Абел Аганбегян: Нужно повышать производительность труда!
Просмотров: 3366
Автор: Денис Никитас, nikitas05@yandex.ru
Выпуск:
Эксклюзивное интервью журналу «Портфель» во время недавнего своего приезда в Смоленск дал академик РАН Абел Аганбегян.
Уникальный багаж знаний и опыта, которым обладает этот человек заставляют прислушиваться к каждому его слову. Удивительная строгая последовательность изложения, всегда нетривиальные примеры на каждую ситуацию завораживают слушающего. Да и само звание этого человека уже вселяет как минимум уважение.
Абел Гезевич Аганбегян – заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Родился 8 октября 1932 г. в Тбилиси.
Кандидат экономических наук (1957), доктор экономических наук (1963), профессор. В 1964 году избран членом-корреспондентом, а в 1974г. – действительным членом Академии наук СССР.
В 1961 г. приглашён в Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР (Новосибирск, Академгородок), где создал лабораторию экономико-математических исследований. С 1966 г. был директором института.
Основал в 1970 г. и многие годы был главным редактором популярного экономического журнала «ЭКО». Участвовал в создании в 1983 г. Всесоюзного клуба директоров (ныне – Международный клуб директоров) и является Президентом этой, по сути, первой в стране неформальной организации, действующий до сих пор.
В 1985 г. переведён в Москву Председателем Комиссии по изучению производительных сил и природных ресурсов (КЕПС) при Президиуме АН СССР, избирается академиком-секретарем Отделения экономики и членом Президиума АН СССР.
С 1989 г. на протяжении тринадцати лет работал ректором Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, а с 1992 г. – при Правительстве Российской Федерации.
С 2002 г. – заведующий кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Автор (соавтор) 20 монографий и около 400 научных и учебно-методических трудов, опубликованных не только в России, но и в 15 зарубежных странах.
- Абел Гезевич, на проведённом журналом «круглом столе», я услышал мнение о нехватке кадров в регионе, и в первую очередь рабочих и технических специалистов. Как видится этот вопрос в целом по экономике?
- Я бы поставил вопрос так: глобальной нехватки кадров нет. Напротив, есть переизбыток рабочей силы, наличие избыточной численности сотрудников на предприятиях и в организациях большинства отраслей и сфер деятельности. Это связано с низкой производительностью труда, которая в целом по народному хозяйству в 2,5 раза ниже, чем в Европе, и в 3 раза ниже, чем в Японии и США. Значительная часть этого излишка происходит из-за организационных причин, низкой эффективности управления. Другая причина – устарелость и отставание в технике и технологии. На промышленных предприятиях работает техника, средний срок которой – свыше 15 лет, в то время как старой считается она уже при сроке свыше 10 лет. В энергетике значительная часть агрегатов не менялась уже 30-40 лет. То же самое в лёгкой промышленности, в ряде отраслей машиностроения, на транспорте и т.д. Поэтому мы имеем втрое более высокую энергоёмкость и вдвое более высокую материалоёмкость общественного производства в сравнении с западными странами, в том числе скандинавскими с более суровым климатом.
Посмотрите, какая высокая интенсивность труда в вузах развитых стран. В Гарварде профессор при занятиях по программе МВА ведёт 70 студентов, в России – 20. При этом профессор успевает за время лекции резюмировать теоретические положения, опросить слушателей по заранее проработанному ими кейсу, и непременно пошутить для разрядки. В Оксфорде или Кембридже, да и в других английских университетах, студенты получают превосходное образование при числе аудиторных занятий втрое ниже, чем у нас, делая ставку на их самостоятельную работу под руководством тьютора. Эффективность получения знаний растёт в разы.
А возьмите эффективность работы больниц и врачей. В передовых странах коек в больницах и врачей в 1,5-2 раза на 100 тысяч чел. меньше. При этом смертность ниже в 1,5 раза, а детская – в 2 раза и продолжительность жизни на 10 лет дольше.
Вместе с тем, многие предприятия реально сталкиваются с нехваткой рабочих профессий. Остро встала проблема дефицита, например, квалифицированных станочников, сварщиков, инструментальщиков. В сознании людей сменились приоритеты. Рабочие профессии не котируются. Многие родители не видят своих детей в роли квалифицированных рабочих.
Вот вам пример. Ткацкая фабрика в городе Лакинске Владимирской области. Значительная часть женского населения работает на этой фабрике, но их сыновья и дочери в большинстве получают высшее образование по другим специальностям, и фабрика вынуждена всё больше привлекать для работы неквалифицированных мигрантов из Средней Азии, обучая их.
- Абел Гезевич, какие пути решения есть?
- В советское время, ругайте её – не ругайте, была система подготовки рабочих кадров, были многочисленные ФЗО и технические училища, в которых граждане получали бесплатное образование. Но в 1990-е годы вся эта система самоликвидировалась. Расширилась платность обучения. И никто уже не хочет платить за себя, чтобы стать станочником. Крупные предприятия ещё могут позволить содержать за счёт собственных средств такие обучающие центры. Среднему и малому бизнесу – это не по карману.
Пример вам близкий – смоленский «Кристалл». Чтобы подготовить квалифицированного огранщика, выполняющего норму и качественно делающего свою работу, обычно требуется до 3-х лет, из которых полгода – обучение, в конце которого норма выполняется на 80%. А кроме знаний и навыков, для этой профессии ещё нужны и способности. Благодаря главным образом наличию квалифицированных кадров рабочих и инженеров, это предприятие стало передовым в мире, выпускающим самые качественные бриллианты, пользующиеся неизменным спросом лучших ювелирных фирм.
Поэтому мой ответ на ваш вопрос – надо воссоздать разрушенную систему. Ситуация, когда государство готовит кадры и требует отработать вложенные деньги – нормальная. Но готовить специалиста за свой счёт и не получать ничего взамен – неправильно. И бизнес-заказ здесь вполне мог бы существовать. Формы оплаты могут быть разные. Тот же банковский образовательный кредит. Кредит возвращается с отсрочкой, начало выплат совпадает со временем трудоустройства студента на заранее оговорённое предприятие. В течение 5-10 лет кредит возвращается.
Когда возможно бесплатное всеобщее образование? Это возможно, когда подоходный налог в бюджет составляет около 40% заработка, как это имеет место быть в Англии или в Канаде. У нас подоходный налог – 13%. К тому же они ещё и плохо собираются. Поэтому бюджетных мест в вузах России – около половины при мизерной стипендии. В США, допустим, при рождении ребёнка родитель ежегодно обычно выделяет 5% своего дохода на обучение ребёнка. Эти деньги находятся на специальном счёте, и они не облагаются налогом. Даже при поступлении в госуниверситет своего штата, минимальная плата за обучение в год составляет 10-15 тыс. долл., а в частных университетах доходит до 30-40 тыс. долл.
- Абел Гезевич, вы являетесь членом Совета директоров – независимым директором Российского электротехнического концерна «Русэлпром». Как в такой крупной компании выстраивается политика в отношении персонала?
- Для начала следует сказать, что продукция заводов концерна – электродвигатели, генераторы, гидрогенераторы, электроприводы, системы электронного управления. Покупка данной продукции для потребителя – инвестиционные затраты. А в кризис такие затраты обычно откладывают. Поэтому выручка концерна в 2009г. серьёзно сократилась. Нужно было проявить ценовую гибкость, перейти к агрессивной маркетинговой политике, серьёзно сократить все затраты и, тем самым, снизить точку безубыточности. К сожалению, этого вовремя не было сделано. Чтобы быстро выправить сложившуюся ситуацию, в исполнительную дирекцию концерна была приглашена команда молодых, амбициозных менеджеров. У них очень хорошее образование, но не так много опыта. Была активизирована работа торгового дома, предприятия обеспечивались заказами и стали восстанавливаться. К настоящему времени практически достигаются докризисные показатели, концерн стал прибыльным, успешно расплачивается с долгами, возникшими в кризисное время.
Но на производстве стоит задача – повышение производительности труда, снижения материалоёмкости и повышения качества продукции. На повестке дня – освоение инноваций. Поэтому значительно повышены требования к квалификации кадров. В составе концерна 4 крупных конструкторских бюро, научно-исследовательский институт. Могу сказать, что сейчас мы испытываем нехватку руководителей и хотим внедрить проектное управление. Очень тяжело с кадрами финансистов и трудно найти маркетологов, которые работают не на сегодняшний день, а смотрят вперёд. Есть нехватка высококвалифицированных конструкторов. На отдельных предприятиях, особенно Ленинградском электротехническом заводе, есть нехватка высококвалифицированных рабочих.
Концерн «Русэлпром» не монополист, он работает на конкурентном рынке, где активно продвигается, с одной стороны, дешёвая китайская продукция, а, с другой стороны, высококачественные изделия Siemens и General Electric. Острую конкуренцию ведут с нами другие электротехнические объединения и предприятия России и Украины. Пока мы поднимаемся быстрее: за полугодие рост производства у концерна составил более 50% при среднем в России – 11%.
Но с каждым месяцем трудности нарастают и «лёгкой жизни» не ожидается. И для себя концерн ставит три задачи в ближайшее время. Первая – это повышение качества продукции, вторая – финансовое оздоровление, третья – внедрение инновационных разработок. Решение всех трёх задач зависит, в первую очередь, от кадров. Их подбор, эффективность расстановки, карьерный рост, материальное стимулирование – главные приоритеты.
СПРАВКА
Электротехнический концерн «РУСЭЛПРОМ» - отечественный производитель генераторов, гидрогенераторов и электродвигателей для различных отраслей промышленности, ведущий научно-конструкторский и инжиниринговый центр отечественного электромашиностроения. (Кстати, как сообщает Алевтина Черникова, МИСиС завершил строительство Инжинирингового центра)
Концерн основан в 1991 году. Формирование производственной и научно-конструкторской базы концерна завершилось в 2003 году.
Концерн объединяет 12 производственных предприятий, инженерно-конструкторских компаний и организаций: ООО «ПО «Ленинградский электромашиностроительный завод» г. Санкт-Петербург, ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» г. Сафоново Смоленская обл., ОАО «Владимирский электромоторный завод» г. Владимир, ООО «Русэлпром-Инжиниринг» г. Екатеринбург, ЗАО «НПП «Русэлпром-Электромаш» г. Санкт-Петербург, ОАО «НИПТИЭМ» г. Владимир, ООО «ВЭМЗ-СПЕКТР» г. Владимир, «Русэлпром-Оснастка» г. Москва и др.