21.11.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 ПОТЕНЦИАЛ: СМОЛЕНСКИЙ БРЕНД

Хрустальный звон

Просмотров: 5876

Автор: Ирина Романова, irror@rambler.ru
Выпуск:

С Первомайским стекольным заводом меня познакомил конкурс «Молодое искусство «Хаген – Смоленск».

Конечно, специально, в духе Льюиса Кэрролла («Алиса, это Пудинг. Пудинг, это Алиса».), нас никто друг другу не представлял. Просто так сложились обстоятельства. Я освещала экскурсию немецкой делегации в производственные цеха, где были изготовлены призы для победителей творческого соревнования – шикарные хрустальные вазы, и попутно, практически одновременно с художниками и дизайнерами из Германии, охала и ахала от восхищения.
Увы, удел журналиста-универсала, не занимающегося какой-то одной темой, довольно быстро забывать о своих героях, иначе рано или поздно «маленькие серые клеточки» просто окажутся под завязку забиты информацией и перестанут функционировать в необходимом ритме. Казалось бы, ну, подумаешь, хрусталь! Сделал снимки, выпустил статью – почисти «жесткие диски» памяти. Но гражданка судьба распорядилась иначе, вновь сведя меня с заводом. Правда, на сей раз повод был несколько иным: уникальное предприятие вступило в отчаянную борьбу за место под солнцем среди активно демпингующих «хрустальных» коллег.

От «Фанинского» до «Первомайки»
Чтобы понять, насколько уникален Первомайский стекольный завод, расположенный в Шумячском районе, стоит вспомнить историю появления хрусталя и самого предприятия.
Ученые уверяют, что еще жители Древнего Египта и Месопотамии любили добавлять оксид свинца в стеклянную массу, но то ли их эксперименты с треском провалились, то ли кто-то из жрецов указал неточные пропорции веществ… В общем, только в 1676 году англичанин Георг Равенскрофт создал оригинальный рецепт «алмазного стекла», ныне известного нам как хрусталь. Почин жителей Великобритании довольно быстро подхватили французы, добившиеся немалых успехов в производстве прозрачных и «мелодичных» бокалов и прочей посуды. А вот в России первая мануфактура, специализирующаяся на «алмазном стекле», появилась лишь в XVIII веке в Гусь-Хрустальном, и только в 1879 году «стеклянный промысел» добрался до Смоленщины.
Основал предприятие некий рославльский купец Магидсон, давший заводу название «Фанинский». И для товарооборота в 230 тысяч дореволюционных рублей хватало… всего 350 человек, которые занимались исключительно оконным стеклом и стеклянной тарой (читай: изготовлением бутылок). Сырьем служили стекольные пески, мирно залегавшие в бассейне реки Стомять, а в качестве топлива использовались торф и дрова.
После Октябрьской революции и национализации кардинальных изменений в жизни завода не произошло, ну, разве что из «Фанинского» он превратился в «Первомайский», или, как ласково его называли и называют по сей день, «Первомайку». Оконное стекло и бутылка по-прежнему оставались в почете вплоть до 1940 года, когда руководство предприятия всерьез задумалось о реконструкции. Грандиозным планам и замыслам помешала Великая Отечественная война. И завод, и посёлок были полностью разрушены, но к 1948 году «Первомайский» восстановили, возобновив выпуск винной бутылки. А через два года новый цех сортовой посуды задал то самое направление, которого здесь придерживаются и по сей день.

Выжить и победить
- Даже в тяжелые 90-е завод, ставший открытым акционерным обществом, продолжал работать, - вспоминает председатель совета директоров Анатолий Ракитин. – Несмотря на довольно непростые экономические условия, выпуск продукции продолжался, и в 1997 году мы наладили экспорт хрусталя. Когда-то, еще при Советском Союзе, предприятий, подобных «Первомайскому», существовало приличное количество. И вот, спустя годы, нас осталось только… четверо. Это мы, завод в Дятьково и два в Беларуси: Борисовский хрустальный завод и стеклозавод «Неман». Сегодня все эти предприятия признают, что «Первомайский» во многом их превосходит – и в плане снижения себестоимости, и в плане организации производственного процесса. Но наш завод пытается выжить за счет собственных ресурсов, а конкуренты – за счет федеральных средств, поэтому они могут позволить себе снизить цены и реализовывать товар ниже его себестоимости. Вот и получается, что старейший завод Смоленщины при всех его достоинствах вынужден фактически бороться за существование. Сегодня мы прекрасно понимаем – без поддержки государства будет сложно удержаться на плаву.
Чтобы не потерять уникальное ручное производство, руководство Первомайского стекольного завода решило добиться статуса предприятия народно-художественного промысла, а там и до господдержки рукой подать. Конечно, можно было бы пойти и другим путём – путём автоматизации процесса, но в таком случае, справедливо замечает Анатолий Ракитин, шумячскому предприятию пришлось бы конкурировать с китайцами и… скатываться к ширпотребу, теряя оригинальность и собственный «хрустальный почерк». Да и после установки автоматизированной линии по выпуску продукции возвращение к истокам станет табу, то есть попросту невозможным.

«Хрустальная» экономика
Она стояла и стоит на трех «китах»: особенностях производственного процесса, квалифицированных мастерах стекольного дела и грамотном менеджменте. Стоит одному или двум «китам» направиться в другую сторону, как «хрустальную» экономику начинает штормить. Например, одна из главных особенностей производства Первомайского, да и, собственно, любых других стекольных заводов, - промышленная печь, где плавится шихта (смесь песка, поташа и оксида свинца), и ручной труд. Причем печь должна работать 24 часа в сутки 365 дней в году. Стоит ей остановиться, как процесс создания изделий их хрусталя угасает даже при наличии опытных работников, а затем и вовсе… умирает. Воскресить его может лишь чудо, на которое потребуются немалые средства.
Так, несколько лет назад «Первомайка» потеряла производство цветного стекла, а гутной техникой (свободным формованием, фактически лепкой из хрусталя) сегодня владеют далеко не многие заводские мастера. О былом великолепии напоминает лишь музей предприятия, где бережно хранят модные когда-то синие вазы с белым узором, вазы и блюда замысловатых фантастических форм, эксклюзивные наборы посуды, хрустальные кубки, прозрачных птиц и зверей.
- Восстановить такое производство вполне возможно, - уверяет председатель совета директоров ОАО «Первомайский стеклозавод», - проблема в том, что для этого нам понадобится помощь понимающего инвестора. Почему понимающего? Потому что отдачи придется ждать около пяти лет. Печи для цветного стекла не такие большие по объему. Например, кобальтовая печка, дающая синее стекло, рассчитана на 600 килограммов, а бесцветная – на 4 тоны в день. Но при этом на производство синего хрусталя придется потратить раза в два больше энергии, чем на производство привычного всем бесцветного стекла. И это я даже не говорю о том, что мастер, работающий в технике наклада, когда соединяются два цвета, сможет выдуть за смену только 50 изделий, 10 из которых пойдут в брак. С бесцветным стеклом в разы проще: 100 изделий за смену, а 50% стеклобоя возвращаются в печь. С цветным стеклом такой «номер» не пройдет.
Кстати, об энергии. Относительно недавно Первомайский стекольный завод отказался от котельной, построив свою собственную мини-ТЭЦ. Газовые турбины помогли предприятию значительно снизить расход электроэнергии и себестоимость продукции, а замена труб на энергосберегающие сократила потери тепла.

Опасный демпинг
Увы, но забота об энергетической составляющей производственного процесса помогала лишь первое время. Три активно демпингующих конкурента и наступающая автоматизация всея Руси лишили шумячский завод надежды на прибыль, что в свою очередь сказалось на рабочих. При средней заработной плате чуть более десяти тысяч рублей и её задержке удержать мастеров стекольного дела - задача не из лёгких. От тысячного коллектива сегодня осталось всего 310 человек, количество, достаточное для поддержания производства на данном уровне, но малое для возрождения цветного стекла и гутной техники.
- Любое производство, любая экономика всегда отличались неравномерностью развития, сегодня – спад, завтра – подъем, - говорит Анатолий Ракитин. – Нужно просто пережить этот сложный период, а без определенной поддержки региональных и федеральных властей сделать это будет не так-то легко. Не хотелось бы в один «прекрасный» момент потерять предприятие, которое может снискать славу всей Смоленщине.
Невероятно, но факт: «хрустальный» бизнес, оказывается, обладает всеми качествами настоящего «алмазного стекла». Он прочный и в то же время очень хрупкий. «Хрустальный» бизнес сложно согнуть, как, например, алюминиевую ложку, что и подтверждает «непотопляемая «Первомайка», однако достаточно одного увесистого «камня», чтобы разбить производство, которое совершенствовалось на протяжении века с лишним. Так стоит ли рисковать ради удовольствия послушать хрустальный звон, если после него неминуемо наступит мертвая тишина? Ау, господа инвесторы, ау! ?

Кстати
Первомайский стекольный завод в 1975 году был награжден орденом «Знак Почёта», а первые хрустальные изделия появились в 1977 году. В 50-х выпуск сортовой посуды позволил увеличить прибыль в 2,7 раза, а с выпуском хрусталя товарооборот предприятия поднялся до 1 миллиона рублей в год. Развитие производства сказалось и на развитии поселка. Новые дома, Дом культуры, дороги, детские учреждения и собственное подсобное хозяйство (на сегодняшний день более 1000 гектаров сельхозугодий и животноводческая ферма) привлекли в Первомайский рабочих из разных уголков тогда еще Советского Союза.

Факт
Основной покупатель продукции Первомайского стекольного завода – бывшие советские республики, где до сих пор ценят ручную работу и мелодичный звон бокалов. А вот россияне… С развитием торговых сетей они начинают забывать о престиже хрусталя. Это в прошлом столетии обыватели мечтали о серванте, заставленном прозрачной сверкающей посудой, а сегодня им милее пластик и фабричная штамповка. Но, даже несмотря на это, руководство завода уверено: в будущем найдется место и для уникальных изделий из хрусталя.


Нужно просто пережить этот сложный период, а без определенной поддержки региональных и федеральных властей сделать это будет не так-то легко. Не хотелось бы в один «прекрасный» момент потерять предприятие, которое может снискать славу всей Смоленщине».

Анатолий Ракитин,
председатель совета директоров
ОАО «Первомайский стеклозавод»







 

Читайте также:
Рождество — время чудес. А потому даже самые...

Топ зимних мелодрам для тех, кто устал от одиночества
Для регионального бизнеса

В Смоленске в очередной раз искали «точки роста»


Сбербанк сокращает время трансграничных платежей для юридических лиц до 30 минут


Как смолянам быстрее зарегистрировать предприятие и начать бизнес
Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

 





Яндекс.Метрика