Минусовая полемика
Просмотров: 3437
Выпуск:
Редактор журнала "Портфель" Михаил Ивашин и ведущая программы "Портфель" на РЕН ТВ Смоленск Наталья Акаева спорят: произойдет ли наложение двух минусов - традиционного летнего сезонного падения деловой активности в городе на эффект кризиса? И если да, чем это может обернуться для предпринимателей и потребителей?
Михаил Ивашин:
Если вы искали предлог не работать, вот он, пожалуйста! Остальные - вперед!
Ученые - они такие: супом не корми, дай только поспорить. Один из любимых споров ученых - почему вымерли мамонты. Заметьте, почему-то судьба шерстистых носорогов и саблезубых тигров ученых не особо волнует. Зато о судьбах мамонтов они готовы спорить до хрипоты. Одни говорят, что мамонтов истребил неизвестный науке микроб. Другие - что их съели саблезубые тигры - после того как разделались с шерстистыми носорогами. Третьи настаивают: виноваты голодные и хитроумные в своем голоде первобытные люди. Четвертые что-то доказывают про слишком теплые мамонтовые шубы и глобальное потепление... Ну и так далее. Ученые единодушны лишь в одном: мамонты вымерли, и мир их праху. Это факт, а факты - вещь суровая.
Вот еще два факта, которые, на первый взгляд, с мамонтами никоим образом не связаны. Первый: сезонное падение деловой активности существует, сколько бы мы ни пытались внушить себе обратное. Лето - сезон отпусков и дач, какие уж тут покупки... Факт второй: мы все пребываем в состоянии невнятного ожидания то ли чуда, то ли падения в пропасть. Некоторые люди называют это кризисом, но суть от этого не меняется.
Итак. Дадут ли эти два минуса, умноженные друг на друга, плюс? Ответ - и не судите за нарочитый примитивизм, двояковыпуклый: "и да и нет".
Я точно знаю, для кого это лето будет успешным: если вы искали предлог не работать, вот он, пожалуйста! И кризис, и сезонный спад продаж - отговорок хоть отбавляй. На тему кризиса насочиняли неимоверное количество умных, недоумных и откровенно глупых рекламных слоганов. Один из самых удачных (я серьезно!), на мой взгляд, фордовский "Кризис - это время для умных".
Вот пример: этим летом у части достопочтенной публики нет денег даже на демократичную Турцию. Зарплату задерживают, сократили, другие причины...Значит, люди останутся в городе. Будут ездить на дачу, ходить в магазины. Какие-никакие, но все же деньги будут крутиться здесь, не уйдут столичным туроператорам и хитроумным сынам Ататюрка. Вводите маркетинговые программы, культивируйте скидки и распродажи... Не кидайтесь тапками и прайсами в поставщиков - я говорю не о финансовой схеме, а о настроении.
Город пестрит баннерами на слепых окнах магазинов и офисов: аренда, аренда, аренда. Действует угнетающе, кто же спорит. А может быть, это время разрабатывать новые подходы к торговле, искать принципиально новые стимулы и каналы коммуникаций с потребителем? Заодно и с арендодателем поторговаться: он тоже человек, вдруг скинет...
Минусы, наложенные друг на друга, - это повод линять, менять старую шкурку на новую.
Я люблю ученые споры. И если когда-нибудь вдруг устроят всемирное голосование на тему "Почему вымерли мамонты", я поддержу того парня, который выдвинул версию о слишком теплых мамонтовых шубах. Они не успели адаптироваться и вымерли.
Но мы ведь не мамонты, правда?
Наталья Акаева: Работать придется много. А получать меньше.
Давать неблагоприятные прогнозы сейчас как-то немодно. Зачем призывать неприятности на свою голову? Вот все волновались - кризис грядет, будет кризис! Докричались - получили. С оптимизмом нужно смотреть вперед, настроиться на вектор благоприятных возможностей...
Останавливает только одно - верили уже однажды в светлое будущее, был грех. Одной уверенности оказалось мало - оптимизму не помешает некоторая доля реализма.
Лето - это маленькая жизнь. И молодежь хочет прожить ее так, чтобы не было мучительно. По данным исследователей "Левада-центр", практически все, кто успел привыкнуть к отдыху в Турции, пожертвуют многим, чтобы снова там оказаться. Там же останутся деньги. Вернутся молодые люди для того, чтобы зарабатывать, а не тратить. Да, многие из тех, кому за тридцать, от отдыха откажутся. Но впадут в режим жесткой экономии. И лучше вырастят редиску на даче, чем купят ее в магазине. Про дорогие покупки и досуг не стоит и говорить.
Работать придется много, даже тем, кто забыл, что это такое. А получать меньше. Это бьет по нервам. Не спасают даже вести с фондовых площадок. Наша надежда и опора - нефть - дорожает. А что толку? Падение темпов производства достигло 17%, а закаленной российской инфляции не страшны даже низкие цены на энергоносители. Вот и получается - денег нет, а жизнь совсем не дешевеет. Разрабатывай новые стратегии, ищи подходы к клиенту, да хоть изобрети водородный двигатель - кто все это купит?!
А традиционного резкого спада активности летом, возможно, и не будет. Скорее всего, нас ожидает плавное сползание.
Вся надежда на чудо, самое обыкновенное - однажды мировая экономика нащупает наконец дно. И тогда ей понадобится наше сырье. Заживем! А пока подкопим потенциал... Или, пользуясь образами оппонента, подкожный жирок, как у мамонтов. А там гляди и шубу не придется продавать. Выживем? Может быть. Мы - толстокожие...