25.11.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 НАША ИСТОРИЯ

Смоленские прасолы

Просмотров: 4249

Автор: Павел Федоренко, исследователь, flenin2009@mail.ru
Выпуск:

«Прасол – мужик, торгующий всяко, сам определяя себе род торговли», – так писал в своей записной книжке Гоголь о необычном явлении русской экономической жизни XVIII – XIX века – прасольстве.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов выразил в поэтической форме
кредо прасолов:
Еремин, брат купеческий,
Скупавший у крестьян
Что ни попало, лапти ли,
Теленка ли, бруснику ли,
А главное – мастак
Подстерегать оказии,
Когда сбирались подати
И собственность вахлацкая
Пускалась с молотка.

Несмотря на столь нелицеприятную характеристику, данную Некрасовым,  прасольство представляет огромный интерес с точки зрения развития ранних форм предпринимательства в России. Повсеместное распространение прасольство получило в XIX столетии. Каждый прасол имел свой округ, состоящий из нескольких деревень. Он хорошо был знаком с местными жителями и изучал их интересы. Прасол возил с собой все то, что нужно для крестьянина. Он был посредником между мелкими торгашами и купцами, ведущими крупные торговые обороты. Получалось, что прасолы вели торговлю средней руки. К примеру, крестьянка подбирала пучки щетины около своих свиней. Прасол их выменивал у нее за какую-нибудь сущую безделицу. Собирая по деревне такие пучки, он набирал их огромное количество и затем продавал купцу, который, в свою очередь, отправлял большую партию щетины уже на фабрику или за границу.
Прасолы обычно за покупку мелкого сельскохозяйственного товара деньги не тратили и почти всегда выменивали на свой простой галантерейный товар предметы прасольской торговли. Также прасолы давали крестьянину деньги без процентов, товары широкого потребления, рабочий скот и т.д.  Один из смоленских краеведов XIX века утверждал, что «прасолу крестьяне были всегда рады, а округ переходил от отца к сыну». Когда приходило время уборки хлеба, прасол приезжал и забирал у крестьян все, что они хотят продать с выгодой для себя: хлеб насыпал мерой (с верхом), пеньку брал  с привесом на каждый пуд по 5 фунтов. Хлеб шел в основном за уплату старых долгов, за пеньку прасол платил наличными, но ниже рыночных цен. Как видим, собственная выгода была на первом месте у прасолов, а вовсе не гуманное желание «помочь бедным крестьянам».
Существовали прасолы, торговавшие каким-то одним товаром: горшечники, барышники (лошадьми и рогатым скотом), торговцы сеном, чашками и т. д. Деятельность купцов по торговле хлебом, пенькой и конопляным маслом проходила следующим образом. Осенью торговцы ездили по помещикам Смоленской и соседней губерний для закупки продукции. Часто давался задаток задолго до срока поставки. Хлеб перевозился по зимнему пути. С последним грузом хлеба производился окончательный расчет между продавцами и покупателями. Богатые купцы имели своих торговых агентов, и, кроме того, мещане многих городов и многие крестьяне занимались мелочной покупкой хлеба и пеньки на базарах или ярмарках и по деревням.
Схема торговли могла быть также следующей. Известные купцы города для закупки продукции раздавали деньги менее богатым торговцам. Последние, в свою очередь, передавали деньги мещанам, которые разъезжались по деревням. Конечно, при подобной торговле все основывалось на доверии, так как не было ни залогов, ни векселей. Некоторые прасолы делали мелочные закупки на свои деньги, а потом большие партии сбывали оптовым торговцам или на базарах продавали непосредственно потребителям.
Вышеприведенные факты подтверждаются и указанием историка Смоленска XIX века С. Никитина: «Оптовая торговля значительных капиталистов включала в себя большой круг мелких торговцев. Последние кредитовались от первых, закупая все продукты в своей и соседних губерниях из первых рук земледельцев, свозили все в Смоленске и с пользою для себя продавали оптовым торговцам, составляя тем большую массу товаров; а главные торговцы, или негоцианты, отправляли эти товары ежегодно к портам и там продавали и меняли в другие государства, извлекая от того большие капиталы».
Прасольство получило широкое распространение в Рославльском и Дорогобужском уездах Смоленщины. Тамошние торговцы скупали у крестьян по дешевке пеньку, кожи, соль, мед, воск. Прасолы давали деньги под урожай, начисляя высокие проценты, и в сентябре по низким ценам забирали продукцию.
По мнению бывшего гвардейского кирасира Ю.К. Мейера, «прасол играл важную роль между крестьянином и купцом, избавляя селянина от поездок на далекую ярмарку, а хозяйке избы доставляя определенные выгоды. Кочевое племя прасолов по крупицам собирало по всей России сельскохозяйственную продукцию. Такие подвижники на Волге назывались тарханами, а в Малороссии — шибаями». Свою успешность они доказывали не только в России, но и далеко от своей исторической родины, за океаном.  Так, некий прасол Ерохин, эмигрировавший после революции в Америку, умудрился в 1950-е годы открыть во Флориде большой супермаркет…

Читайте также:
Рождество — время чудес. А потому даже самые...

Топ зимних мелодрам для тех, кто устал от одиночества
Для регионального бизнеса

В Смоленске в очередной раз искали «точки роста»


Сбербанк сокращает время трансграничных платежей для юридических лиц до 30 минут


Как смолянам быстрее зарегистрировать предприятие и начать бизнес
Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

 





Яндекс.Метрика