18.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 АНАЛИЗ

Лицензионные кнуты, сертифицированные пряники

Просмотров: 2836

Автор: Юлия АНДРЕЕВА
Выпуск:

Лицензионные кнуты, сертифицированные пряники Этим летом и осенью правительство проявило заметную активность по внесению в порядок лицензирования различных видов деятельности. Чего стоит, например, отмена госмонополии на клеймение драгоценных металлов или перемены в порядке лицензирования фирм, работающих на рынке ценных бумаг.

Этим летом и осенью правительство проявило заметную активность по внесению в порядок лицензирования различных видов деятельности. Чего стоит, например, отмена госмонополии на клеймение драгоценных металлов или перемены в порядке лицензирования фирм, работающих на рынке ценных бумаг. «Портфель» провел сезонные наблюдения за наиболее выдающимися подвижками в законодательстве.

От Москвы до самых...

Все началось еще два года назад с передряг на алкогольном рынке. В столь далекое прошлое мы обращаться не станем, а вот события последнего года, пожалуй, вспомнить все-таки стоит. Сначала было введение новых акцизных марок, причем введение такое поспешное, что не все реализаторы, экспортеры и производители успели сбыть алкогольную продукцию со старыми акцизами. Тоскливые полупустые прилавки винных магазинов и страшные сны представителей парфюмерного бизнеса о том, что на флаконы с Shanel придется наклеивать такие же акцизки, как и на водку, - все это последствия нового лицензирования деятельности по производству и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В конечном итоге лицензирующим органом в сфере алкогольной продукции стал Россельхознадзор, а для пущего контроля ввели и систему ЕГАИС. Складывается впечатление, что алкогольному бизнесу сначала отпустили вожжи, дали возможность проявить себя без твердой государственной руки, а затем, в нужное время, наши отрицательные моменты и побочные действия свободы совести производителей. Причем внимание общественности всеми силами заостряли на негативных факторах. Тогда у многих аналитиков появилось подозрение, что дело идет к госмонополии на спиртное. И действительно, в правительстве вели довольно активные разговоры на эту тему. Не прекратились они и до сих пор. Просто сейчас их ведут куда более осторожно и не так настойчиво - и выборы на носу, да и новый кабинет министров... А вот подогревать интерес народа к различного рода отравлениям и негативным действиям спирта продолжают до сих пор.

Теперь внимание главного санитара страны Геннадия Онищенко переключилось на  дешевые антизапотеватели и размораживатели для автомобильных стекол. Под удар попала только продукция отечественного производителя. Этот сценарий мы знаем. Скоро увидим по телевизору, как алкоголики демонстративно тянут к губам флаконы «Клаксона» или «Северной трассы». Следом подорожает иностранная химия: ведь только она и останется, а кто не захочет подзаработать на прихотях властей? А затем отечественным химзаводам придется или перепрофилироваться, или получать какие-нибудь очередные лицензии, или клеить дорогие акцизы на свой товар.
Нельзя сказать, что в результате всех этих изменений народ перестал спиваться, а на прилавках стало меньше контрафактного алкоголя. Зато кое-чьи интересы теперь точно учтены. Речь, в первую очередь, идет о «ГлавСпиртТресте» и еще парочке-другой крупных, практически непотопляемых игроков алкогольного рынка. Соблюдены, разумеется, и интересы самого государства. Начав откатывать изменения в лицензировании - правда, не без десятка грабель, государство плавно (а кое-где этот процесс проходил почти параллельно) перешло к деятельности по организации и проведению азартных игр.

Новые правила для старых игроков

Кипучая работа по приведению в порядок алкогольного и игорного бизнеса в правительстве велась практически одновременно. Да и ситуации в этих сферах были похожими. И там и там сначала царил едва ли не полный произвол. Автоматы и столбики распространились повсеместно. Бизнес на них не сделал только ленивый. А потом снова душераздирающие репортажи в прайм-тайм. В это самое время наблюдалась небывалая активность правительства и президента в решении этой проблемы.  «В один мешок - и в море», - решили наверху. На первое время придумали суровые требования к участникам бизнеса, а потом и вовсе решили создать четыре игорные зоны. Ссылка, надо сказать, оказалось не слишком жестокой.  Зоны создали в Калининградской области, Алтайском крае, Приморском крае, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Скажем мягко, регионы далеко не самые бедные. Поиграть в казино там есть на что.
Так что крупные акулы игорного бизнеса не пострадали и чувствуют себя, судя по всему, довольно комфортно. При этом налоги на игорный бизнес увеличили почти вдвое. И если раньше они шли в местные бюджеты, то теперь - только в федеральный. Снова сработали не в ущерб себе. При видимом ужесточении и завинчивании гаек, на деле, как и в случае с алкоголем, пролоббировали интересы крупного бизнеса, да и бюджет попутно пополнили. Будет чем распоряжаться.
Примерно с теми же целями, но другими средствами проводили изменения в лицензировании строительной, финансовой и ювелирной деятельности. Впрочем, обо всем по порядку.

К морю синему пришли, море синее зажгли...

В случае со строительным бизнесом ситуация развивалась по другому пути. Вместо ужесточения режима пошли по пути его ослабления. Еще весной строителям разрешили саморегулироваться. Саморегулируемые организации создали своего рода связующее звено между властью и непосредственными участниками бизнеса. Потом  поменялась схема получения разрешения на строительство. Изменения в лицензировании деятельности заставили изрядно понервничать строителей. Напомним, тогда заметно  поменялась процедура оформления  документации. Если еще в прошлом году застройщики сначала сдавали проект на экспертизу госкомиссии в составе Ростехнадзора, Росстроя и других структур, комиссия вносила необходимые коррективы и выдавала строителям на руки готовый проект, в этом году все уже иначе. Этап, на котором комиссия рассматривала проект, убрали. Следовательно, все заботы по грамотному составлению проекта пришлось взять на себя  застройщику. Логика этого изменения понятна: комиссия вовсе не обязана переделывать проекты застройщиков. Куда проще и лучше, если застройщик сразу предлагает грамотно и качественно составленную документацию.
Еще весной строители опасались, что это нововведение существенно увеличит сроки строительства. Тогда в здании №2 областной администрации, что на Октябрьской революции, состоялось более чем бурное совместное заседание застройщиков и представителей органов власти. Строители сетовали на несовершенство нормативной базы и предрекали стагнацию в отрасли. Однако все быстро устаканилось, сегодня такого пессимистичного настроя уже нет: «Если фирма хочет работать быстро, качественно и грамотно, она будет это делать в любом случае, - считает генеральный директор ЗАО «Монолит» Петр Степанов. - И наша фирма, и, насколько мне известно, остальные застройщики смогли работать по новым правилам без особенных проблем».
Зато особенные проблемы могут возникнуть у потребителя. Ведь государство фактически самоустранилось от решения строительных вопросов и предоставило им полную свободу. Забавно, но даже пожарных отстранили от приемки зданий. Постановление правительства, освобождающее Госпожнадзор от необходимости контролировать безопасность зданий на стадии строительства, вышло буквально через две недели после изменения в процедуре получения разрешения на строительство. Эксперты тогда прогнозировали рост цен на жилье: ведь застройщики должны были закладывать риски на случай того, что пожарные завернут уже готовое здание. Впрочем, рост цен на недвижимость - явление постоянное, так что связывать его с каким-то одним фактором, по меньшей мере, глупо.
На сегодня все остались при своих интересах: что бы ни происходило на рынке недвижимости, государство как бы ни при чем, и без того шаткое положение простых людей стало еще более шатким.
Похожая картина: продолжают зарабатывать деньги и крупнейшие туристические фирмы, которым в начале этого года тоже пришлось изрядно понервничать.
С 1 января 2007 года обязательное лицензирование туристической деятельности отменили вовсе. Вместо него ввели Единый федеральный  реестр туроператоров. Если туроператор в него попал, то это равнозначно получению лицензии. Кроме того, «в тему» издали Закон «О фингарантиях турфирм». По нему за любой испорченный отдых отвечают банки или страховые компании, сотрудничающие с туроператором. А туроператоры, в свою очередь, обязаны отчислять банкам и (или) страховщикам деньги за потенциальные риски. В свое время многие опасались, что это приведет к уничтожению и разорению мелкого и среднего туристического бизнеса. Однако это оказалось не совсем так. Крупная рыба съела рыбу средних размеров, а мелкая рыба, то бишь фирмы-дистрибьюторы путевок, осталась при своих. Только пять смоленских турфирм закрылись с начала 2007 года, и то я бы не стала связывать это напрямую с вступлением в силу нового закона. Да и путевки не слишком подорожали.
«Путевки подорожали! - настаивает Дмитрий Морозов, директор смоленского турагентства «Здравтур». - Ведь нам ничего не оставалось, как заключать контракты с крупными туроператорами на их условиях». «Кстати, долгожданные фингарантии не смогли уберечь некоторых смолян от испорченного отдыха», - признаются в некоторых смоленских фирмах «Смоленсктурист». Как видно, мнения разошлись. А вы полностью довольны своим отдыхом?
Теперь обратимся к более свежим идеям и задумкам правительства. Видимо, после не очень удачного опыта с ужесточением (вспомним то же пресловутое лицензирование производства алкогольной продукции) правительство все же решило пойти по пути послабления. Тем более что опыт лицензирования строительной деятельности показал: пряники бывают не хуже кнута. 

Когда пробу негде ставить

Из новинок: отмена госмонополии на клеймение драгметаллов. Раньше ставить пробы на колечках и прочих украшениях мог только один госорган - Пробирная палата, филиалов которой на всю страну насчитывается всего 18. Теперь ставить пробы на золоте, серебре и платине и получать от этого доход может фактически любая желающая организация. При единственном условии - необходимо получить лицензию на этот вид деятельности. Другой вопрос, насколько такой бизнес окажется прибыльным. Ведь теперь вообще ювелирные изделия клеймить необязательно. Но как считает директор сети ювелирных мастерских Игорь Щербаков, люди у нас еще не до такой степени доверчивы, и тому есть причины. «Все боятся нарваться на подделку. Поэтому, я уверен, в ближайшие несколько лет они все еще будут придирчиво искать пробу на ювелирных украшениях. Зато с другой стороны, отсутствие необходимости клеймить драгоценные изделия  позволит изготовителям изрядно сэкономить время. Не нужно будет отправлять каждую партию в Москву и дожидаться, пока на изделия поставят клеймо». Это, в свою очередь, сократит транспортные расходы, а следом и себестоимость продукции.
Государство, правда, пока оставляет за производителем право решать: самостоятельно клеймить или нет только ту ювелирную продукцию, что предназначена на экспорт. Безусловно, это даст возможность отечественным компаниям значительно увеличить объемы поставки ювелирных изделий за рубеж. К тому же крупным производителям позволят клеймить изделия прямо у себя на предприятии. Словом, пока, куда ни глянь, в отмене клеймения на поверхности лежат одни сплошные плюсы.
Только что-то подсказывает, что события могут начать разворачиваться по совсем другому пути. Отмена необходимости ставить пробу на изделиях практически неизбежно провоцирует выброс на рынок огромного вала подделок. По городам и весям пойдут лоточные торговцы золотом. Или возникнут подпольные цеха, как это было в случае с водкой. Потом по телевизору покажут какую-нибудь убитую горем невесту, колечко которой оказалось подделкой, или какой-нибудь подобный душераздирающий сюжет. Потом в верхах стукнут кулаком по столу. Скажут: «Хватит!» Монополию на клеймение введут, а заодно и поговорят о введении госмонополии на производство ювелирной продукции. Почему нет? Ведь все у нас имеет свойство повторяться и перекликаться. А пока все идет своим чередом. Государство фактически самоустранилось и начинает наблюдать за развитием ювелирного рынка.

Ценный посредник

Как, похоже, и собирается наблюдать за развитием финансового рынка, отчасти самоустранившись от происходящего на нем. 
Теперь для получения лицензии на работу с ценными бумагами необязательно обращаться непосредственно в Федеральную службу по фондовым рынкам (здесь и далее - ФСФР).
Напомним, что лицензии  ФСФР необходимы при:
- осуществлении брокерской деятельности
- осуществлении дилерской деятельности
- осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами
- осуществление депозитарной деятельности
- осуществлении клиринговой деятельности
- ведении реестра владельцев именных ценных бумаг
- организации торговли на рынке ценных бумаг
- управлении инвестиционными фондами
- управлении паевыми инвестиционными фондами
-управлении негосударственными пенсионными фондами

Между задействованными на рынках предпринимателями и федеральной структурой появился посредник - саморегулирующаяся организация, в законодательных актах именуемая тревожно-неблагозвучной аббревиатурой СРО. Именно СРО станут теперь заниматься вопросами лицензирования работы с ценными бумагами. По приказу ФСФР, который к нынешнему дню уже вступил в действие, за получением лицензии на осуществление финансовой деятельности нужно обращаться в саморегулирующуюся организацию. Однако это не означает, что и лицензию будут выдавать СРО. Лицензирование деятельности на рынке ценных бумаг по-прежнему закреплено за ФСФР. Каким образом будет работать приказ ФСФР России «О внесении изменений в Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 06. 03. 2007 № 07-21/пз-н»? В первую очередь стоит сказать, что процедура лицензирования все же упростилась. Желающий получить лицензию подает документы в саморегулирующуюся организацию. Если с документами все в порядке, то СРО ходатайствует в ФСФР о выдаче лицензии соискателю. При этом саморегулирующаяся организация также вправе самостоятельно вместе с ходатайством направить все собранные документы в лицензирующий орган, то есть в федеральную службу по фондовым рынкам.
В СРО участники финансового рынка будут сдавать и отчетные документы. Организация будет проводить все необходимые проверки и контролировать работу своих членов. «Создание подобных организаций практикуется во всех развитых странах, - объясняет председатель комитета экономической безопасности Ассоциации торгово-промышленных палат Центрального федерального округа Дмитрий Каплин. - Как правило, участники рынка после получения лицензии и сами становятся членами СРО. Сегодня такие организации фактически исполняют роль посредника между  государственной властью, задействованными на рынке профессионалами и их клиентами. Впрочем, приказ не настаивает в категоричной форме, чтобы участники рынка при получении лицензии действовали именно через СРО. Однако напомню, что по решению Конституционного суда саморегулируемые организации - это, в первую очередь, общественная организация. А следовательно, она несет в себе ряд публичных функций и обязательств, тем самым защищая общество. Кроме того, два действующих закона определяют концепцию СРО. Несмотря на то, что становление таких организаций проходило не административно, а снизу, от этого, собственно, и название «саморегулируемая», в сравнении с любой другой некоммерческой организацией СРО наделена куда большими правами и обязанностями. К таким организациям выдвигается ряд жестких требований. Немаловажно, чтобы при каждой такой организации был создан компенсационный фонд. И  он тоже стимулирует заинтересованность в надзоре СРО за своими членами».
Ничего не скажешь, остроумный ход, особенно если учитывать ситуацию на финансовых рынках у нас стране. Случись что - и государственные власти окажутся ни при чем. Они насильно никому лицензий не выдавали, это СРО ходатайствовало. К ним и все вопросы. Если в стране появится новый «Хопер-инвест» или «МММ», то государство не виновато. Это все СРО ходатайствовала, у нее и специальный фонд есть, на случай крайней необходимости. Из него же, в случае чего, можно и всевозможные компенсации выплачивать. 
Государство контролирует бизнес старым, как мир, методом кнута и пряника. Когда это нужно, оно ослабляет требования. Но ослабляет умело и там, где это может привести к удобным для властей же последствиям. Кто удержится от соблазна открыть игорный зал, когда в стране эпидемия игромании? Или, скажем, отлить колечко с добавлением не 58 с половиной процентов золота, а с 30 процентами, а затем продать его по цене золотого? Ведь ставить пробу теперь необязательно... Но потом обязательно будут приняты меры, интересы общества отстоит мудрая государственная власть. Где-то завинтят гайки. А где нужно - ослабят... Жизнь продолжается. Только надо учитывать, что кнуты теперь все сплошь и рядом лицензионные, пряники сертифицированные. Только гайки пока без пробы.

Читайте также:
Стало уже привычным, что  мобильный телефон...

Интернет в мобильном телефоне доступен каждому
ЦФО, РФ – ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (NYSE:...

В Центральном федеральном округе растет популярность мобильного ТВ
Не будем лишний раз говорить о пользе мобильной...

Связь с близкими без затрат
Каждый из нас хотя бы раз в жизни пытался...

Gorodnews и арт - студия «Grizaill» объявляют новый конкурс
Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

 





Яндекс.Метрика