Под знаком санкций и обвала рубля
Просмотров: 2911
Автор: Михаил Евдокимов
Выпуск:
С экономической точки зрения завершающийся 2014 год оказался абсолютно непредсказуемым. И хотя многие эксперты (как экономисты, так и далекие от этой профессии люди) все же озвучивали собственные версии того, с каким результатом мы подойдем к концу текущего года, однако их прогнозы в итоге даже отдаленно не смогли приблизиться к действительности. Во многом - из-за произошедших крупных геополитических изменений в государстве.
Бюджеты в дефиците
Присоединение Крыма с населением в два миллиона человек и хлынувший на территорию ряда российских областей (Смоленщины в том числе) поток беженцев (общей численностью примерно в еще один миллион человек) резко увеличили население страны, не обеспеченное работой и необходимой ресурсной базой. И государству волей-неволей пришлось тратить на них средства, которые не были предусмотрены ни в бюджете, ни в других источниках (кроме, конечно же, резервного фонда, который все же существует в стране). А в России есть всего два источника компенсации подобных расходов - это Пенсионный фонд и региональные бюджеты. Так что фактически все регионы недополучили денег на развитие, что стало причиной заметного сокращения социальных программ, особенно перспективного типа, таких как здравоохранение.
Вместе с этим в бюджете резко уменьшилось количество денег, предназначенных для выплат бюджетникам, что последние практически сразу ощутили на себе: платить стали не только меньше, но и с опозданием. Недофинансирование региональных бюджетов (особенно районных и муниципальных) очень болезненно сказалось и на населении, и на поддержке бизнеса. К тому же в стране продолжается укрупнение банковской системы, что тоже не прошло бесследно: в ходе этого процесса Смоленщина потеряла практически все свои местные банки. Все это в свою очередь сильно ударило и по туристическому бизнесу: за короткое время «посыпались» многие туристические операторы, а многие смоляне в итоге и остались без отдыха, и потеряли свои деньги.
Если прибавить к этому введенные Западом санкции (хотя их влияние на нашу экономику больше скажется в следующем году, нежели в нынешнем), рост курса иностранной валюты, который серьезно разогнал инфляцию за счет заметного подорожания всех импортных товаров (полную силу этот процесс набрал к декабрю, когда подорожало практически все; впрочем, в этом в значительной мере виноват и сложившийся ажиотажный спрос), падение цены на нефть (которая к концу года оказалась на очень опасной грани - 65-60 долларов за баррель) и нулевой экономический рост, то станет очевидно, что практически весь текущий год мы прожили лишь благодаря высокой цене на нефть и газ в первом квартале 2014-го. Не будь у нас столь удачного старта, сейчас все было бы гораздо хуже.
Зимние игры в плюсе
С другой стороны, нынешний год оказался среднеурожайным, то есть не хуже, но и не лучше, чем предыдущие годы. А введенные санкции (уже со стороны России) заметно поддержали местных производителей в осенний период. Выросли объемы сельскохозяйственного производства и переработки собственного сырья. Хотя в целом в большинстве регионов центральной части страны производство животноводческой продукции все же заметно снизилось, что можно объяснить в первую очередь нехваткой трудовых ресурсов и необходимых капиталов. Но благодаря тому, что осень выдалась относительно теплой, нам удалось сэкономить энергетические и некоторые другие ресурсы. Этому же способствовал и состоявшийся не так давно перевод часов на зимнее время.
Но самой главной экономической удачей уходящего года стала, как ни странно, Олимпиада в Сочи. Впервые за всю мировую историю зимних Олимпиад она оказалась прибыльной, во многом за счет обильного притока иностранной валюты в нашу страну в начале года.
Однако насколько хорошо и многообещающе 2014 год начинался, настолько плохо и тревожно он теперь подходит к концу. Впрочем, в целом это выводит текущий год под ноль, за исключением разве что инфляции: к концу года, только по официальным данным, она составит больше девяти процентов. Да и валюта, как ни крути, подорожала больше чем на сорок процентов, что вызывает небывалый ажиотажный спрос на доллары и евро, отток капиталов из страны и недостаток инвестиций в будущую российскую экономику.
Вопрос санкций
Но каковы бы ни были причины, сейчас куда важнее осознать одно: мы оказались в совершенно новых условиях, к которым не успели подготовиться ни экономически, ни психологически. Причем это касается не только простых граждан, для которых подобное положение дел в принципе привычно, но и людей, стоящих во главе страны. Да и по времени это произошло настолько быстро, что приспособиться ко всему произошедшему при всем желании нам вряд ли удалось бы. В течение всего года в экономическую политику государства вводились коррективы, большинство из которых вступит в силу в начале 2015 года или чуть позже.
Государство ищет новые способы получения денег, а таковых несколько. Первый и самый действенный - повышение всех видов налогов (на физических лиц, на коммерческие компании, на проведение многих операций) и акцизов (в новом году цена на подакцизные товары будет только расти; это касается и алкоголя, и табака, и, конечно же, бензина).
Второй путь - отпустить валюту в свободное плавание, дабы рынок мог сам регулировать спрос и предложение. Сюда же относятся законы, которые касаются деофшоризации экономики и позволяют упорядочить валютные потоки как из страны, так и в страну.
Понятно, что одна из самых сложных проблем будущего года - это вопрос санкций. Как показало время, они оказали серьезное влияние не только на российскую экономику, но и на экономику других стран, и ни к чему хорошему в будущем привести точно не могут. Уже сейчас бизнес активно ратует за поиск компромиссов и, конечно, за то, чтоб впредь политика как можно меньше вмешивалась в экономическую деятельность. А так как выборы грядут во всех странах, и в отечественном, и в иностранных правительствах начинают понимать, что ссориться с бизнесом в преддверии таких событий чревато крайне неприятными последствиями. Недаром ведь во Франции Саркози возглавил крупнейшую оппозиционную партию страны. Он прекрасно понимает, какие настроения сейчас царят в народе, и фактически занимается популизмом, но очень успешно.
И, конечно, создание с 1 января 2015 года общего экономического союза даст новый стимул и для развития общей инфраструктуры, и для выработки общей экономической политики, чего на сегодняшний день нам очень не хватает. Так что будем надеяться, что странам удастся преодолеть ярко проявившиеся к концу года противоречия. Так, Россия осталась недовольна действиями братской республики, которая, несмотря на действующие запреты и санкции, продолжает провозить на территорию нашей страны импортные товары.
Малый бизнес в фаворе
Естественно, с нового года большие перемены грядут и в сфере продовольственных поставок: на смоленских прилавках появится продукция таких поставщиков, о которых мы раньше и не слышали (например, из Ирана, Аргентины или Северной Кореи). Сложно сказать, как быстро смоляне привыкнут к непривычной продукции и привыкнут ли вообще. Пока что точно можно утверждать лишь то, что новые товары займут свои места на полках ближе к весне.
Еще один очень важный момент: если раньше государство всеми силами и любыми способами стремилось взять под контроль малый бизнес, стараясь вывести его из тени, то в новых обстоятельствах появится необходимость дать ему новые поблажки или вернуть прежние. К примеру, уже сейчас вовсю обсуждается возвращение в киоски алкоголя и сигарет, запрет введения новых налогов на малый бизнес и так далее. А так как малый бизнес в отличие от крупного имеет гораздо меньше возможностей для вывода капиталов за пределы родной страны, то некоторое время государство будет заинтересовано именно в его развитии.
К тому же, опасаясь роста безработицы, власти серьезно усилят контроль за прибывающими в страну мигрантами. Закон о «нерезиновых» квартирах и его реализация направлены именно на решение этого вопроса.
И, как и в уходящем году, самой главной и одновременно самой сложной задачей 2015 года станет борьба с инфляцией, которая продолжит стремиться только вверх. Найти способ остановить этот процесс будет очень сложно, но если в следующем году мы скатимся в гиперинфляцию, то действующему правительству не останется ничего иного, как подать в отставку.
К сожалению, решение многих вопросов зависит вовсе не от нас, а от внешних обстоятельств. Так, мы не можем заранее знать, какой выдастся нынешняя зима – теплой или холодной. А значит, не можем предсказать, стабилизируется ли цена на энергоносители, ведь если стоимость нефтяного барреля упадет ниже отметки в шестьдесят долларов, это станет настоящей катастрофой. Мы не можем заранее знать, в каких погодных условиях пройдет сельскохозяйственный сезон и каким будет будущий урожай. Что же касается политики, то в 2015 году хуже быть уже попросту не может: сейчас мы фактически наблюдаем начало холодной войны, так что ситуация либо останется на прежнем уровне, либо изменится (пусть ненамного) в лучшую сторону.
Сделать более точное и детальное предсказание того, что ждет всех нас в следующем, 2015 году, невозможно. Ясно одно: нас ждет самый сложный и неопределенный год со времен перестройки. В экономике все может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону, но в том, что 2015 год станет переломным, сомневаться точно не стоит.