29.11.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 ПОТЕНЦИАЛ: ТОП-ЛИЧНОСТЬ

Максим Шкадов: «Мой бизнес – это слалом»

Просмотров: 4935

Автор: Елена Василенкова, vasilenkova@tm-print.ru
Выпуск:

Генеральный директор крупнейшего в России алмазоперерабатывающего предприятия рассказал журналу «Портфель» о военном стиле в управлении, поиске алмазов, хаосе на рынке, хоккее и любимом кино.

- Максим Александрович, расскажите, как вы появились на «Кристалле»? У вас ведь первое высшее образование непрофильное — вы военный. Как офицер попал в алмазогранильную отрасль?
- В начале 90-х я служил в Германии, и как раз начался вывод войск, все разваливалось на глазах. Тогда перед многими встал вопрос: что делать? Вариантов-то особо не было, только возвращаться. Но куда? Уже было понятно, что программа, которую предлагали немцы, российской стороной сорвана. Нам ведь обещали полностью поменять городок на городок. Однако Россия сказала: «Ничего не надо строить, давайте деньгами». Когда наш «летучий отряд» поехал на разведку, он оказался буквально в чистом поле. К сожалению, в армии в то время делать было нечего, требовалась гражданская профессия. Мой отец тогда возглавлял предприятие, и я решил прийти на завод. Сначала пошел работать на одно из совместных предприятий, там прошел все ступени: от ученика огранщика до инженера-технолога. Закончил вуз по специальности. В 1993-м начался бум в нашей отрасли, в Смоленске было открыто пять совместных предприятий. Одно из них мне и предложили возглавить. А через пять лет Юрий Николаевич Ребрик позвал меня на должность своего заместителя по внешнеэкономическим делам. С октября 1999 года я здесь и нахожусь.

- Вы начали свою карьеру с работы ученика огранщика. Но ведь ваш отец возглавлял предприятие. Наверное, был у вас и более короткий путь к руководящей должности?
- Может быть, этот путь и более короткий, но менее перспективный. На «Кристалле» сложилась своя система: если хочешь добиться здесь чего-то, понять что-то, то нужно все пощупать своими руками. Отец сказал: «Вот станок, становись и работай». А со стороны смотреть можно бесконечно, но при этом ничего не поймешь...

- А сейчас сможете бриллиант огранить?
- Ну, в таком виде, в котором гранят на предприятии сегодня, наверное, нет, хотя если посидеть, поработать, то... Это все навыки, понимаете? Но оценить бриллиант по цвету и чистоте могу легко.

- На глаз?
- На глаз никто не определяет, конечно, нужно 10-кратное увеличение. А рабочие инструменты у меня всегда под рукой: вот пинцет, лупа в столе.

Секреты руководителя
- Какой вы руководитель? Авторитарный? Демократичный?

- Демократию вообще не люблю, честно говоря. И изначально без авторитаризма не обойдешься - система на «Кристалле» построена по военному принципу, так называемая военная вертикаль. Это система перераспределения полномочий. Суть в том, чтобы набрать правильную команду людей, которым доверяешь, где каждый в своем направлении является хорошим менеджером-управленцем. Но управление подобной системой не будет эффективным, когда руководитель являет собою one man show: я один, я все знаю, все сделаю. Эффективный руководитель, по моему мнению, это тот, кто понимает стратегическое развитие своего предприятия. А всеми деталями должны заниматься опытные и знающие люди. Важно четкое распределение полномочий, уровней принятия административных и финансовых решений.

- Сложно ли в вашей отрасли собирать команду? Я имею в виду топ-менеджмент.
- Не просто сложно, я скажу, что вторую такую команду собрать невозможно. Все люди, которые у нас работают, все до единого вышли из завода и прошли все ступени. У нас нет случайных людей.

- Назовите главные качества руководителя.
- На мой взгляд, это профессионализм в первую очередь. Умение подобрать и создать команду единомышленников, думающих, спорящих, компетентных. И еще необходимо уметь работать с людьми. Это всем понятно, но не всем удается.

- А на прием к вам попасть сложно?
- У нас нет такого понятия - «попасть на прием». Все вопросы регулируют начальники подразделений. Если они не в состоянии решить вопрос, да, он выносится на уровень генерального директора. Но это исключения из правил. Скажем, мы нескольких людей спасали: оплачивали коронарное шунтирование, операции, протезирование...

- Предприятие работает в основном на экспорт, правильно?
- Да, на 98%. Наш товар востребован за границей. К сожалению, российский рынок еще не готов к нашим бриллиантам.

- Насколько бриллиант дороже алмаза после обработки?
- В любой перерабатывающей отрасли маржа достаточно маленькая. В самые лучшие времена рынка добавленная стоимость к сырью не бывает больше 20%. В составе бриллианта в среднем «сидит» 85–90% стоимости алмаза. Так же и бриллиант в ювелирном изделии составляет основу стоимости. За рубежом многие компании на этом строят свои маркетинговые программы: купите бриллиант — золото бесплатно. Мы работаем на достаточно узкой марже и боремся за каждый процент с продаж, за каждый процент затрат. Бизнес очень емкий, с финансовой точки зрения, собственных оборотных средств для того, чтобы работать без привлечения кредитных средств, не хватает, и поэтому у нас достаточно серьезный кредитный портфель.

- А у кого сейчас помимо «АЛРОСЫ» вы покупаете сырье?
- Покупаем у De Beers, в Гохране и на свободном рынке. Наши специалисты постоянно находятся в поиске, отбирают сырье, сидят и «перекапывают» алмазы. Мы работаем с живым товаром, который настолько неоднороден, что не может быть биржевым, его нужно смотреть, его не купишь через Интернет. Искусство этого бизнеса – в постоянной сортировке-пересортировке. Алмазы чем отличаются от другого продукта? Из алмаза можно сделать только бриллиант, больше ничего. А для бриллианта, который делаем мы, не каждый алмаз подойдет. Образуется отсев, и его необходимо реализовать на вторичном рынке. «Кристалл» часто упрекают в том, что он занимается перепродажей алмазов. Но это специфика бизнеса. Если мы будем все перерабатывать, то просто закроемся. Мы торгуем только тем сырьем, которое нам неэффективно обрабатывать. И если бы мы этого не делали, то две тысячи человек не сидели бы и не работали.

Отраслевой хаос
- Расскажите, что сейчас происходит в отрасли.
- Положение непростое. Натиск и лоббирование со стороны сырьевого сектора очень сильны, а все призывы развивать перерабатывающие отрасли остаются только призывами.
В алмазопереработке производство сходит на нет: с учетом последних изменений в законодательстве, малый бизнес в нашей отрасли практически исчез, из-за того, что «АЛРОСА» предложила инвесторам работать не через российские совместные предприятия, а быть прямыми клиентами, совместные предприятия закрылись. Собственно, остался один завод «Кристалл», который принадлежит государству, находится в списке стратегически важных предприятий и является предприятием мирового уровня. Созданные в РФ условия, мягко говоря, дают небольшую возможность конкурировать с той же Индией, Китаем или Бельгией. Мы вступили в ВТО, но ничего пока не поменялось. Создали единый Таможенный союз, а он нам еще больше усложнил работу. Мы постепенно процесс проталкиваем, но до оптимальной картины еще очень далеко.

- И что же делать?
- Наша отрасль имеет емкость 6-7 млрд долларов, и, конечно, она может развиваться. Подготовлена программа по привлечению инвесторов, по созданию на территории региона алмазоперерабатывающего кластера, который не требует никаких денег, а только административных решений и изменений даже не законодательства, а внутринормативных актов. Сегодня добывающие страны №1 проводят собственные программы по развитию. Например, Ботсвана уже практически вышла из-под контроля De Beers. Чем мы хуже Ботсваны? Все удивляются, что в России могут делать что-то лучше других. Да, могут, и наши бриллианты - одни из лучших в мире. Мы сделали «русскую огранку» эталоном качества. Сегодня мы производим бриллианты Triple excellent — и это продолжение традиций, наша маркетинговая политика, стратегия поведения на рынке. Нам нужно быть на шаг впереди, чтобы конкурировать.

- Я читала ваше интервью, вы сказали, что в конце 2012-го на рынке сложилась парадоксальная ситуация, при которой невыгодно стало не просто обрабатывать, но даже перепродавать сырье. Но вы прогнозировали, что в марте ситуация должна более или менее стабилизироваться. Ваши прогнозы оправдались?
- Рынок частично стабилизировался. У нас такие «чудеса» случаются с достаточной периодичностью. Вызваны они агрессивной политикой Индии по захватыванию бриллиантового и сырьевого рынков, вытеснению конкурентов (скажем, в Израиле из-за этих действий прекратила свое существование алмазогранильная отрасль). Здесь в игру вступили не рыночные механизмы, которые регулируют цены, а некий финансовый механизм в виде достаточно доступных и дешевых кредитов, которые предоставляют индийские банки, которым, в свою очередь, центральный банк дает соответствующую квоту для поддержки экспорта. Эти кредиты фактически бесконтрольны. Ситуация из-за ажиотажного спроса на сырье достигла абсурда: алмаз стоит дороже бриллиантов и нет смысла его обрабатывать. Все начинают заниматься спекуляцией, строится пирамида. Чем все это может кончиться, показал 2008 год. Когда случился  кризис, деньги исчезли со всех рынков, и с нашего в том числе, в две недели все остановилось, никто ничего не покупал, «АЛРОСА» была на грани банкротства...

Бриллианты навсегда
- Вы возглавили Международную ассоциацию производителей бриллиантов...

- Есть такой грех!

- Ассоциация может влиять на ситуацию в отрасли и на рынке?
- Безусловно. И те заявления, которые мы от имени ассоциации делали, показали это. Посмотрите реакцию Индии на них. Она была молниеносной и истеричной. Задача ассоциации — поддержка перерабатывающего сектора. Конечно, в каждой стране свои нюансы, но мы объединены общим рынком. Сегодня компании, продающие сырье, показывают максимальную прибыльность, в то время как перерабатывающие с трудом достигают заявленных показателей. Но когда рынок качнется в другую сторону, первые, кто пострадает, это алмазодобытчики. Впрочем, они сейчас создают себе запас. Бриллианты живут по более рыночным законам.

- На что еще направлены усилия ассоциации?
- Ювелирные изделия с бриллиантами класса люкс постоянно сужают свою нишу. Происходит это из-за того, что никто в мире не занимается глобально маркетингом бриллиантов как таковых. Бренды работают на себя: Tiffany рекламирует Tiffany, Harry Winston — Harry Winston, им не интересно рекламировать бриллиант так, как в свое время делал De Beers. De Beers провел мощную программу продвижения, их слоган 1946 года «Diamonds are forever» признан одним из лучших слоганов XX века. Сегодня этого нет. De Beers ушел в сторону, а производители ни о чем реально договориться не могут. Мы эту проблему должны решать всем миром. И сейчас разрабатывается программа по возвращению ценности бриллианту, которую он утратил.

- Если представить, что бриллиантовый бизнес — это вид спорта, то какой?
- Ох! Это слалом! Даже не слалом, а могул — в нем спортсмены спускаются по склону, постоянно лавируя между кочек. Нужно оглядываться и смотреть, чтобы не упасть, чтобы лавиной не завалило.

- А вы в этом виде спорта тренер или игрок?
- Пожалуй, и то и другое.

Хоккей и немного политики
- Времени хватает на увлечения?

- Хватает, конечно. Временем нужно управлять. Если человек начинает зависеть от времени, это неправильно.

- Вы играете в хоккей, почему именно этот вид спорта?
- Мне нравится. В свое время мы активно занимались футболом, но, узнав, больше о системе российского футбола я со временем перестал его смотреть. Противно, грязно... Хоккей - более открытая и чистая игра, там невозможны договорные матчи, подставки, сдача игр, там просто нельзя плохо играть. В футболе игроки могут ходит по полю, дурака валять, жуков собирать. В хоккее это нереально: есть пятерка, и если ты из нее выбиваешься, то тебя посадят на скамейку.

- А вы давно стоите на коньках?
- С детства. Мы заливали сами себе катки, делали коробки, но заниматься серьезно и круглый год до 2008-го возможности не было. Получилось так, что я встал на коньки спустя 25 лет: в детстве – последний раз в 13 лет, а потом только в 38.

- Хоккей — игра динамичная, силовая, потому и травмоопасная, так? У вас травмы были?
- Бывает. Но мы играем не в жесткий профессиональный хоккей, поэтому серьезного травматизма нет. Бывают, конечно, какие-то стычки, шайба в лицо попасть может, клюшка отскочить...

- А ваша помощь смоленскому хоккею? Почему этим занимаетесь?
- Я считаю, что в любом бизнесе должна существовать социальная ответственность. Конечно, мы не можем вливать огромные деньги, у нас свой бюджет, и региональная власть это понимает. Но она понимает также и то, что игровые виды спорта, которые привлекают огромное количество болельщиков, положительно влияют на имидж власти. Это такой рычаг, с точки зрения политики, выборной в том числе. Тот, кто понимает, этим занимается. Наша задача - развить региональную хоккейную лигу. Знаете, не все могут играть, например, в КХЛ, там средний бюджет – миллиард рублей. А матчи в столице проходят при пустых трибунах. В региональной же лиге есть свой зритель, он ходит на «своих». Именно поэтому мы развиваем детские спортивные школы, налаживаем систему подготовки спортсменов. Выстроим систему — можно будет наших ребят и в КХЛ отправлять. 

- Кстати, а вы сами в политику не собираетесь?
- Нет.

- Почему?
- Мое глубочайшее убеждение -  в политике должны тоже работать профессионалы, и меня в этом не переубедить. Я был в своей жизни депутатом горсовета и понял, что нельзя быть депутатом и совмещать еще что-то: не получится ни то, ни другое. Мы идем иным путем, наш представитель в областной Думе сегодня занимает должность исполняющего обязанности председателя Думы. «Стреляем» по-крупному! А я в политику не хочу идти и не пойду.

Досье из нашего «Портфеля»
- Максим Александрович Шкадов, родился 8 октября 1969 г.
- Сын Александра Шкадова, внук генерала армии Ивана Шкадова.
- В 1990 г. окончил Ленинградское высшее общевойсковое училище. В звании капитана уволился из армии по сокращению штатов.
- С 1993 г. работал на ограночном предприятии «Кристаллдиам».
- В 1994 г. назначен на должность директора ограночного предприятия «Смоленск-Таше».
- С 1999 г. — заместитель генерального директора — директор по внешнеэкономической деятельности ПО «Кристалл».
- В 2000 — 2003 гг. — депутат Смоленского городского Совета.
- В 2002 г. назначен на должность первого заместителя генерального директора — директора по внешнеэкономической деятельности смоленского ПО «Кристалл».
- 23 декабря 2004 года решением совета директоров ОАО «ПО «Кристалл» назначен на должность генерального директора.
- В 2012 году избран президентом Международной ассоциации производителей бриллиантов (IDMA).

Блиц-опрос
О стиле, парфюме и кино
- Где вы любите отдыхать?
- Для меня главное в отдыхе — возможность разгрузить голову от проблем, а место особого значения не имеет. Я объехал больше 45 стран, и меня, честно говоря, удивить чем-то очень сложно, я человек в этом смысле искушенный. Меня вполне устраивает отдых и на собственной даче.

- И телефон во время отдыха выключаете?
- Нет, перевожу на бесшумный режим, раз в день смотрю, кто звонил.

- Какой вы предпочитаете стиль вождения?
- Зависит от настроения: иногда спокойный, а иногда могу и пошалить.

- И какая у вас любимая машина?
- А у меня нет своей машины. По контракту, который заключен с предприятием, я обеспечен автомобилем, так что в нем нет необходимости.

- Но все-таки за рулем какого автомобиля хотели бы «пошалить»?
- За границей я садился за руль разных интересных автомобилей. Но здесь, в Смоленске, например, на спортивной машине ездить невозможно. Люблю большие, мощные, надежные машины. «Мерседес» предпочитаю.

- Ваш стиль в одежде?
- Поскольку много времени провожу на работе, деловой: костюмы, рубашки и галстуки. За исключением пятницы. Пятница у нас такой негласный джинсовый день, когда все могут одеваться не по дресс-коду.

- А парфюм?
- На сегодняшний момент — Hermes. Очень яркие запахи, стойкие, какой ни возьмешь — сплошной унисекс, удобно.

- Какую кухню любите?
- Русскую, конечно. Еще итальянскую... Мясную, я мясоед.

- Алкоголь?
- Я в последнее время от крепкого алкоголя вообще отказался, лет пять уже. Хорошие красные вина люблю, калифорнийские, аргентинские, чилийские, южноафриканские. Шампанское... Почему бы и нет? Легкий, беззаботный напиток...

- Какое кино смотрите?
- Мне не очень нравится то, что сейчас делает российский кинематограф. Люблю американские фильмы, более серьезные, философские. Сейчас больше даже не смотрю, а пересматриваю. Например, старые фильмы с Бредом Питтом: «Загадочную историю Бенджамина Баттона», «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Легенды осени». Можно даже сказать, что Бред Питт — мой любимый актер, а его «сочетание» с Энтони Хопкинсом — вообще шикарно.



 

Читайте также:
Рождество — время чудес. А потому даже самые...

Топ зимних мелодрам для тех, кто устал от одиночества
Для регионального бизнеса

В Смоленске в очередной раз искали «точки роста»


Сбербанк сокращает время трансграничных платежей для юридических лиц до 30 минут


Как смолянам быстрее зарегистрировать предприятие и начать бизнес
Комментарии

Скрыть форму Правила добавления комментариев

Ваше имя: не обязательно

Ваше e-mail: не обязательно

Комментарий:*

Введите код на картинке:

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

 





Яндекс.Метрика