23.11.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Трубонаддув

Просмотров: 3366

Автор: Михаил Ивашин
Выпуск:

"Нет тут воды, понимаете? Нет. Там есть, а тут нет. И как вы планировали, я не знаю", - сказал генеральный директор СМУП "Горводоканал" Алексей Федоров нашему корреспонденту, когда тот пришел попить кофе и побеседовать об акционировании муниципального предприятия и инвестициях.

"Нет тут воды, понимаете? Нет. Там есть, а тут нет. И как вы планировали, я не знаю", - сказал генеральный директор СМУП "Горводоканал" Алексей Федоров нашему корреспонденту, когда тот пришел попить кофе и побеседовать об акционировании муниципального предприятия и инвестициях.

- Как-то случилось, что в "Портфеле" мы все больше с главами частных компаний встречаемся, и у меня впервые в рубрике "Лицом к лицу" руководитель муниципальной компании. "Горводаканал" уже начал акционироваться?
- Еще нет, но скоро. Пока вместе с "Теплосетями" стоим в очереди увидеть и узнать, что лежит под землей. Сейчас идет инвентаризация, параллельно мы занимаемся созданием геоинформационной системы. Работает топографическая экспедиция. Вот когда все точно будем знать, тогда и начнется собственно акционирование.
- А сроки?
- Только к новому году успеем. И то хорошо бы...
- Вы возлагаете надежды на будущее акционирование? Инвесторы в очередь, все такое...
- Ну прямо и в очередь.... Может быть, когда-нибудь, году этак к 2010, к 2112... А пока
100% акций будет принадлежать муниципалитету. Да если и будет реализация акций, то если не контрольный, то блокирующий пакет все равно будет у города. Даже точнее - именно контрольный. Вот вы говорите - инвестор. Любой горводоканал - это, в первую очередь,  система жизнеобеспечения. И только во вторую - инструмент для получения финансовой прибыли. Акции должны принадлежать порядочным людям. И, повторюсь, муниципалитету. Тут возникает вопрос - а кто он, инвестор? Насколько он экономически грамотен, как он намерен извлекать прибыль, чтобы не причинить ущерба потребителям?
- Но акционирование, не кривя душой, все равно развяжет вам в чем-то руки.
- Конечно. А какой это секрет? Больше появится свободы, можно будет воевать за тарифы.
- Ох, сдается мне, потребитель проиграет эту войну.
- Вы уж в зверей нас совсем не превращайте. Мы у всех на глазах умудрились нарушить три закона термодинамики, закон всемирного тяготения и половину принципов, по которым функционирует нормальная - я подчеркиваю, нормальная - экономика. Скажите, где вы видели такое, чтобы повышать процент тарифа на сумму, меньшую чем процент инфляции? Образуется дыра с большим знаком "минус". А мы умудряемся не то, чтобы работать, но и прибыль какую-то извлекать.
- Вы же убыточное предприятие.
- С чего это вы взяли? Смоленский "Горводоканал" - прибыльное предприятие. Даже несмотря на низкие тарифы.
- И куда идет прибыль?
- Каждый месяц отдаем бешеные, сумасшедшие деньги, возвращаем старые долги, которые мне в наследство достались. За четыре года мы отдали больше ста миллионов. На эти деньги можно было бы обновить весь парк техники.
- Повезло вам.
- Затраты параллельно снижаются - было 38% затрат на электроэнергию, теперь 35%. Современное оборудование все равно постепенно, но ставим. Меньше текущих ремонтов стало. В наших масштабах разница исчисляется десятками и сотнями тысяч рублей. Так что насчет убыточности - это зря.
- Я не так давно был в Польше, встречался с мэром города Вроцлава... Он страшно увлеченно рассказывал о том, как за счет привлечения инвестора они обновили чуть ли не полностью систему водоснабжения.
- Очень хорошо отношусь к западному опыту. Но поверьте специалисту: если и решили эту задачку в отдельно взятом городе, то не они сами. Точнее, не полностью сами. Евросоюз решил. Как, например, было в Праге? Вода подавалась по часам. Несколько лет назад они отгрохали обалденные очистные сооружения за 400 миллионов евро. Но это деньги Евросоюза, это мощнейшая поддержка. То же самое в Польше, в Румынии. В Румынии очистные наладили за 250 миллионов евро. Нам-то такие деньги не выделяют...
- И, тем не менее, польский мэр напирал на то, что пришли именно внешние частные инвесторы.
- Одно другого не исключает. А почему нет? Если это длительный инвестпроект... Мы тоже к этому идем. Есть городская инвестиционная программа, есть своя, внутренняя производственная инвестпрограмма. И они вписываются, интегрируются в общую программу, которую нам разработал Санкт-Петербургский институт. Ну, вы знаете... Мы считали, разумеется - сколько и на сколько надо вкладывать, чтобы получить отдачу. При этом все должно быть скоррелировано с тарифной политикой - население же не должно страдать... Учитывать возможности муниципального бюджета, потому что социальные дотации какие-то должны быть в любом случае.
- Вы видите сейчас в России, в регионе, в ЦФО... Не знаю еще где - людей, которые были бы готовы инвестировать в городской водопровод? Которые только и ждут отмашку? Или пока это еще считается закапыванием денег в землю?
- Такие люди есть. Только для того, чтобы привлечь их, нам надо самим иметь четкое понимание: что у нас есть, к чему мы идем. Нужно какое-то время, чтобы все это понять, просчитать и уж тогда выходить на рынок с конкретными предложениями.
- А пока - монополист.
- Монополист
- Иначе нельзя?
- Почему нельзя? Можно. Все можно. Хоть хрустальную водонапорную башню построить. Хоть трубы платиновые проложить. На все нужны деньги.
- А пока монополист.
- Я пока работал на атомной станции, тоже смотрел сквозь пальцы. Ну, ЖКХ, ну подумаешь, ну такие они. Это отдельная отрасль, которая работает по всем законам любого - промышленного, пищевого, нефтеперерабатывающего ли предприятия. Сложнейшая инфраструктура, в которой все увязано. К чему уже мы пришли? Я деньги заплатил? Будьте добры, господин Федоров, услугу предоставьте! И вас совершенно не волнует, как я это сделаю. Нормальное отношение в уравнении "потребитель - поставщик услуг". Так что жизнь все равно расставит по своим местам. Нам всем придется изыскивать пути реконструкции сетей. Иначе будет крах. Причем крах полный и бесповоротный. Когда уже придется не обновлять постепенно, а делать все и сразу. Чем это чревато, пояснять не буду - и так, по-моему, все понятно.
- На господина Федорова в суд не подавали? За не предоставленную услугу?
- Нет, ну мы делаем, естественно, перерасчеты. Хотя нервы надо железные иметь - когда тебя за день сто-двести раз обзывают. Вот звонит человек, и мне возразить-то нечего... И сижу, и слушаю, и понимаю, что все мои объяснения, что авария там из-за того, что трубу как сорок лет закопали, так ни разу и не выкапывали, пока она не сгнила окончательно - так вот, по сути мои объяснения гражданину на том конце провода глубоко до форточки. Глубоко фиолетово. И он прав! Понимаете, он прав. И мы оба это понимаем. Таково положение вещей.
- Бремя человека.
- Нда.... Или строители иногда поражают своим подходом. Вот я здесь дом строю - значит дай воду и все. Вопрос - как они все это планировали? Я говорю: здесь нет воды. Нету. Иногда смотришь - коттеджный поселок, строительство уже к крышам подбирается. Приходят - дай воду. Говорю - не дам. Тут нет воды. Ну вот же, проходит водовод, отвечают. Ну и что, что он проходит? Тут нет воды. Пропускная способность трубы не зависит от социально-политического строя в государстве. Нет тут воды. Дает там скважина 64 куба и больше она не даст, хоть вы десять поселков постройте вокруг. В Европе такого нет. Там есть заключение геомониторинга. Собираются люди, смотрят - нет воды. И все молчат, потому что это самое подробное описание всех возможностей водопроводных сетей и водоносных слоев. А у нас все по русской традиции получается - "горе не беда, мы эту скважину в пойме реки пробурим". Что это зона затопления, никто не думает - надо срочно хоть как-то, но воду дать.
- Я знаю, что вы в свое время покатались по миру. Вот были вы в Европе, в Америке и еще где-то.
- В Африке.
- Каким ветром занесло?
- С приятелем решили съездить посмотреть.
- Отвлекусь от темы - про вас слухи ходят, что вы чуть ли не полиглот. Врут?
- Врут. Я знаю только английский и испанский. Немецкий пытался долго учить, потом понял: не мой язык.
- А испанский и английский свободно?
- Я на испанском лучше говорю, чем читаю, а на английском наоборот. Я же два года на Кубе работал, строили атомную станцию. Там больше приходилось говорить, чем читать. Зато в США за 10 дней 7 письменных экзаменов перед допуском на атомную станцию пришлось сдать на английском.
- Ну ладно. Итак, были вы в Европе, изучали наверняка местные коммунальные системы. Насколько они прибыльны там? Я имею в виду для акционеров.
- Во время экскурсии по Барселоне показывают гигантский стеклянный небоскреб. "Акбар", по-моему, называется. Обратите внимание, говорит гид, а теперь слева водяная компания "Барселона". И глядя на этот небоскреб, вы тут же начинаете четко и ясно осознавать: вода в Барселоне не дешевая. И это на самом деле так. Она действительно не дешевая. И в Германии тоже не дешевая. Вот парадокс, разница традиционных подходов по организации производства: у нас почему-то считается, что вода дорогая, а водоотведение - попросту говоря, канализация - должна быть дешевле. Хотя это на самом деле не так. По энергоемкости водоотведение гораздо затратнее. В Германии расценки устанавливает правительство федеральных земель, там есть дифференцированные тарифы, но пропорция почти везде одинаковая: вода - дешевле, канализация дороже. В 2006 году один из самых массовых тарифов делился так: куб воды и куб водоотведения - 2 евро. Вода стоит 80 евроцентов,  1 евро 20 центов - водоотведение. 70 рублей на наши деньги. У нас тогда было 22-23 рубля.
- Но и доходы в Германии другие.
- Доходы другие. А энергозатраты везде одинаковые.
- Но цены на расходные материалы - те же трубы, ниже.
- И вы туда же... Да, можно купить подешевле у некоторых российских производителей. Но зачем? Зачем, спрашивается, если ты знаешь, что через три месяца придется эту трубу выкапывать, потому что она ненадежна? Как говорят англичане, "мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи".
- Французы. Французы, а не англичане так говорят.
- Да. Французы. Вот как раз где деньги, которые закапывают в землю. Естественно, мы начинаем считать: это дешевле взять в Голландии, арматуру в Чехии, что-то у наших, в Липецке, потому что у них тоже хорошее качество. О какой дешевизне может идти речь, если мы закупаемся все в той же Европе?
- И ни слова на русском?
- Ну почему же. Что-то приобретаем российское. С Липецком, например, плотно сотрудничаем. Мы, как и любой нормальный потребитель, ищем оптимальное соотношение "цена-качество".
- И никаких предрассудков, сплошной космополитизм в вопросе муфт, труб и заглушек?
- Абсолютный, хотя приятнее поддерживать отечественного производителя

Читайте также:


Новый порядок применения ККТ на контроле общественников


Заявить о льготах по налогам на имущество можно уже сегодня


Более 350 налогоплательщиков заслушаны на комиссиях по легализации объектов налогообложения в...


Эффективность работы по профилактике коррупционных проявлений зависит от работы кадровой службы и...
Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

 





Яндекс.Метрика