Андрей Шульман: «Во втором классе перечитал всего Гоголя»
Просмотров: 7283
Выпуск:
Одни получают «энное» количество высших образований в надежде найти себя и преуспеть, а другие, не имея ни одного, строят сногсшибательную карьеру.
Яркий такой пример - Андрей Шульман, генеральный директор компании «Саморезик.ру»: человек, который считает, что лучше быть лидером в малом, чем посредственным во многом.
Биографическая справка:
Андрей Ильич Шульман родился в 1979 году в Донецкой области в Украине.
С 1994 года живет в Смоленске.
В 1999 году закончил Смоленский строительный колледж по специальности «инженер-строитель».
В 1999-2001 гг. работал инженер-строителем и по совместительству коммерческим директорам в одной из фирм.
В 2001 году совместно с Валерием Жупиковым создал и возглавил компанию «Саморезик.ру».
Закончил несколько программ в рамках МВА. Женат, трое детей.
На старт, внимание, марш!
- Андрей Ильич, каков же все-таки был путь от выпускника школы до крупного предпринимателя?
- После школы я поступил в Смоленский строительный колледж, по окончании которого получил специальность «инженер-строитель». Потом устроился работать каменщиком, но совсем ненадолго – через две недели нашел работу по профессии, а вскоре начал также по совместительству работать коммерческим директором на производстве тротуарной плитки. Но, опять же, вся моя работа в качестве наемного сотрудника длилась относительно небольшой период – всего два года. Потом я занялся своим бизнесом и с тех пор, вот уже 11 лет, ничем другим не занимаюсь. А что касается высшего образования, то я окончил несколько курсов по программе МВА - Open University. Поскольку МВА, как правило, получают в качестве второго высшего или дополнительного образования, а у меня нет и первого, то выходит, что, де-факто, высшего образования у меня нет.
- Вы говорите, что в какой-то момент решили сменить роль наемного сотрудника и стать руководителем. Как это произошло?
- Откровенно говоря, большую роль сыграли не зависящие от меня обстоятельства: работодатель не позволил совмещать работу с дальнейшей учебой, да и моя мотивация в качестве наемного сотрудника оставляла желать лучшего. Так как терять мне было нечего, я пошел на эксперимент. Направление деятельности было выбрано совершенно случайно, это было почти не связано с моей предыдущей деятельностью. Хотя изначально мы с будущим партнером Валерием Жупиковым собирались работать с тротуарной плиткой. Решение о смене работы мы приняли осенью и хорошо понимали, что тротуарная плитка – очень сезонная продукция, и нам нужно было какое-то время чем-то заниматься. Решили, что до весны, то есть до того, как начнется, что называется, сезон, нам нужно вести какую-то другую деятельность. Мы подумали и выбрали крепежные изделия. Тогда это было одним из многих направлений, которые были актуальны в нашем городе: ниши были абсолютно свободны. Потом вышло так, что до весны мы уже успели так плотно войти в это поле деятельности, что решили уже не заниматься тротуарной плиткой, а продолжить то, что начали.
- То есть сомнений в том, что нужно заниматься именно собственным бизнесом, не было?
- Сомнений не возникало по причине отсутствия альтернативного выбора. Уровень дохода в качестве наемного сотрудника на предыдущей работе, условия и мотивация оставляли желать лучшего. А успехи, которые с самого начала сопутствовали нам, такие мысли окончательно развеяли. Первые где-то года два работа отнимала катастрофически много времени: у нас вообще не было выходных, рабочий день заканчивался в районе полуночи. Поэтому даже думать о том, заниматься или не заниматься бизнесом, уже не было. Это была в каком-то смысле борьба за выживание, которая со временем структурировалась, оформилась в четкую стратегию и в определенный период времени перешла в один из главных интересов жизни. Сейчас у нас в компании шестьсот сотрудников, а поначалу нас было всего двое. В тот или иной период приходилось выполнять самые разные функции: быть грузчиком, продавцом, фасовщиком, экспедитором, торговым представителем… Я осознанно выбрал менеджмент: сначала изучал его с помощью самообразования, а потом, когда этого стало уже недостаточно при определенном масштабе бизнеса, потребовалась помощь опытных преподавателей.
Жизненные опыты
- В школе вам нравилось учиться?
- Мне было интересно учиться, и учился я достаточно хорошо. Сначала даже был отличником, но потом какие-то предметы мне наскучили, и я начал уделять им меньше внимания. Например, еще в начальных классах я очень интересовался химией. Разумеется, такого предмета у нас тогда еще не было, но нам с ребятами это было так интересно, что во втором классе мы создали даже свою, так сказать, подпольную лабораторию с разными препаратами, которые всякими способами добывали в школе. Помню, мы делали достаточно серьезные опыты: на переменах выстраивались толпы сверстников и наблюдали за нами. И вот я с нетерпением ждал, когда же у нас начнется химия. И дождавшись, совершенно разочаровался: оказалось, что большая часть уроков сводится к формулам на доске.
- Серьезные опыты во втором классе? Видимо, вы были очень любознательным ребенком.
- В детстве я много читал: это было моим любимым занятием. Причем я связываю это даже не столько со своей любознательностью, сколько с тем, что в те времена практически не было альтернативных развлечений. То есть вполне возможно, что, будь у меня тогда, например, Sony Play Station или компьютер с выходом в Интернет, я бы так много не читал. Телевизор у нас появился, когда мне было лет 10: естественно, черно-белый, с двумя каналами. Но мне было неинтересно смотреть его, потому что в книгах разворачивались более увлекательные сюжеты. А вообще, увлечений было много: это и шахматы - в 7 лет уже даже был победителем первенства нашего поселка, и путешествия какие только возможны были в том возрасте - мы брали с ребятами карту местности и обследовали окрестные территории. Интересов, на самом деле, была масса: мы собирали радиоприемники, строили телескопы, писали какие-то произведения в литературных кружках…
- Вы говорите, что ваше детство прошло в небольшом поселке. На ваш взгляд, это плюс или минус?
- Для меня это, конечно, плюс. Многие ценности, которые были заложены во мне в детстве, были заложены определенными обстоятельствами. И я не уверен, что, если бы я рос в какой-то другой среде, они были бы такими же. Допустим, мое отношение к труду, людям, к жизни, во многом были сформированы книгами, а также определенными ограничениями, которые накладывала на меня в детстве экономическая ситуация в моей семье. Не будучи ограниченным в чем-то, возможно, у меня не было бы такого стимула к тому, чтобы добиваться поставленных целей.
Шахматы и «Вино из одуванчиков»
- Удалось ли Вам при всей загруженности сохранить любовь к чтению?
- Были разные периоды, но сейчас я вернулся к тому, что снова читаю достаточно много. Причем это литература разной направленности. Если это касается менеджмента, то читаю в основном какие-то учебники. Или, например, мне нравится то, как пишет о маркетинге Джек Траут. Многое, что я узнаю, стараюсь применять на практике. Разумеется, с художественной литературой отношения особые. Сейчас решил перечитать Рэя Брэдбери, это один из любимых писателей моего детства. Особенно нравится его «Вино из одуванчиков»: впервые прочитал эту книгу в 8 лет, но не очень понял. А вот позже вернулся к ней и совершенно переосмыслил содержание: книга сильно повлияла на мое мировосприятие в целом, на отношение к себе и к другим людям. Кстати, очень люблю Гоголя, я перечитал его полностью еще во 2-м классе. И не могу не выделить таких любимых авторов, как Сэлинджер, Хэмингуэй, братья Стругацкие.
- А кроме шахмат чем-то еще занимались?
- Если говорить о спорте, то я, в общем-то, не спортсмен. Занимался одно время кунг-фу и фехтованием. Но в фехтовании, например, всегда брал хитростью: я фехтовал левой рукой, и многим противникам просто неудобно было со мной состязаться. Хотя с более опытными это не проходило. А сейчас на спорт уже не хватает ни времени, ни сил. Правда, пару раз в год обязательно выбираюсь покататься на сноуборде и горных лыжах и также освоил виндсерфинг. Периодически хожу в бассейн, чтобы хоть как-то компенсировать свой офисный уровень физической активности. Люблю еще по лесу потопать с компасом: пройдешь километров двадцать – очень приятная усталость появляется.
Мысли: все свое ношу с собой
- Насколько загружен ваш рабочий день?
- Моя работа связана теперь уже в основном со стратегическими вещами, оперативным управлением я почти не занимаюсь. Приходится много размышлять и придумывать что-то, при этом привязки к рабочему месту нет. Соответственно, о работе я думаю практически все время, и сложно «отключить» мозг, скажем, в 6 часов вечера и ни о чем не думать. Поэтому рабочие мысли я, как правило, «уношу» домой, иначе – никак.
- То есть все стратегические планы вашей компании лежат на вас?
- На самом деле, у нас есть даже специальный отдел, который этим занимается, но без моего участия не обходится. Этот участок работы слишком важен для компании и интересен для меня лично, чтобы его полностью делегировать.
- Помните, как заработали свои первые деньги?
- В 7-м классе мы с товарищем придумали интересный способ заработка: собирали бутылки, а потом сдавали их. Причем у нас даже была «своя» территория: мы в парке брали катамаран и собирали бутылки с поверхности воды. «Заработок» окупал катамаран, и даже оставалось еще на мороженое. Так вот, на это время как раз пришлась инфляция, и как-то вышло так, что ровно за один день бутылки подорожали раз в 20. Я начал ящиками скупать минералку: воду выливал, а бутылки сдавал. Конечно, это был недолгий, но прибыльный «бизнес», теперь так не бывает. Хотя это были, наверно, не первые деньги. До этого я весь год по выходным работал на рынке, продавал крышки для консервирования, газеты и т.д. В то время многие уже начинали подрабатывать «челноками», и в том числе этим занималась моя тетушка. Она-то и привлекла меня к такой деятельности.
Преступления и наказания
- И вот теперь вы сам – руководитель. Насколько строго относитесь к подчиненным?
- С разными людьми я веду себя по-разному. Большое значение в моем отношении к сотруднику играет его отношение к труду и личная ответственность. Я считаю, что человек должен отдавать себя выбранной работе либо отказаться от нее в пользу человека, которому эта работа нужней. К сожалению, достаточно много людей не разделяют подобных принципов. Если же сотрудник не удовлетворяет дисциплинарным или профессиональным требованиям компании, то нецелесообразно тратить нервы друг друга – нужно просто расстаться. Для людей целеустремленных и способных я всегда стараюсь найти возможность реализовать свой потенциал.
- Кстати, в Вашем офисе достаточно интересный дизайн. Вы сами принимали участие в его разработке?
- Да, дизайн я придумывал в общих чертах сам, хотя, конечно, привлекал дизайнера, чтобы тот его обустроил с учетом стиля. Вообще, я отношусь к дизайну скорее как к нагрузке, чем как к удовольствию. И, кстати, в моем кабинете посетители бывают не так часто. У нас это вообще не очень-то принято – ходить в кабинеты друг друга. Все деловые вопросы мы решаем по Skype, электронной почте или посредством внутреннего корпоративного портала. Хотя этим, конечно, ограничиваться не приходится.
О потрясающем
- Хватает ли времени на отдых?
- Каждый год я стараюсь брать паузу три–четыре раза и отдыхать. Хотя работу все равно приходится брать с собой даже в отпуск. Современные системы коммуникаций позволяют не быть привязанным к рабочему месту.
Как правило, езжу либо на какие-то горнолыжные курорты, либо на море, люблю также посещать разные исторические центры. В целом был, наверное, в уже более чем двадцати странах.
- Расскажите о местах, которые вас особенно впечатлили.
- Впечатлила меня очень сильно Польша, конкретнее – известный лагерь смерти Освенцим. Посетивший это место человек вряд ли станет фашистом. Если говорить о странах, то каждая страна чем-то выделяется. Например, запомнились кубинцы: их ценности близки к тем, что были у людей в Советском Союзе. Они, в отличие от современных россиян, не уделяют особое значение ценностям материальным, хотя и живут достаточно бедно. В мире много всего интересного и запоминающегося: архитектура Праги, уютные улочки старого Кракова, гармоничность Швейцарии, красота украинских девушек, древняя культура Таиланда. Но для меня самое интересное в каждой стране - наблюдать за жизнью людей, населяющих ее. Только так можно понять эту страну, потому что места, специально обустроенные для туристов, везде одинаковы. Каждая страна интересна по-своему, но все-таки нет ни одной, на которую я бы променял Россию.
Блиц-опрос
Ваш главный мотивирующий фактор в бизнесе: ответственность, восприятие бизнеса как хобби, профессиональное развитие.
Поставьте по степени важности – я, семья, бизнес: семья, я, бизнес.
Вы больше всего цените в людях: честность, ответственность, умение доверять.
Ваше жизненное кредо: жить в гармонии с собой и со своей совестью в частности.
Если бы можно было оставить у себя только одну книгу, то это была бы книга: Биография Че Гевары (автор Пако Игнасио Тайбо). А вообще я бы постарался оставить хотя бы две.
Мнение о персоне
Эдуард Степанов, друг:
- Говоря об Андрее, на ум не приходит абсолютно ничего плохого: это очень положительный, добрый, отзывчивый человек. Я знаю его уже лет десять: когда-то мы вместе работали, с тех пор и дружим. Говорят, что друзей много не бывает, так вот Андрей Шульман для меня действительно такой друг, в котором я уверен как в себе самом. Думаю, это у нас взаимно.
Валерий Жупиков, партнер по бизнесу:
- Андрей Шульман, безусловно, - личность. Работать с ним не так уж и просто, потому что это человек, который постоянно развивается и требует этого от других. Он очень требователен, всегда строг к тем, кто нарушает какие-то правила. Не перестаю удивляться его целеустремленности, настойчивости, умению анализировать ситуации. Кстати, общаясь с Андреем по работе и вне ее, иногда кажется, что это – разные люди. Всю свою строгость он оставляет в рабочем кабинете, а за его пределами это невероятно добродушный человек, милосердный, отзывчивый и понимающий.
|
|
|
Эдуард Степанов, друг
|
|
Валерий Жупиков, партнер по бизнесу
|
|
|