200 млн долларов
Просмотров: 3034
Выпуск:
в 2013 году составила емкость рынка программ бизнес-образования в России (по данным портала executive.ru)
Далеки от бизнеса
Навскидку около 85% преподавателей МВА в России не имеют никакого отношения к бизнесу. Все чаще в студенческих аудиториях встречаются люди, которые в бизнесе разбираются лучше, чем те, кто пытается их учить. Это и есть один из главных дискредитирующих факторов МВА. Впрочем, сюда можно отнести любое «длинное» бизнес-образование, не только МВА. Перед любым владельцем образовательной программы стоит задача снизить ее себестоимость. Почему бы не сэкономить на преподавателях в условиях ограниченного бюджета? Все, что нужно, - это окружить нанятых спикеров аурой академичности, соблюсти внешние требования и формальности в виде ученой степени. Кроме того, во многих бизнес-школах России на протяжении 10-20 лет не актуализируются кейсы - опять же из соображений экономии. А метод бизнес-кейсов - это основа бизнес-образования во всем мире и поэтому самый дорогой его компонент. Нет ничего дороже и ценнее, чем личное участие в ситуации, решение реальных бизнес-задач.
Знак качества для бизнес-школ
В России стартовала Национальная система общественно-профессиональной аккредитации качества делового образования. О необходимости ее создания неоднократно заявляли руководители ведущих ассоциаций работодателей России, видные бизнесмены и предприниматели. Работу по созданию системы общественно-профессиональной аккредитации по различным направлениям образовательной деятельности начал целый ряд общественно-профессиональных объединений и ассоциаций. Однако к сегодняшнему дню создать стройную систему оценки качества программ делового образования и, в первую очередь, программ МВА удалось только Национальному аккредитационному совету делового образования – «НАСДОБР». Как отметил его руководитель Сергей Мясоедов, принципиальной особенностью этой аккредитации является то, что в ней ключевую роль играют представители бизнеса и объединений работодателей, а не образовательных учреждений, а также то, что во всех аккредитационных комиссиях участвуют представители деловой прессы.
Учиться капитализму
Выпускники программ MBA лучших мировых бизнес-школ «растут в стоимости», несмотря на общемировые кризисы: их зарплаты удвоились за последние пять лет. К таким выводам пришла газета Financial Times после проведения исследования FT MBA 2014 года. Существенный рост зарплат и числа желающих получить степень магистра бизнес-администрирования наблюдается даже в период глобального экономического спада. Согласно исследованию, студенты ста лучших мировых программ МВА, начавшие свое обучение в начале спада 2008–2009 годов и окончившие программы в 2010 году, то есть в самый сильный момент рецессии, удвоили свои зарплаты в два раза за последние пять лет. Это происходит на фоне заморозки роста зарплат управленцев среднего звена в Северной Америке и Европе. А вот в России все обстоит немного по-другому. Доверие к российскому послевузовскому бизнес-образованию остается низким. Не случайно в рейтинге FT не оказалось ни одной отечественной бизнес-школы. Одним из важнейших показателей, определяющих их позиции в рейтинге, являются показатели роста доходов выпускников. Однако в силу недостаточной прозрачности финансовых потоков во многих российских компаниях менеджеры не расположены раскрывать данные о своих доходах. Именно этот факт объективно осложняет попадание лучших российских школ в рейтинг.