29.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 АНАЛИЗ

Самый «здоровый» бизнес: от «А» до «Я»

Просмотров: 2912

Автор: Елена Кадкина, журналист, elekadkina@mail.ru
Выпуск:

«А» – аптека. «Я» – яд. Есть ли между ними что-то общее?

Безусловно. Мы все помним чашу и змею, всегда готовую поделиться своим ядом. Благо люди давно изучают свойства этих веществ, многие из которых в умеренных количествах превращаются в лекарства. Последние, в свою очередь, поставляются на прилавки аптек, а потом отпускаются нам по рецепту врача или без оного. В результате все счастливы: производитель заработал, продавец заработал, мы потратились, зато вылечились, если повезло, конечно. А когда не везёт? Не везёт, например, когда яд снова становится ядом, а кто-то не успевает проследить за этим: в силу независящих от него обстоятельств или же в силу зависящей от него выгоды (что, согласитесь, гораздо обиднее). Разобраться во всех тонкостях жизненно важного бизнеса непросто, ибо затрагивая исключительно деловую составляющую, можно упустить главное – ведь здоровье важнее всего, не так ли?

Кому доверить своё драгоценное?
Куда пойти: в аптеку или аптечный пункт? Рядом с домом или недалеко от работы? Решиться на обращение к новому специалисту или продолжать консультироваться с давно знакомым? На эти вопросы отвечать помогали не только профессионалы, но и посетители аптечных учреждений. Данные опроса подтверждают высказывания Юлии Кириенковой, владелицы нескольких аптек и аптечных пунктов «Фарма Вита»: «Люди обращаются в первую очередь к специалисту, поэтому мы так тщательно следим за подбором кадров. Например, у нас в штате есть фармацевт, к которому совершается целое «паломничество» – настолько хорошо он помогает в выборе лекарств».

«Ну а, может, обратимся к врачу?»
В этой связи наблюдается тенденция даже к привлечению врачей для работы в аптеках. И надо сказать, что наличие консультирующего доктора является сильным конкурентным преимуществом. Вот что по этому поводу говорит исполнительный директор сети «Индустрия здоровья» Евгений Елизарьев (между прочим, человек, долгие годы возглавляющий сферу контроля качества лекарств в Смоленском регионе, и фактически один из первых её создателей): «Несмотря на то, что люди сегодня становятся более внимательными к своему здоровью, времени на это самое здоровье, на посещение больниц у них почему-то становится всё меньше. Аптекари, конечно, этим пользуются: «У нас вы можете проконсультироваться с врачом». И всё бы хорошо, да только люди часто забывают о разнице между терапевтами и узкими специалистами, которые им в действительности необходимы. Тем более что вам такого посоветует врач, чего не посоветует хороший провизор? Учитываем и тот факт, что, к примеру, анализы вы в аптеках не сдаёте – данных маловато, для того чтобы ставить диагноз, для того чтобы без опаски комбинировать средства. Тем более, подумайте сами, является ли такой консультирующий доктор лицом заинтересованным?» Вторит нашему собеседнику статистика: «Не имеющий рецепта клиент аптеки в 50% случаев консультируется насчёт лечения с провизором, а более 40% хотели бы посоветоваться с врачом прямо в аптеке».

Дым Отечества или заграничный лоск?
Российская привычка сначала терпеть до последнего, а потом заниматься самолечением непостижимым образом сочетается с растущим спросом на дорогостоящие препараты (в первую очередь импортные), видимо, следуя логике: «Если не поможет, то хотя бы не навредит, оно ведь дорогостоящее, а значит, и качественное». Если бы всё было так просто…
Статистические данные говорят о том, что удельный вес лекарств отечественного производства на российском рынке в натуральном выражении составляет около 60%, однако в денежном выражении на их долю приходится всего 30%. Так какие лекарства выгоднее продавать? Специалисты неохотно дают комментарии по этому поводу. Наверное, всё дело в патриотизме.

«А конкуренции-то я пока не заметил…»
Статистикой делится с нами Е.А. Елизарьев: «На нашем фронте всё относительно спокойно и с качеством аптечных учреждений, и с их количеством. Всего их, кстати, по данным Росздравнадзора, 614 на территории Смоленской области, 277 из них – юридические лица, остальные – ИП. Конечно, появляются новые игроки, естественно, не всем удаётся закрепиться, найти свою нишу – например, не всем под силу организовать аптеку, это, действительно, непростое образование, кому-то проще работать исключительно с аптечными пунктами».

Меняем чистоту бизнеса на сверхприбыль?!
Руководитель Росздравнадзора по Смоленской области Владимир Дятлов также утверждает, что наш регион относительно спокоен как для клиентов аптек, так и для предпринимателей, их организующих: «У нас всё относительно тихо и мирно. Хотя в скором времени ситуация может измениться. И связано это с законодательной базой: на сегодняшний день не прописана обязательная подача информации от поставщиков и «оборотчиков» лекарственных средств, которые могут быть фальсифицированными. И если раньше фальсификацию можно было выявить в день поставки и не допустить неэффективную и даже опасную продукцию до клиента, то сегодня делать это становится всё сложнее. Из задержанных нами в прошлом месяце 5500 упаковок проблемных средств  925 попали в оборот. Притом что в среднем мы задерживаем 2000 упаковок в месяц. Статистика неутешительная.
Стоит упомянуть о том, что проблема эта очень субъективная, а для кого-то она является источником сверхприбыли (по договорённости между поставщиком и продавцом) – прибыли с продажи средств с истекающим или истёкшим сроком годности. Но помимо этого брака, есть ещё другой, более опасный его вид – брак производителя, который также можно не выявить вовремя. То есть сейчас всё у нас завязано на добровольности или на совести, как хотите. А вот какая у нас совесть: из всех аптечных учреждений только 76 заключили договор о добровольной подаче информации о поступающих лекарственных средствах, из 18 существующих оптовиков только 6 в этом списке. А самое страшное, что с таким трудом выявленные фальшивки не подлежат обязательному уничтожению, их отправляют обратно поставщику. Внимание, вопрос: не пустит ли он их снова в оборот?» Попробуем ответить сами.

Чем у нас грешат, и какое наказание может последовать?
«Грехи» в этой сфере самые разнообразные: начиная с продажи средств без рецепта и выбрасывания аптечного мусора в соседнюю урну, заканчивая оборотом фальсифицированных «лекарств». Наказания: от штрафа и аннулирования лицензии до более тяжких, если задействованы уже правоохранительные органы и суды. На смоленском рынке громкие разбирательства – редкость. Он достаточно послушен.

Сверхприбыль, ау! Государство не допускает?
Вопреки распространенным стереотипам сверхприбыль в этом бизнесе получить невозможно. Мы, конечно, рассматриваем только чистое ведение дел. Прыгнуть выше крыши аптеки не могут, потому что цены на многие лекарственные средства регистрируются государством. Так что расценки и у сетевиков, и у независимых предпринимателей находятся примерно в одном диапазоне. Наценка на жизненноважные лекарственные средства не может составлять более 25% (в Смоленске средняя розничная надбавка на сегодняшний день составляет 24,4%), средняя же надбавка на все лекарственные средства не превышает 30%.
К примеру, Ю.А. Кириенкова говорит, что при этом очень часто происходят скачки в ценах: «Конечно, это процесс закономерный, ведь всё дорожает. Но для клиента, особенно если он пенсионер или человек, заинтересованный в товарах для ребёнка, становится ударом сколько-нибудь существенное повышение цены после нескольких лет удержания её на одном уровне».
Как мы видим, речи о сверхприбыли не идёт. Однако стоит отметить, что аптечный бизнес приносит довольно стабильный доход: предприятие окупается примерно через 1-3 года при стартовом капитале не менее 500 тысяч рублей (стартовый капитал для открытия и успешного функционирования аптечного пункта). По некоторым данным, валовой объём продаж крупной аптеки в Смоленске равен 1 - 5 млн рублей в месяц. Отсюда несложно рассчитать прибыль, равную примерно 30% (размер наценки).

Интересное о важном:

1. Мы в Москву или Москва к нам?
«Москва, как правило, встречает конкурентов из других городов неласково. Да наши бизнесмены туда особо и не рвутся. А что касается московской экспансии, ни для кого не секрет, что существует ряд сетей, которые открывали аптеки в нашем регионе и вскоре закрывали их. Объясняется это в первую очередь тем, что у них здесь нет своих складов, а значит, нет такой надёжности в сфере хранения лекарств, в вопросе своевременной поставки их», - говорит Е.А. Елизарьев .
2. Хватает ли квалифицированных кадров?
Кадровая политика в аптечном бизнесе, как мы уже сказали, невероятна важна. Все единодушно сошлись во мнении, что кадров для смоленского региона хватает. Однако у многих есть претензии к качеству этих кадров. «Не то чтобы подготовка плохая, но она могла бы быть и лучше», - делится своим мнением по этому вопросу один из наших собеседников.
3. Реклама, скидки, льготы – да?
Большинство владельцев аптек понимают: реклама нужна, несмотря на то, что аптечный бизнес имеет дело с первоочередными человеческими потребностями, т.е. аптеки не могут быть непопулярными среди населения. Хотя, безусловно, реклама им нужна в гораздо меньшей степени, чем большинству других сфер предпринимательства.
Во многих аптеках предусмотрены скидки для льготных категорий населения, скидки выходного дня, накопительные дисконтные карты, различные специальные акции и пр. Набирает обороты сотрудничество с больницами, которое на сегодняшний день проводится на конкурсной основе.
4. Существует ли тенденция к организации именно сетей,
к объединению в ассоциации?
Да, такая тенденция характерна как для российского рынка в целом, так и для смоленского в частности.
5. Узкоспециализированные аптеки, форма самообслуживания.
Эффективны ли в Смоленске?
Подавляющее большинство аптек в Смоленской области пользуется универсальной формой торговли. Универсальная аптека – учреждение, предлагающее не только целый ряд лекарственных препаратов, но и средства личной гигиены, товары для детей и т.д. Владельцы аптек говорят, что пока создание узкоспециализированных учреждений (например только с товарами для диабетиков) в Смоленской области вряд ли будет эффективно. Форма самообслуживания (продажа лекарств по рецепту через прилавок, остальные – в свободном доступе) в нашем регионе всё же присутствует, но в небольших количествах. Статистика говорит, что показатели у аптек с открытой формой торговли, как правило, выше. Однако выбор формы в первую очередь зависит от количества потребителей. Если проходимость – 10-15 тыс. человек в день, то можно пробовать продавать открыто.

Экспресс-опрос:
Почему вы выбираете ту или иную аптеку?
40% — выбор зависит от местоположения аптечного учреждения (рядом с домом, работой, по пути и т.д.).
35% — обращение к конкретному специалисту.
15% — выбирают фирму.
10% — затрудняются с ответом или выражают равнодушие по этому поводу.


Евгений Елизарьев

Юлия Кириенкова

Читайте также:
Рождество — время чудес. А потому даже самые...

Топ зимних мелодрам для тех, кто устал от одиночества
Для регионального бизнеса

В Смоленске в очередной раз искали «точки роста»


Сбербанк сокращает время трансграничных платежей для юридических лиц до 30 минут


Как смолянам быстрее зарегистрировать предприятие и начать бизнес
Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

 





Яндекс.Метрика