бы затронуть Смоленск, будет построен канал имени Сталина. Это тот, который между Канадой и Мексикой.

- Только что вы дали свой прогноз. А ведь сейчас многие крупные события связывают с предсказаниями. Как относитесь к таким предсказаниям?

- Да, я экстрасенс-инструктор международной категории (смеется). На личном опыте общения с такими людьми - в том числе и с обладателем диплома - я убедился, что ничего серьезного за всеми этими предсказаниями не стоит. Точнее говоря, есть аналитические прогнозы, которые оправдываются - если анализ проведен верно и учтены все факторы, влияющие на ход событий. Кстати, я дважды давал прогнозы, расходящиеся с солидарным мнением всех прочих экспертов, изучавших ту же тему, и оба раза оказывался прав, потому что учитывал факторы, которые на первый взгляд не относятся напрямую к делу. Такие прогнозы действительно бывают, и они достаточно часто сбываются. Второй вид «предсказаний» - это туман. Проведите такой эксперимент: возьмите колонку гороскопов в какой-нибудь газете и прочтите графу, относящуюся заведомо не к вашему знаку зодиака, а потом - к вашему. Уверен, в обоих случаях вы найдете примерно равное число фрагментов, которые можно считать верными. Расплывчатость формулировок в таком случае - залог успеха. Третий вид - залповый огонь. Когда очень много предсказателей дают разные варианты прогнозов, велика вероятность, что какой-то из них сбудется, тот, кто его дал, обретет славу пророка, а все остальные забудутся и не скажутся отрицательно на репутации тех, кто их дал. Ошибки забываются очень быстро - это свойство человеческой памяти.

- Вы участник многих интеллектуальных игр. Почему большинство из них - это копия западных аналогов?

- Строго говоря, у нас есть две с половиной собственные игры. Одна полностью наша - «Что? Где? Когда?», вторая - «Брейн-ринг» - сделана у нас, но с учетом накопленного опыта в американской игре «Джепарди», третья - это «Игры разума». К сожалению, последняя шла недолго - в первой половине 2005 года, но потом глава телеканала решил вставить в сетку вещания еще один выпуск криминальной хроники, в дополнение к уже имеющимся. И снял «Игры разума» с экрана. «Своя игра» изначально и появилась как клон «Джепарди», но изначально договором предусматривалось отступление от формата. Американская передача на чистое знание, тогда как у нас культуру вопросов формировали участники спортивных соревнований по «Что? Где? Когда?». Собственно, и сейчас большая часть авторской группы - люди из этой категории. Это вопросы прежде всего на размышление, а не на знание. Если раньше не допускался показ «Своей игры», где идет «Джепарди», и поэтому она не входила в сетку международного вещания, то сейчас уже вошла, так как расхождения в принципах построения передачи уже существенные есть.

Отработка формата - самое дорогое и сложное, что есть в любой передаче. Так, бренд «Что? Где? Когда?» оценили в 15 млн долларов, из которых большая часть - записи передач, во время которых и проходила отработка формата. Одна передача, если она идет в «прайм-тайм», способна поднять или, наоборот, опустить ниже плинтуса репутацию всего канала. Затраты на обкатку формата столь дорогое удовольствие, что сейчас, когда телевидение «раздергано» на сотни каналов и рекламные деньги «распылены» между ними, очень мало каналов, которые могут себе позволить поиск нового формата вслепую. Не секрет, что очень многие сериалы отечественные сделаны также на основе западных аналогов по той же причине. Не потому, что у наших разработчиков нет своих идей, а потому, что очень мало кто из продюсеров может позволить себе рискнуть такими деньгами ради нового формата. Выход есть - тестовые, экспериментальные каналы, предназначенные именно для обкатки рискованных проектов. Но сейчас такого нет.

- Сегодня вы без своего знаменитого жилета, но все равно у вас с собой много всевозможных предметов. А какой самый бесполезный из них?

- Самый бесполезный предмет в данный момент не на мне - я оставил жилет в соседней комнате. И есть там среди прочего гильотинка для сигар, которой я не пользовался ни разу. Я ее купил, когда уже бросил курить, но еще не был уверен, что бросил. Но поскольку эта гильотинка очень маленькая, я ее с собой все равно таскаю в качестве напоминания о том времени, когда еще курил. Если же вас интересует, есть ли на мне то, что пока не использовалось по прямому назначению, - опять же в жилете есть парочка перцовых баллончиков. Надеюсь, так и останутся нетронутыми. А с собой - пока ни разу не использованный инструмент для спасения тех, кто попал в автомобильные аварии. Шип и крюк для выдавливания стекла и разрезания ремня безопасности. Я решил, что лучше пусть будет и ни разу не пригодится, чем один раз пожалеть, что не взял.

- Вы с юмором отнеслись к тому, что в Интернете много так называемых «мемов» с вашим участием. А все же, как хотите, чтобы вас воспринимали?

- Не знаю. Я не ставлю перед собой цель производить впечатление - какое бы то ни было. Как я писал в одной из своих предвыборных листовок в 1994 году, когда баллотировался в Верховный совет Украины, - я атеист, следовательно, альтруист. Я знаю, что после меня останется только то, что будут помнить обо мне другие, поэтому забочусь, чтобы помнили хорошее. Но не на уровне личного общения забочусь, а на уровне своей работы, своих публикаций, на уровне какого-то взаимодействия с коллегами. А какое впечатление я произвожу лично? Еще в детстве я говорил, что могу за полчаса обаять любого. Правда, за те же полчаса это обаяние имеет свойство и рассеиваться.

Фото Евгений Гаврилов

Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика